Фигура писателя 05

V. ИДЕЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИДЕЯ ПИСАТЕЛЯ

51. Существуют ли в литературе правила? Законы
литературного восприятия

"Вскоре по выходе повестей Белкина я на минуту зашел к Александру Сергеевичу; они лежали у него на столе. Я и не подозревал, что автор их -- он сам. -- "Какие это повести? И кто этот Белкин?" -- спросил я, заглядывая в книгу -- "Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно"" (из воспоминаний современника) 

52. Предмет литературы

а) Литература исследует или создает?

"Если бы Копенгаген погиб, о нем можно было бы составить
представление по комедиям Хольберга" (Эленшлегер)

"Реальность [твоих стихов] претит всякому, у кого развито
эстетическое понимание поэзии" (Ботаин Некрасову)

б) Писательские сферы

"Кто хочет много охватить, тот ничего не охватит. Мы должны
изучать то, что вокруг нас" (А. Островский)

в) Литература и "жизнь"

"Мы, батюшка, не поэты, простые русские люди. О рубашках
говорим" (А. Островский)

53. Полезность литературы

"Зрелище жизни великого человека -- всегда прекрасное
зрелище; оно возвышает душу, возбуждает деятельность"
(Белинский)

54. Писатель и наука

"Ньютон, Кеплер, Галилей... открыли целые сокровища новому Вергилию" (А. Шенье)

а) Писатель и философия

"Ты романами и повестями велик, но что взялся умы мутить. Это к хорошему не приведет" (А. Островский Л. Толстому на счет увлечения последним философией)

"Художники 'понимают' философию на свой лад -- эмоциональный" (Т. Манн)

б) Факты и вымысел

"Если бы Копенгаген погиб, о нем можно было бы составить
представление по комедиям Хольберга" (Эленшлегер)

"Откажемся от фактов" -- так начал Руссо свое рассуждение
об исторических произведениях

в) Точность и приблизительность в литературе

"При объяснении [слов]... избегались сухие и бесплодные определения порождения школярства, потеха зазнавшейся учености... отвлекающей от дела высокопарной отвлеченностью"

55. Писатель и другие искусства

"Я люблю всех их девятерых. Нужно искать счастья у возможно большего числа муз" (Вольтер)

56. Материал литературы

а) Жанры, специфичные для литературы

"Брось воспевать любовь ямщиков, огородников и всю
деревенщину. Это фальшь, которая режет ухо" (Боткин
Некрасову)

б) Темы литературных произведений

"Я ввел философию в поучительные беседы с пирушками" (Эразм
Роттердамский)

в) Художественные мотивы

"Жар, исходящий от куска железа, нас волнует больше, чем
улыбка женщины" (Маринетти)

57. Герой и герой литературы

"И. Грозный должен быть не криклив и страшен, а строг, величественен и сдержан", -- поучал актеров Островский

а) "Маленький человек"

"Брось воспевать любовь ямщиков, огородников и всю
деревенщину. Это фальшь, которая режет ухо" (Боткин
Некрасову)


б)  Вечные образы

Проблема возникновения "вечного образа"

58. Вечные образы

Проблема возникновения "вечного образа"

60. Язык литературный и обыденный

"Узнать русский язык мне помогла разнородность занятий"
(Даль)

а) Архаизмы, неологизмы. термины

"Язык же от непременного  желания казаться народным,
нередко сложен и затейлив"  (критик о повестях казака
Луганского (Даля))

61. Поэтический язык

"Коллектив 'Художественной литературы' (это подлинная
газетная формулировка) осудил Маршака за недостойный
перевод эпиграммы Бернса (матерной в оригинале)". Маршаку
пришлось вводить свой перевод в рамки приличий

"Чем старше я становлюсь, тем бОльший чувствую отврат к
театрально-риторическому, условному" (Дюрренматт)
 
а) Ритм и оборотистось

Кэрролл обожал инверсионные каламбуры ("я так рада, что не
люблю спаржу. Если бы я ее любила, мне бы пришлось ее
есть")

"Мысль всегда должна укладываться в четкие рамки строфы" (Гюго)

б) Тропы

Тропы -- моторное масло литературы

в) Метафора и деталь

Многие, кажущиеся вычурными метафоры Маяковского поражают жизненной конкретностью, если знать натуру, лежащую в их основе ("Фокусник
рельсы
тянет из пасти трамвая,
скрыт циферблатом башни" --
точная зарисовка трамвайных путей возле Спасской башни в Москве в те времена)

г) афоризм

62. Образ, идея, мыслеобраз

а) Персонаж, образ

"Вы хотите и умеете изображать человека таким, каким он
представляется вашим глазам,- говорила я ему, -- хорошо! А
я стремлюсь изобразить человека таким, каким мне хочется,
чтобы он был, каким, по моему мнению, он должен быть" (Ж.
Санд Бальзаку)

б) Идея произведения

"Пушкин в "Онегине" представил отрадное человеческое
явление во Владимире Ленском, да и пристрелил его, и за
дело. Что ему оставалось еще, как не умереть, чтобы
остаться благородным, прекрасным явлением... Все выходящее
из обыкновенного ряда (у нас) гибнет". (Герцен)

в) Тема и мотив

"Даже малоинтересное в жизни становится интересным в
литературе" (Хоуэллс)

г) Конфликт, оьъект изображения, угол зрения

"В пьесах Островского поражает контраст внешней обстановки
с внутренним содержанием: обстановка смешит, содержание
трогает" (современный критик)

63. Композиция художественного прозведения

"Я пытался изложить мысли так же просто, как просто они мне
приходили в голову" (Вольтер о своей работе над книгой о
Ньютоне)

а) Композиция рассказа

б) Технология написания рассказа

в) Композиция сцены

"Каждая сцена должна быть полем битвы. Сцена, в которой
действующие лица хотят одного и того же, была бы верхом
безвкусицы" (Вольтер)

64. Художественные средства. Описания статические и динамические

в) Композиция романа

"Когда читаешь 'Шум и ярость', прежде всего поражает
странность повествования. Почему Фолкнер разломал на куски
время рассказываемой им истории и перемешал их? Почему
первое окно, которое открывается в мир, -- сознание идиота?
У читателя возникает искушение найти ориентиры и
восстановить хронологию: "У Джейсона и Кэролайн Компсон
было три сына и одна дочь. Дочь, Кэдди, отдалась Дэлтону
Эймсу и забеременела от него; вынужденная срочно выйти
замуж..." Тут читатель останавливается, замечая, что он
рассказывает совсем другую историю: Фолкнер отнюдь не
задумал сначала упорядочить интригу, чтобы потом
перетасовать ее части, словно колоду карт: он рассказал то,
что хотел рассказать, единственно возможным для себя
способом" (Сартр)

б) Диалог и монолог

"Разговор Герцена был разнообразный, как блестящий
калейдоскоп"

"Каждая сцена должна быть полем битвы. Сцена, в которой
действующие лица хотят одного и того же, была бы верхом
безвкусицы" (Вольтер)

65. Художественные средства. Стиль

"Язык как он есть". Дело мудрого очищать язык от личностных наслоений, позволяя правде самой выговаривать себя, считали китайские философы

"При объяснении [слов]... избегались сухие и бесплодные определения порождения школярства, потеха зазнавшейся учености... отвлекающей от дела высокопарной отвлеченностью"

"Забирает мастерство красок. Но нечего ему бедному писать"
(Л. Толстой о Мопассане)

в) Стиль

"Какова бы ни была вещь, есть только одно существительное,
чтобы ее назвать, один глагол, чтобы обозначит ее действие,
одно прилагательное, чтобы ее определить" (Мопассан)

г) Сравнение, антитеза

"Играйте крайности. Только глупец держится середины" (из наставления Гете актерам на репетициях)

66. Писательские приемы

Психологический анализ
Внутренний монолог
в) Аллюзия

"В иронии все должно быть в шутку, и все должно быть
всерьез" (Ф. Шлегель)

г) Описание как художественный прием

"Я хочу, чтобы в моей книге не было ни одного движения, ни
одного замечания, изобличающих автора" (Флобер)



67. Роль традиции в литературе

"Чтобы написать оригинальное драматическое произведение,
нужно, во-первых, иметь талант, во-вторых, прилежность в
изучении иностранных литератур" (Островский)

а) Злободневность и вечность

"Нужно сказать новое слово. А где оно?" (Плещеев)

б) Плагиат и заимствование

"Из его [Пушкина] рассказов Гоголь заимствовал много красок
для  'Бульбы', напр.: степные пожары и лебеди, летящие в
зареве  по темному ночному небу, как красные платки " (Из 
воспоминаний современников)

"Сароян пишет так, словно бы до него не было литературы"

в) Отталкивание

"Ламберта, Томсона читая,
С рисунком подлинник сличая,
Я мир мой лучшим нахожу" (Жуковский)


Рецензии