Фигура писателя 03

III. ПИСАТЕЛЬ ЗА ВЕРСТАКОМ

15. Рабочее место писателя

"Я могу работать только устроившись, хотя бы на несколько дней, на одном месте (Золя)

а) кабинет писателя

"Моя квартира состоит из 4-х комнат: столовая, где у меня есть маленький рояль, гостиная с диванами, кабинет, где мой письменный стол, бюро и диван" (Л. Толстой, 1850-е гг)

б) книги на рабочем месте

"Чтобы была для меня просторная комната и в ней шкафы для моих книг, простые, но крепкие. И в эти шкафы пусть перенесутся книги мои, чтобы я их мог расставить при своем переезде" (Жуковский при проектировании своего дома)

в) Рабочий стол

"Для [работы художником] нужны мастерская, полотно, краска и пр., а стихи можно писать в записную книжку, в тетрадку. В любом месте. Я буду поэтом" (Маяковский по воспоминаниям матери)

16. Орудия писательского "производства"

а) бумага -- очень серьезный вопрос

"Пушкин обходился очень небрежно с лоскутками бумаги, на которых имел обыкновение писать". (Липранди)

"Писать стихи Пушкин любил на отличной бумаге, в большом альбоме, который у него был с замком; ключ от него он носил при часах, на цепочке" (из восп современников)

б) Нашествие компьютера

"Я пишу не только на компьютере, иногда и от руки тоже. Рукой я написал "Ловца снов" и "Мешок с костями" - хотел понять, как получится. Кое-что изменилось. Прежде всего, дело пошло медленнее - когда пишешь от руки, времени уходит больше. И каждый раз, когда я начинал писать, во мне просыпался лентяй и говорил: "А это обязательно?" У меня после этих упражнений до сих пор мозоль на пальце. Зато работа с черновиками была куда увлекательней. Мне показалось, что первый вариант получился более отточенным - все потому, что спешить не получалось. Ведь писать можно только с определенной скоростью. Это все равно как мчаться на мотоцикле или идти пешком.
P.S.
Я раньше тоже сочетал рукописание и стучание по машинке и клаве, но последние годы мараю страницы только на мониторе. Мне тоже необходимо видеть сразу всю фразу, а часто - и весь абзац для того, чтобы добиться необходимого ритма, избежать повторов, увидеть слабые места и т.д. Кроме того, историк поневоле использует много цитат, а их удобнее копировать и переносить в текст при помощи мышки :)." (С.Кинг)

в) инструменты писания

"Я пишу от руки, потому что не привык думать за машинкой. Мне нужно чувствовать в руке карандаш, видеть, как из-под кончика карандаша выходят слова, и, если слово не то, я его просто стираю и пишу новое. Мне надо все сначала записать на бумагу. Только после этого я перепечатываю все на машинке, но сначала мне нужно, чтоб текст был написан от руки, чтоб я чувствовал его". (У.Фолкнер)

17. Способ работы писателя

а) диктовка или писание

б) распорядок дня. Рабочий режим

"Отдаюсь работе восемь часов в сутки. А остальное время слушаю музыку, где есть хорошая, и ищу хороших людей" (Л. Толстой)

18. Регулярность и спонтанность

"Я знаю только кабинет. В Москве кабинет и в деревне кабинет" (А. Н. Островский своему брату)

Работать писатель должен легко

а) вдохновение

"Тысячи новых впечатлений охватывают меня... но я не буду заниматься ими, пока несколько не остынет мой пыл, и не смогу спокойно взяться за перо" (Налбадян)

б) регулярность

"Я рисую каждый день. Нельзя пропускать ни одного дня" (Ци Бай-ши)

в) распорядок дня. Рабочий режим

Золя по свидетельству Гонкура, давал себе урок: каждый день писать не менее 100 строк

г) необходимость привычных места и условий работы

"В деревне я писал презренную прозу, а вдохновение не лезет. Во Пскове вместо того, чтобы писать 7-ую главу 'Онегина', я проигрываю в штос четвертую: не забавно" (из воспоминаний современников)

д) писательские привычки

"Я могу писать лишь тогда, когда сюжет сам процедится в памяти" (Короленко)

е) Настрой на работу. Первые слова; затравка

"Вообрази, что до сих пор не написал я ни строчки, а все потому, что неспокоен" (Пушкин из переписки)

з) настрой на работу. Концентрация на работе

"'Полтаву' написал я в несколько дней; далее не мог бы ею заниматься и бросил бы все". (Из письма Пушкина)

ж) перерывы и отдых в работе

То Монтескье казалось, что он не кончит "Дух законов", и он писал: "Жизнь моя идет вперед, а труд -- назад", то снова бодро принимался за работу и тогда уже восклицал: "В три дня я исполнил трехмесячную работу!"

19. Писательское чтение; библиотека писателя

а) Любой писатель -- это прежде всего читатель

"Я помню их [произведения мировой классики] не просто как прочитанные книги, а как события моей жизни" (Стейнбек)

нужно различать читательское чтение и чтение писательское.

б) Много читать или мало

"К эпохе 1823-1824 гг. относится возникшее стремление Пушкина собирать книги, которое заставило его сказать так живописно, что он походит на стекольщика, разоряющегося на покупку необходимых ему алмазов. Большая часть его денег уходила этим путем: Пушкин успел выучиться на юге по-английски и по-итальянски и много читал на обоих языках" (Анненков)

в) Чтение выборочное и "беспорядочное"

"Нащокин повторяет, что Пушкин был не только образованнейший, но и начитанный человек. Так, он очень хорошо помнит, как он почти постоянно держал при себе в
карманах одну или две книги и в свободное время, затихнет ли разговор, разойдется ли общество, после обеда -- принимался за чтение" (Из воспоминаний современников)

г) Чтение, расширяющее кругозор и специализированное

"Мы писатели мало читаем книги своих коллег по СП. Лично я предпочитаю классику" (Трифонов)

"Словарь -- единственная книга, достойная чтения поэта" (Готье)

д) Чтение концентрирующее и отвлекающее

"Каждое утро я начинаю со 'Светской хроники Лондона' иначе в России жить невозможно" (ходовая шутка в московском журнале "Иностранная литература")

20. Идея -- замысел -- план. Осенение, вдохновение, настрой на работу

а) идея литературного произведения

"В основе произведения лежит живая мысль, но зачалась она не в виде сентенции, а в живых образах" (А. Островский)

б) роль озарения

в) выбор жанра и тематики

"Стихов не пишу. А хочется писать что-нибудь прочувствованное про лошадь" (Маяковский, 1918)

г) замысел литературного произведения

"В отчаянной попытке придумать что-нибудь новое, я отправил свою героиню вниз по кроличьей норе, не имея ни малейшего понятия, что случится с ней дальше" (Л. Кэрролл)

21. Писатель в поисках материала; сбор и систематизация. Сбор и сортировка материала

"Современный роман создается по документам, рассказанным автору или наблюденным им в действительности, так же история создается по написанным документам" (Гонкур)

а) Писатель в поисках материала. Где собирает писатель
своей материал

"Большинство наблюдателей могут восстановить жизнь нации по остаткам общественных зданий или изучая домашние реликвии"
(Бальзак)

б) Источники литературных произведений

"Уголовное дело -- благотворный способ познания человека и мотивов его действий" (Голсуорси)

г) Использование материала

"Заметки и цитаты, тогда же бросамые много на бумагу для
памяти, много помогли восстановлению этой сцены" (Анненков)

д) Сортировка и систематизация материала

е) Важность в литературном процессе соблюдения дистанции

"Я погрузился в работу, я облекся в новую кожу... Я теперь уже совсем другой зверь... Я не Жан-Кристоф, я Кола Брюньон" (Р. Роллан об артистизме писателя)

22. Писатель и личный опыт

"Что не выросло и не созрело во мне самом, чем я сам не жил, то недоступно моему перу: я писал свою жизнь и то, что в ней пристало" (И. Гончаров)

а) Только такой жизненный опыт подходит для писателя, который уже был
объектом литературы. То, что никем из писателей не описывалось, того в литературе и быть не должно

б) Опыт внешний и внутренний

Писатель опирается прежде всего на внутренний опыт, но без корреляции опыта внешнего он ноль без палочки.

Недостаток внутреннего опыта восполняется не чтением, а переживаниями

в) Многообразие опыта

Важна не широта охвата в опыте действительности, а прочувствованность самого опыта

23. Тип и прототип

а) Литературные маски

б) Разделение реального лица от литературного персонажа

"Для выражения своей идеи Пушкин удачно выбрал два типа. Из Сальери, как малоизвестного лица, он мог все что угодно" (Белинский)

в) Типы образования прототипа из типа:

наблюдения, воспоминания "Пейзаж взят из моих родных мест. Также и настроения. Ни одного человека я полностью не копировал, но трансформировал прототипы" Тамсааре)

"Прототип и вечные образы"

г) Роль прототипа в творчестве

"Если бы я не узнал Оилетера (?) как следует, ни одной моей строки никогда не было бы опубликовано (Конрад о написании своего первого романа)

24. Повседневная литература как источник для творчества: отчеты, дневники

Повседневная литература -- вот стартовая площадка для творчества

а) Выписки

б) Комментарии

в) Афоризм

г) Анекдот

д) Дневник

"Я веду журнал, то есть записываю каждый день, что со мной случается, в немногих словах как попало, иногда одними значками" (Жуковский)

е) Письма
Структура письма и его стилистическое оформление

"У меня громадная переписка, которая меня прямо убивает, но которая, быть может, окажется главным моим произведением" (Р. Роллан)

ж) Служебная литература

з) Переводы, пародии и пр.

"Два дня переводил Паскаля... очень хорош" (Л. Толстой)

"Какое это занятие... воскресительное для прошлого, живительное для настоящего" (Жуковский о мемуарах)

м) Другие источники

25. Записные книжки писателя

26. Использование материала

а) оригинальность и подражание

"У нас гоголи как грибы растут" (Белинский через несколько лет после появления "Петербургских повестей")

"Сароян пишет так, словно бы до него не было литературы"

б) заимствования

"Я очень полюбил Ревекку и мне хотелось видеть ее торжество" (Теккерей о своей пародийной повести "Айвенго и Ревекка")

27. Композиционная схема; следование плану и девиации

а) композиционная схема

"Каждая сцена должна быть полем битвы. Сцена, в которой действующие лица хотят одного и того же, была бы верхом безвкусицы" (Вольтер)

б) Следование плану и девиации

"Пейзаж взят из моих родных мест. Также и настроения. Ни
одного человека я полностью не копировал, но
трансформировал прототипы" (Тамсааре)

в) рассказ как основа прозаического произведения

"Un roman nait, d'une facon en quelque sorte necessaire,
avec tous les chapitres" (Hugo)

г) роль толчковой идеи

"Однажды, кажется, у А. Н. Оленина, Уваров, не любивший Пушкина, гордого и не низкопоклонного, сказал о нем: 'Что он хвалится своим происхождением от негра Аннибала, которого продали в Кронштадте (Петру Великому) за бутылку рома!' Булгарин, услыша это, не преминул воспользоваться случаем и повторил в 'Северной Пчеле' этот отзыв. Этим объясняются стихи Пушкина 'Моя родословная'" (из воспоминаний современников)

д) особенности организации работы над большими произведениями

"В 'Обрыве', -- говорит Гончаров, -- больше и прежде всего меня занимали три лица -- Райский, бабушка и Вера, но особенно Райский. Труднее всего было мне вдумываться в этот неопределенный, туманный еще тогда для меня образ, сложный, изменчивый, капризный, почти неуловимый, слагавшийся постепенно, с ходом времени, которое отражало на нем все переливы света и красок, т.е. видоизменения общественного развития. Я должен был его, больше чем кого-нибудь, писать инстинктом, глядя то в себя, то вокруг, беспрестанно говоря о нем в кругу тогдашних литераторов, поверяя себя, допрашиваясь их мнения, читая им на выдержку отдельные главы, объясняя, что будет дальше, чтобы видеть, какое впечатление производит он, и бодрее идти вперед"

е) неувядающая роль плана

"Никогда я не начинал произведения, не упрочив заранее его
фундамента и не определив всех его основных очертаний"
(Ромен Роллан)

28. Работа над стилем. Отделка произведения

а) Создание композиционного единства

"Сюжетов Даль не умел придумывать. Язык же от непременного
желания казаться народным, нередко сложен и затейлив"
(критик о повестях казака Луганского)

б) Простота и сложность в литературе

Простоте в литературе (да и не только) нужно учиться.

"У Бунина в каждой строке виден пот" (Куприн)

в) Единство стиля

"Употребление и размещение слов требует тонкости и
осторожности... [У поэта] они покажутся новыми благодаря
умелому размещению и употреблению" (Гораций)

г) Создание иллюзии единства восприятия

"Мысль всегда должна укладываться в четкие рамки строфы"
(Гюго)

д) Техническая работа (уточнение фактов, корректура)

"Работа льется как по маслу... Корректуру могу делать, сколько хочу, а в корректуре поправляется гораздо лучше, чем в рукописи" (Жуковский)

е) Индивидуальный стиль и "хороший" стиль

"Вы его [Уитмена] переводите чересчур бонбонерочно. Надо бы
корявее, жестче" (Маяковский К. Чуковскому)

"Перевод по словарю не удовлетворяет ни чувство ни мысль" (Даль)"

"Языком грубым и необразованным писать нельзя" (Даль)"

"Если, -- замечает Ж. Санд, -- я заставлю деревенского жителя говорить таким языком, каким он обыкновенно говорит, необходимо будет переводить его речи для цивилизованного читателя, а если я заставлю его говорить так, как мы говорим, я создам несообразное существо, в котором придется предположить ряд идей, чуждых ему"

29. Профессионализм в литературе

"Разграничить личность и мастерство актера, наверное, можно только в теории... Мастерство, по-видимому, заключается в том, чтобы в известных целях подавить в себе одни качества и развить другие" (Г. Гатри, театральный деятель)

а) о профессионализме в литературе

"Не могу быть поэтом на досуге. Могу им быть только исключительно посвятив себя музам" (Жуковский)

б) Работа на заказ или по внутреннему побуждению

"Я всегда сочинял легко. Но писать без повода, без определенной идеи невозможно. Какой-то стимул нужен" (Россини)

в) зарабатывание денег писательством

"Литературные занятия в настоящее время не только могут прокормить человека, но даже могут составить ему обеспеченное состояние" (Писарев)

г) подчинение писанию своего жизненного уклада

"Я уже начинаю обдумывать средства, как облегчать саои записи, если ослепну" (Жуковский)

д) создание писательского инструментария, приемов

"Ты не можешь вообразить, как живо работает воображение, когда сидим одни между четырех стен, или ходим по лесам, когда никто не мешает нам думать, думать до того, что голова закружится " (из письма Пушкина)

е) наработка приемов

"Сначала я все пишу от руки. Писать от руки я могу в течение двух часов, не больше, - пальцы немеют. Тогда я откладываю ручку и начинаю перепечатывать написанное, попутно что-то меняя; пожалуй, это первая стадия редактирования". (М.В.Льоса)

ж) Выбор жанра и тематики

"Брось воспевать любовь ямщиков, огородников и всю деревенщину. Это фальшь, которая режет ухо" (Боткин Некрасову)

з) Писатель и редактор

"Вы пишете только то, что вам нравится, а не то, что нужно" (типичный ответ из советских и позднейших редакций авторам)

30. Рефлексия писателя о своем творчестве

"Рисуя, я редко знаю в ту минуту, что значит мой образ, портрет, характер" (Гончаров)


Рецензии