Фигура писателя 02

II. ОБУЧЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ

6. Обучение писателя

а) Использование для обучения поэтик

б) Учеба у жизни

"Кто хочет много охватить, тот ничего не охватит. Мы должны
изучать то, что вокруг нас" (А. Островский)

в) Писательские самопризнания как ещу одна ступенька туда же

"Ламберта, Томсона читая,
С рисунком подлинник сличая,
Я мир мой лучшим нахожу" (Жуковский)

г) Литературная практика

"Я понял женщин, лишь написав 'Клариссу'" (Ричардсон)

Собственное бумагомарание -- лучший учитель для писателя. "В молодости я писал что ни попало, были бы только бумага и чернила" (Крылов)

7. Чтение; читательские библиотеки

"У меня кружится голова после чтения Шекспира. Я будто смотрю в бездну" (Пушкин по воспоминаниям современника)

а) Чтение -- вот лучшее учение

"Чтобы написать оригинальное драматическое произведение,
нужно, во-первых, иметь талант, во-вторых, прилежность в
изучении иностранных литератур" (Островский)

б) Беспорядочное чтение

"От философии я перешел к элементарной геометрии, но
никогда не поднялся в этой области выше. Недостаток памяти
заставлял меня много раз возвращаться к началу и снова
повторять все пройденное. Евклид был мне не по вкусу. Он
гонится более за цепью доводов, нежели за связностью идей"
(Руссо)

в) Чем определяется писательское чтение

"В 12 лет отрадой моей была метафизика. По прочтении одной
страницы из Локка разум мой не только обогащался, но
начинал тихо постанывать от восторга" (Э. Браунинг)    

г) Организация чтения

"Из хаоса университетской библиотеки я сумел выловить
немало книг, о которых не имел понятия сам библиотекарь
(Карлейль)

"Читать стихотворцев, не каждого особенно, но всех одинакового рода вместе; частный характер каждого сделается ощутимым в сравнении" (Жуковский)

"Начинал я с философских сочинений: с "Логики", "Опытов" Локка, с Мальбранша, Лейбница, Декарта и других. Я, конечно, не мог не видеть, что авторы эти постоянно противоречат друг другу. Сначала я задался химерическим планом их согласовать. Я изнемогал под бременем этой непосильной задачи и потратил на нее много времени. Я терял голову и не подвигался вперед в моем философском развитии. Наконец я отказался от этой химеры и избрал другой метод, которому я и обязан всеми своими успехами на этом пути и который был наиболее пригоден для меня, вообще малоспособного к учению. Принимаясь за какого-нибудь автора, я ставил своей задачей усвоить его точку зрения, проникнуться его идеями и следовать за ним, не примешивая ни своих идей, ни идей другого мыслителя, никогда не стараясь его оспаривать или ему противоречить" (Руссо)

"Нащокин повторяет, что Пушкин был не только образованнейший, но и начитанный человек. Так, он очень хорошо помнит, как он почти постоянно держал при себе в карманах одну или две книги и в свободное время, затихнет ли разговор, разойдется ли общество, после обеда -- принимался за чтение"" (Из воспоминаний современников)

д) Читательские библиотеки

"Жил некий Серен Саммоник, -- писал Петрарка, -- у которого, говорят, было семьдесят тысяч томов. Это не мудрец, а книготорговец! Недостаточно лишь иметь книги, нужно их знать; нужно их беречь не в сундуке, а в памяти, укладывать не в шкафу, а в своей голове; кто поступает иначе, тот менее достоин уважения, чем книготорговец, который продает их, или шкаф, в котором они помещены"

"Болен я жадностью к книгам. У меня их гораздо больше, чем мне это необходимо, но с книгами то же, что и с другими вещами: каждое приобретение лишь усиливает мою ненасытность" (Петрарка)

8. Писатель и личный опыт

а) Об учебе у "жизни"

"Я не был бы поэтом, если бы не испытывал звучного
многообразия жизни (Гете)

б) Писатель, наука и другие искусства

"Ньютон, Кеплер, Галилей... открыли целые сокровища новому
Вергилию" (А. Шенье)

9. Роль пособий по писательскому мастерству

"Наставления по написанию стиха и прозы -- полная чушь"
(Маяковский)

б) Писатель и другие искусства

10. Обучение поэтическим приемам

а) Чтение

Для выработки своего стиля юный Л. Толстой много переводил.
"Два дня переводил Паскаля... очень хорош" (Л. Толстой)

б) Рифмование, изложение (пересказ)

"При самом начале он - наш поэт; как теперь вижу тот
послеобеденный класс Кошанского, когда, кончивши лекцию
несколько раньше урочного часа, профессор сказал: "Теперь,
господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста,
розу стихами". Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин
мигом прочел два четырехстишья, которые всех нас восхитили.
Кошанский взял рукопись к себе. Это было чуть ли не в 1811
году, и никак не позже первых месяцев 1812 г." (И. И.
Пущин)

Полезно также для обучения заниматья переводами

"Пушкину попался под руку альбом, и он стал переводить в нем французские стихи на русский язык и русские на французский. Так несколько часов было проведено среди самых живых шуток, и я никогда не забуду его игривой веселости, его детского смеха, которым оглашались в тот день мои комнаты" (из воспоминаний Керн)

11. Писатель опытный и писатель начинающий

"Сейчас для меня стихи Бальмонта остывшая зола, и почти не
верится, что некогда они горели, и светили, и жгли" (Брюсов)

12. Нахождение своей языковой панели

а) Язык литературный и разговорный

Знание правильного литературного языка хорошое качество для писателя, но отнюдь не необходимое

"Встретив у меня Дельвига с женою, передал свой разговор с Крыловым, во время которого, между прочим, был спор о том, можно ли сказать: "бывывало"? Кто-то заметил, что можно даже сказать: "бывывывало".-- "Очень можно,-- проговорил Крылов,-- да только этого и трезвому не выговорить!"" (из воспоминаний современников)

б) Многих писателей выручают диалекты

Остро стоит пробема между разговорной и письменной речью.

в) Переход на иностранный язык

"Всякий, выучившийся английской грамоте, неизбежно
становится чтецом Шекспира" (Тургенев)

13. Писатель и общее образование

"Пушкин признавал высокую образованность первым,
существенным качеством всякого истинного писателя в России"
(Анненков) 

а) Самообразование

"Если самообучение имеет свои преимущества, то вместе с тем
изобилует и неудобствами, и трудностями. Например,
неудобство такого самообучения заключалось в невозможности
усвоить просодию и версификацию. Я затратил много усилий и
труда на это изучение, потому что желал чувствовать
гармонию языка прозаического и поэтического. Я должен был
убедиться, однако, что без учителя это почти невозможно.
Усвоив самый легкий размер, именно гекзаметр, я имел
терпение проскандировать почти всего Вергилия, отметив
повсюду ударения и долготу слогов. Потом, когда я бывал в
сомнении, должно ли посчитать данный слог долгим или
коротким, я обращался к моему размеченному Вергилию.
Очевидно, это приводило меня нередко к ошибкам, ввиду
некоторых вольностей, допускаемых правилами латинского
стихосложения" (Руссо)

б) Нужно ли писателю филологическое образование

"В последние годы Пушкин выучился английскому языку, -- кто
поверит тому? -- в четыре месяца! Он хотел читать Байрона и
Шекспира в подлиннике, и через четыре месяца читал их
по-английски, как на своем родном языке" (Полевой)

"Меня формировали не столько [школьные учителя], сколько
те, которых я свободно выбрал во всемирной литературе"
(Ромен Роллан)

14. Выработка стиля

а) Выработка общего стиля

"Учить стилю -- бесцельное занятие. Грамматика -- средство,
а не цель. Мы должны учиться мыслить на языке" (Налбадян)

б) Выработка индивидуального стиля

"У меня светлых мыслей наиболее тогда, когда их надо
импровизировать в выражение или дополнение чужих мыслей"
(Жуковский)


Рецензии