Под куполом парашюта

             
               
          Ростов на Дону, аэропорт ДОСААФ. Группа студентов РИИЖТА      (Ростовский на Дону институт инженеров железнодорожного транспорта) записавшихся в парашютную секцию, отрабатывает на взлетном поле правила укладки парашютов. Уложив свой, фотографирую ребят за этим занятием. Подходит инструктор, проверяет мой парашют. Остается довольным, помогает нашей сокурснице Таисии правильно уложить свой.

          Позади остались тренировки по прыжкам с вышки, обкатка на самолете АН-2, когда вся группа – 12 человек на самолете совершала взлет, полет по кругу на высоте 800 метров в течении 30 минут и посадку. Не все выдержали нагрузку, двое не смогли преодолеть то ли страх, то ли что - то еще и были отстранены от прыжков. Остальные допущены и надев лямки парашютов, ожидали своей очереди на посадку в самолет.

          Впереди нас были еще две группы студентов других вузов Ростова. Наконец нас пригласили на посадку в самолет. По приставному трапу поднимаемся и занимаем места на металлических скамьях по обеим бортам, по пять человек. Инструктор приказал пристегнуть фалы вытяжного парашюта на протянутые вдоль бортов тросы, что мы тот час и сделали. Перед взлетом еще раз проверили правильность пригонки парашютов. И только тогда была дана команда на взлет.

          Натужно гудя, самолет делает короткий разбег и мы в воздухе. Земля все удаляется, в иллюминаторы виден весь аэропорт, люди на нем все меньше и меньше. Наконец, мы в горизонтальном полете. Из кабины появляется второй пилот и объявляет : через минуту начинаем прыжки. Встаём с мест и сжимаемся у открытого люка. Звучит сигнал и мы проваливаемся в пустоту. Первое чувство было почти бессознательное, пока не дернулся, раскрывшись парашют. И вот тогда наступило неописуемое чувство свободного полёта.
 
          Осматриваюсь, недалеко плывут ребята, выражение лиц блаженные, все улыбаются. Достаю из за пазухи фотоаппарат» Зоркий»  и делаю несколько снимков вокруг. Но приближается земля. Фотоаппарат обратно под комбинезон, руки на стропах, надо развернуться по ветру. Приземляюсь, касаюсь земли на согнутых ногах и тут же сильный порыв ветра тащит парашют и меня по земле. Лежа, подминаю шелк под себя, останавливаюсь, встаю и вижу, как ветер несет по сухой траве прямо на меня нашу однокурсницу Таисию Воронцову.

          Поднимаю руки и стараюсь смять её парашют. Получается. Тая поднимается, лицо расцарапано, но улыбается, довольна прыжком. Приземляются и остальные ребята. Собрав парашюты бредем к административному зданию аэродрома. После построения и вручения нам удостоверений и значков «Парашютист СССР», укладываем снова, под присмотром инструктора, наши парашюты, размещаем их на полки в складском помещении аэродрома.

           Через неделю - следующий этап прыжков. На этот раз высота 1000 метров, но так же с принудительной вытяжкой парашюта. Прыгаем уже более осознанно. Как только открылся основной купол, вынимаю фотоаппарат, снимаю всё происходящее вокруг, не забывая подтягивать стропы, что бы лететь по ветру (лицом в сторону движения парашюта).

            Третий и четвертый прыжки с высоты уже 1200 метров так же с принудительной вытяжкой, а уже пятый прыжок осуществлялся с высоты 2000 метров и самостоятельным раскрытием вытяжного парашюта. Волновались все, повторяя мысленно все движения, о которых нам рассказывали инструкторы. Обычно, я стараюсь всегда все делать первым. А здесь интуитивно затормозил в открытом люке, но получив толчок в спину от выпускающего инструктора, вылетел из самолета в свободное «плавание».

            Через секунду очнулся и выдернул кольцо. Открылся вытяжной парашют, а затем и купол основного парашюта ПД – 47.  С двух тысяч метров всё видится иначе, чем на 800 и тем более на земле. Аэродром, маленькие самолетики, как игрушечные, здание аэропорта, машины на стоянке. Наш Антошка – самолет АН-2 делает второй круг и вторая группа – пять человек вылетают из люка. Всё это глаза охватывают мгновенно.

             Вдруг краем глаза замечаю, как один из наших «прыгунов» летит прямо на меня, не раскрылся вытяжной парашют. Полотно его прошелестело по моему шлему, интуитивно правой рукой попытался поймать его, не удалось, полотно выскользнуло и рук. Но, вероятно, этого рывка хватило. Вытяжной, пролетев метров 50 от меня ниже, раскрылся и выдернул основной. Все это произошло так быстро, что никто и не успел заметить из наблюдателей на земле.

             Во всяком случае, когда мы приземлились, об этом никто не спросил,а ни я, ни мой товарищ – Саша Бойко – однокурсник,ничего не сказали. Уже по дороге в институт в автобусе Саша на ушко мне поведал, что при укладке парашюта допустил халатность. Думал деталь неважная, подумаешь, чуть неправильно уложить весь парашют. Вот чуть и не поплатился жизнью.
 
             Сделав пять прыжков, наша группа распалась. Кто – то ушел в другой спорт, кто - то посчитал достаточным этих прыжков. Я же решил продолжить и совершить еще несколько. Пока была осень, прыжки продолжались, теперь уже с самостоятельным раскрытием парашютов и с высоты до пяти тысяч метров. Группа из 8 спортсменов тренировалась на затяжные прыжки, пролетев до раскрытия парашютов 20 и более секунд. Постепенно приходила уверенность и мастерство. Мы уже не боялись высоты, легко отделялись от самолета, раскрывали парашюты на заданной высоте…
              Но однажды случился непредвиденный случай: один из нашей команды - Валентин Осипов, уже опытный спортсмен, на затяжном прыжке случайно зацепил ногой стропы парашюта другого товарища и оттолкнувшись, закрутил его парашют. Стропы сложились и парашютист стал падать с высоты 4000 метров. Что сделал Валентин, он, не раскрывая парашют, сделал какой - то невообразимый кульбит, догнал падающего и ухватившись за его лямки раскрыл свой парашют и вместе приземлились на одном.
 
              Это было для многих шоком. На земле не успели даже среагировать. А наш Валька, как мы его называли, даже слегка зазнался, чувствуя себя героем. Я же, сделав ещё пару прыжков, ушел снова в свой родной гребно – парусный спорт. Что же касается прыжков, я сделал фотовыставку в фойе главного корпуса института, в которой на 25 фотографиях показал весь процесс подготовки парашютистов и их самих в момент прыжков и приземления. Так закончилась моя эпопея парашютиста.               
                Бывший парашютист СССР Владимир Левинтас
               


Рецензии