Бесценное уединение

На побережье стоит небольшая красивая белоснежная вилла из мрамора, словно блестящий сахарок на фоне синего моря. Ее нельзя назвать роскошной, но смело можно сказать про нее, что это строение — образец элегантности. При ее строительстве  явно приложил руку талантливый архитектор. Да и хозяин отличается тонким вкусом. Кстати, хозяин — человек загадка. Про него ходят разные слухи среди местных жителей. Он не постоянный жилец, потому видят его редко. Да и расположена его вилла  далеко от остальных домов достаточно большого поселка. Большинство местных видели его только со стороны, когда он с сигарой в зубах сидел на полукруглом балконе, нависающем над морем, задумчиво любуясь игрой чаек над гребнями волн.

Кто он: богатый русский, страшный бандит, секретный агент? Что только не говорят люди о хозяине этой виллы, стоящей в стороне от приморского поселка на краю невысокого холма.
 
Когда у людей нет информации, они склонны заполнять пустоту фантазиями, при это основываясь исключительно на своем жизненном опыте. А опыт у местных жителей не богатый, потому что людей новых они встречают тут редко. Это дьяволом забытое место на небольшом греческом острове. Туристам оно не ведомо. Уединение с природой — вот главная прелесть этого острова. Я сюда приехала тоже за бесценным уединением, утомленная людским обществом. Позади поселка высокие горы, за вершины которых цепляются тучи, что спасает побережье от дождей. Хотите прохлады, аромата хвои и озоновой свежести — милости просим в горы. Хотите солнца и морского бриза — вас приветствует побережье с нежным золотистым песком. Лучшего места для ценителя покоя и разнообразия природной красоты не найти.

Но вернемся к загадочной вилле. Что же за человек ее хозяин? Как писатель, я чувствовала, что это мой персонаж. Пообщавшись с большим количеством жителей поселка, мне удалось собрать весьма противоречивую информацию. «Кичливый, высокомерный, не знаешь на какой козе к нему подъехать, эгоцентрик, любящий только себя», — говорили одни.   «Человек уникальной породы, отзывчивый, внимательный, понимающий», - говорили другие. Позже я заметила, что первые — люди недалекие, посредственные и главное — никогда с ним не общавшиеся. А вот другие — люди культурные, что-то собой представляющие и знающие его лично. И они, как водится, в меньшинстве. И вот что мне удалось разузнать у них.

На территории виллы расположен теннисный корт. Я бы приняла это за признак роскоши. Но люди посвященные рассказали мне, что корт является необходимостью для хозяина, который для поддержания спортивной формы регулярно занимается с тренером. А еще он позволяет бесплатно играть любому, чей уровень теннисного мастерства может подарить хозяину удовольствие насладиться красивой и увлекательной игрой. С лучшими он иногда играет сам.

Люди, знакомые с ним по теннису, хвалили его мастерство и прекрасную форму, несмотря на преклонный возраст — ему около восьмидесяти лет. А некоторые отзывались о нем, как очень чутком человеке, не равнодушным к чужой беде. Один назвал мне его имя — Александр. Всегда готовый помочь советом и делом, но никогда не навязывающий свое мнение, он многих выручал. Денег тоже не жалел, хотя назвать его сильно богатым никто бы не смог. Возможно потому, что он никогда не зацикливался на материальных благах и относился к ним весьма небрежно. У него было денег ровно столько, сколько нужно для того, чтобы позволить себе не задумываться о них.

Один человек, дом которого расположен ближе всего к элегантной вилле, рассказал мне, что приезжает и живет этот загадочный Александр всегда один. Бывает раз в сезон пару недель. И когда он уезжает — всем становится немного грустно. Поводов для сплетен становится меньше... Меня поразило, как человек, о котором мало что известно, явно нелюдимый, может так заинтересовать и расположить к себе окружающих. В чем же его загадка?

Мне очень хотелось познакомиться с этим Александром. И мне повезло. Он прибыл. Его приезда ждали многие. Хотя никто не смел навязывать ему свое общество, зная, что Александр приезжает на этот остров отдохнуть от суеты. Если человек нуждается в уединении — значит ему есть о чем подумать. А это уже многое говорит об уровне его интеллекта. Меня терзал вопрос, как попасть к этому замкнутому человеку в гости, не разозлив его своей навязчивостью. На помощь пришел теннис. Да, я тоже неплохо умею играть. И годы тренировок не прошли зря. Я рассказала соседу о своем умении и попросила его представить меня Александру, когда тот будет готов принять гостей.

Ждать пришлось неделю. Но это того стоило. Мне был оказан на вилле такой прием, словно я была самым желанным гостем. Столь деликатного и тактичного человека, уместного в каждом своем действе и слове, мне давно не приходилось встречать. Он с первых минут расположил меня к себе. Глубина его карих глаз, отражающих закат солнца, потрясала. Иногда казалось, что он смотрит куда-то в вечность. Но мало смотреть, важно уметь видеть. И видел он явно больше других.

Он пригласил меня за небольшой круглый стол, стоящий на знаменитом полукруглом балконе, смотрящем на морской горизонт. Убранство виллы поразило меня своей простотой и легкостью. Много света, проникающего через большие аркообразные окна, просторные комнаты с высокими потолками. Он угощал меня освежающим фраппе с шариками шоколадного мороженного.

Из нашей беседы я поняла, что он не верит в Бога и вообще что-либо, что не может увидеть или потрогать. Но при этом Александр явно обладал каким-то потустороннем даром. Я его ощущала, но пока не осознавала.

- Простите, что я заставил вас долго ждать. Мне нужно было время, чтобы прийти в себя после долгой дороги и плотного рабочего графика в России.
- Ничего страшного, меня предупредили, что вы ищите здесь уединения.
- Да, за многие годы жизни, проведенные в  общении с очень разными и не всегда симпатичными мне людьми, я очень устал от человеческого общества.
- Вы разочарованы в человеке?
- Нет, что вы! Я жалею человека. Те, кто нам не нравятся: хамы, злодеи, завистники, интриганы — это все глубоко несчастные люди. А остальные — просто слабые, которые проецируют свои комплексы и проблемы на окружающих. Навязывают ненужные советы. Этим и докучают.
- Потому вы так охотно помогаете людям нуждающимся?
- Возможно... Я не задумывался над этим. Просто не могу отказать, когда ко мне обращаются за помощью, которая мне посильна.
- А я вот не всех людей могу понять.
- Я тоже... Я их не понимаю, но я их чувствую. Хотите, расскажу вам про некоторых из местных жителей ? Тут наберется немало интересных персонажей для ваших будущих книг.
- Но вы же с ними почти не общаетесь?
- Верно, но я много за ними наблюдаю со своего балкона, - хитро улыбнулся он. В его глазах читалась слегка ироничная, но добрая улыбка.

И он мне поведал истории некоторых соседей. Меня поразило, насколько точно он рисовал типажи личностей. Как глубоко он понимал и видел их. Замечая все слабости, отмечая таланты и способности. Но тут я спохватилась, ведь напросилась в гости под предлогом игры в теннис. Не успев произнести и слова в свое оправдание, я почувствовала на себе его мягкий взгляд:
- Не надо, никакого тенниса, слишком жаркий день. Давайте сегодня со мной будет общаться писатель, а не теннисистка. Хотя я уверен, что вы прекрасны и в том, и в другом.
- Откуда вы узнали? - поразилась я, поскольку никому на этом острове не рассказывала о своей деятельности.
- Ну как же, вам явно интересен мой персонаж. При этом вы точно не журналист, о чем говорит характер ваших вопросов. Не поверхностных и провокационных, а вдумчивых. Я кажусь вам загадкой. Но никакой загадки нет. Я просто человек, который всегда стремился найти неординарных людей. Которого тяготило общество заурядных личностей. А чтобы найти настоящий чистый алмаз, надо перебрать очень много камней...Вот перебирая их, я познавал суть человеческую. Кроме того, мне пришлось в молодости часто менять сферу деятельности. Достаточно рано потеряв отца, я был вынужден начать зарабатывать уже с 16 лет. Кем я только не работал: и сомелье, и крупье, и рекламщиком, и менеджером в строительной фирме, и мелким предпринимателем. Люди алчные, жадные, посредственные меня утомляли. Но в силу  специфики моей деятельности именно такие по большей части меня окружали. И только к середине своей жизни мне удалось найти дело себе по душе. Всегда общительный, окруженный друзьями, я вдруг замкнулся, почувствовав усталость от общения. После сорока лет начал искать уединения и писать.  Но нет, я не стал писателем, как вы. Мне не хотелось создавать вымышленных героев. Мир фантазии для меня тесен. Нет-нет, не обижайтесь! Я уважаю истинных талантливых писателей . Они — мой хлеб, моя жизнь. У меня нет писательского таланта. Мой конек — распознавать таланты в других, создавать настоящих героев нашего времени. Помогать способным молодым людям выбиться, донести свое умение, мысли, душу до широкой публики. Получить признание. Русская литература — самая богатая литература. Вот я нахожу чистые уникальные алмазы и делаю огранку. И когда они начинают сверкать и ослеплять — отпускаю их. Пусть сверкают, украшают и делают наш мир чуть лучше. В юности я недооценивал значение литературы. Да и искусства в целом. А сейчас понимаю, что литература, как и другие виды искусства — это воспитание молодежи, лучший инструмент для создания будущего через построение ненавязчивой идеологии, без которой успешное осмысленное общество вообще не может существовать. Искусство — это главный смысл и вдохновитель нашей жизни.
- Значит вы помогаете молодым авторам найти свое место в мире литературе?
- Да, можно сказать, что я продюсер писателей.
- Как жаль, что я не встретила вас в молодости.
- Ну что вы, тогда я бы вам ничем не смог помочь. Разве что только восхититься вашим талантом.
- Этого уже немало.
- Но вы явно хорошо справились и без моей помощи.
- Да, но шла я к успеху очень непростым путем. Но об этом как-нибудь потом, если вообще вам будет интересно это узнать.
- Именно этот непростой путь обогатил вас, как и меня. И сформировал ваш уникальный стиль.

Мы еще очень долго разговаривали с Александром. И мне совсем не хотелось заканчивать этот увлекательный диалог. Он был внимательным слушателем и ненавязчивым рассказчиком. Его дар, который я почувствовала при знакомстве — проницательность и интуиция.

Никогда в своих рассказах из жизни не восхвалял сам себя, что говорило о его самодостаточности. Не поучал, ничего не навязывал. Беседа текла прозрачным ручьем, удовлетворяющим жажду утомленного путника, пробирающегося к ручью через толпы навязчивых людей. Мы оказались во многом схожими — в избирательности, которая нас с годами привела к сведению общения с посторонними людьми к минимуму. В богатом и болезненном опыте познания человеческой сути. И в стремлении к людям незаурядным и глубоким.

На остров спустилась ночь, морской ветер проникал глубоко под одежду. Мелкие москиты кружили вокруг зажженной на столе свечи.
- Поразительно, я зажег эту свечу, чтобы разогнать москитов. В инструкции так и написано: «От насекомых». А они слетаются на нее, как пчелы на мед. Вот так и выходит, что мне удалось познать природу человека, но природа москитов мне до сих пор чужда.
- Потому что истинно сложное то, что кажется простым. Так и с людьми. Мне очень легко с вами общаться. Но судя по рассказам соседей — вы очень непростой человек.
- Вы еще сравните меня с москитом, - рассмеялся он. И смех его был искренний, как у ребенка.

Распрощавшись с Александром, я, прежде чем отправиться в отель, долго бродила по пляжу, погрузившись в размышления. Человек неординарный, мастер общения, проницательный. Большинство людей пытаются произвести то или иное впечатление, играя навязанную им стереотипами роль. Но только не Александр. Он был самим собой. И жил так, как считал нужным, не поддаваясь установленным обществом узким нормам. Именно потому многих он раздражал. И только единицы могли понять его уникальность.

Вернувшись в Россию, я решила побольше узнать об этом человеке. Оказалось, что он весьма состоятельный меценат. И первый свой капитал сколотил после сорока, создав платформу для продвижения молодых авторов. И опять же мнения о его деятельности и прохождении капитала сильно разнились. Одни обвиняли его в том, что он обворовывает молодых людей, которые словно рабы пашут на него, сочиняя книги и продавая ему за копейки свой труд. На котором он потом зарабатывает миллионы, успешно разрекламировав. Другие же называют его истинным меценатом, помогающим практически даром молодым талантам в начале тяжелого пути. Знают его очень многие.

Яркие личности всегда неоднозначны. Когда я слышу о ком-то резко противоречивые мнения, мне сразу хочется с этой личностью познакомиться. И я никогда не обманываюсь.

Зимой я снова поехала на тот тихий греческий остров. Моя поездка была спонтанной, но меня там ждали. Мне не приходилось искать повод и объяснения своего приезда Александру. Этот проницательный человек все понял и почувствовал. Мы оба на старости лет обрели настоящего друга.  И чтобы оценить друг друга по достоинству нам надо было пройти непростой путь предательств и разочарований.

Я стала его соседкой, совместив на этом райском острове бесценное уединение с изысканным общением.


Рецензии