Фигура писателя 01

I. БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ

1. Уроки детства

а) Роль чтения в становлении писателя

Все писатели сызмальства проявляли интеллектуальный интерес

"В гимназии я ударился во фразерство: что ни прочту, обязательно подражаю" (Некрасов)

б) детское окружение

"И так как Константин Сергеевич [Аксаков] отличался необыкновенно ранним умственным развитием, то нет сомнения в том, что именно идиллические условия, среди которых прошло детство будущего восторженного проповедника необходимости единения интеллигенции с народом, и обусловили в значительной степени оптимистический взгляд его на возможность этого единения"

"В лицее и пансионе воспитанники устраивали театр и играли, но Пушкин и Дельвиг никогда не играли" (из воспоминаний современников)      

2. Потребность в писательстве

а) писательский зуд

1) Писателями становятся люди, которым действительность не предоставляет поле для деятельности

"Когда я стал взрослым, мне захотелось вернуться в детство. Выход был один: стать детским писателем" (Нестайко -- украинский писатель)
 
2) Писательство -- это бегство от действительности

А. Островский писал, что благодаря творчеству он освобождается от тьмы житейских забот

3) К писательству толкает желание обрести духовную независимость

"Быть свободным человеком в мире рабов -- веселого в этом мало" (Борн)

4) Писателя приводит в литературу писательский инстинкт

"Мои книги возникли свободно из необходимости и удовольствия ради, а успех был лишь приятным дополнением" (Томас Манн)

5) Писателем движет стремление к духовному самоочищению

"Я должен либо умереть, либо творить. Художественное творчество является для меня ни карьерой, ни развлечением. Это вопрос жизни и смерти" (Р. Роллан)

6) Дух соперничества

"Писатель хочет не просто сравняться с современниками. Он даже хочет не просто сравняться с Шекспиром, он хочет превзойти его" (Фолкнер)

7) Писатель хочет поделиться своим жизненным опытом

"Какое-нибудь пустяковое огорчение, какая-нибудь маленькая радость ребенка, чрезмерно увеличенные тонкой чувствительностью, часто у взрослого становятся основанием произведения искусства, даже если сам он этого не сознает" (Бодлер)

8) О славе

"Высшая и конечная цель Пушкина-- блестеть, и именно поэзией" (из воспоминаний современников)

9) О деньгах

"Литературные занятия в настоящее время не только могут прокормить человека, но даже могут составить ему обеспеченное состояние" (Писарев)

10) Я пишу, потому что пишу

"В молодости я писал что ни попало, были бы только бумага и чернила" (Крылов)

11) Многие писатели -- это несостоявшиеся проповедники

"Нередко, -- рассказывает Кристофина, сестра Шиллера, -- малютка взбирался на стул, просил меня или мать облачить его вместо пасторской мантии в черный передник и затем начинал с самым серьезным видом говорить проповедь со своей
воображаемой кафедры"

2. Потребность в писательстве

а) Позывные к творчеству

"Я увидел, что это значит -- родиться в фантастическом мире: раскрыть великолепие оседлости, красоту принадлежности к почве, как принадлежит ей дерево, которое облаивают глупцы, а ветра смерти, отчаяния, безнадежности раздевают безжалостно догола; и все равно оно стоит, прекрасное в своей печали" (Фолкнер)

"Я был серьезным молодым человеком, которому какая-то внутренняя сила говорила, что я буду писателем" (Голсуорси)

б) Первые пробы пера

"Это произведение, -- писал Гримм, -- первый опыт г-на Бомарше на сцене и в литературе. Г-н Бомарше, как говорят, человек лет сорока (на самом деле -- тридцати пяти - Авт.), богач, обладатель придворной должности, до сих пор
джентльмен, а теперь некстати забравший в голову фантазию сделаться автором..."

в) Вхождение в литературу

1) Призвание, озарение

"Сейчас для меня стихи Бальмонта остывшая зола, и почти не верится, что некогда они горели, и светили, и жгли" (Брюсов)

2) Жизненные впечатления

"Человеку нужно прожить две жизни. В одной делать ошибки, в другой делиться опытом" (Саади)

3) Советы взрослых и друзей

"В моих стихотворческих занятиях я успел чрезвычайно, имея товарищем одного молодого человека (Пушкина), который, живши между лучшими стихотворцами, приобрел много в поэзии знаний и вкуса, и, читая мои прежние стихи, вижу в них непростительные ошибки. Хотя у нас запрещено сочинять, но мы с ним пишем украдкою (25 марта 1812 г.)" (лицейский товарищ поэта)

4) Требования общества, выраженные в соответствующей системе
обучения и профориентации

"Наклонность к литературе составляла характеристическую черту лицейского воспитания. Между прочим, воспитанники выдумали довольно замысловатую игру. Составив один общий кружок, они обязывали каждого или рассказать повесть или,
по крайней мере, начать ее. В последнем случае следующий за рассказчиком принимал ее на том месте, где она останавливалась, другой развивал ее далее, третий вводил
новые подробности и так до окончания, которое иногда не скоро являлось". (П. В. Анненков)

5) Воля обстоятельств

"Какое-нибудь пустяковое огорчение, какая-нибудь маленькая радость ребенка, чрезмерно увеличенные тонкой чувствительностью, часто у взрослого становятся основанием произведения искусства, даже если сам он этого не сознает"
(Бодлер)

3. Нахождение своей стези; признание

"Мне пятьдесят лет... Хорошо бы с нынешней моей душой оказаться на двадцать лет моложе... Мне уже исполнилось полвека, а я чувствую, что еще только начинаю" (Роллан)

а) Роль связей и знакомства

б) Профессиональный отбор

"Наконец-то мое сочинительство начало кормить меня... Мне тогда было уже 38 лет" (Р. Роллан)

Профессиональный отбор осуществляется и через систему литературных сообществ

в) Писатель признанный и начинающий

"Если в сотне глупых и пустых актов я найду хоть одно явление, талантливо аписанное... я сейчас разыскиваю автора и начинаю учить" (Островский)

"Ты мне прислала записку от m-me Kern; дура вздумала переводить Занда и просит, чтоб я сосводничал ее со Смирдиным. Черт побери обоих! Я поручил Ан. Ник. отвечать ей за меня, что если перевод ее будет так же верен, как она сама верный список с m-me Sand, то успех ее несомнителен" (Пушкин из переписки)

4. Стратегия и тактика писательской карьеры; писатель и друзья; почитатели и критики

"Вы вышли на заре и заорали что есть силы-мочи. А день-то велик. Хватит ли вас?" (Горький Маяковскому) 

а) Писатель и друзья

"С 1779 года, -- говорит Державин в "Записках", -- избрал я совершенно особый путь, руководствуясь наставлениями Батте и советами друзей моих, H. A. Львова, В. В. Капниста и Хемницера, причем наиболее подражал Горацию"

"Я был одним до встречи с Бальмонтом и стал другим после" (Брюсов) 

б) Перелом

"Лирическая, вдохновенная пора поэзии для меня миновалась; могу быть только болтливым сказочником" (Жуковский на старости лет)

в) Искус популярности

"Я сумел пережить боль, потери, бедность. Посмотрим, сумею ли я пережить это" (Стейнбек при присуждении ему Нобелевской премии)

г) Почитатели и критики

"Белинский видел во мне, -- вспоминал впоследствии сам Некрасов, -- богато одаренную натуру, которой недостает развития и образования. И вот около этого-то держались его беседы со мною, имевшие для меня значение поучения"

5. Последние спазмы

Конец пути, подытоживание

"Славно знать, что, покинув землю, оставишь после себя что-то, но еще лучше -- создать вещь, чтобы, умирая, ею любоваться" (Фолкнер)


Рецензии
Добрый день! Спасибо огромное за Вашу страницу и интересные публикации. Не скажу что со всем написанным я согласен, но сама идея, писать о писателях и литературе мне приятна, и читаю я с удовольствием.

Залимхан Абдулаев   21.01.2023 14:32     Заявить о нарушении