мои рассказы

Терпеливые колхозники
.(навеяны воспоминаниями Вадима Николаевича Макшеева-Спецы-о спецпереселенцах в Васюганье.)



Уполномоченные.
По деревне разнёсся слух- приехали уполномоченные по недоимкам. Недоимки- это недоданные государству какие либо поставки с личного подворья. Был солнечный мартовский денёк, когда  и к нам постучали в дверь уполономоченные…Мы с мамой их уже ждали сидя на лавках…Мама конечно волновалась, но старалась держаться спокойно. Вошли два молодых парня в чёрных блестящих кожаных пальто, продолжая о чём то между собой весело смеятся. Поздоровались. Мама ответила- здравствуйте…Один из них достал пачку каких то бумажек, полистал их и спросил- Азарова Прасковья Степановна? Мама- да.- Как собираетесь рассчитываться с государством,как погасите недоимку?- У нас ничего нет. сказала мама.. -А картошка? –И картошки почти нет…_надо посмотреть…Мама- смотрите…Один из них отвернув полу пальто, стал на колено ,открыл крышку подвала и стал всматриваться в полумрак…Смотрел, смотрел и протянул- дааааа…Встал и о чём то пошептавшись  с напарником объявил- коль у Вас малолетний ребёнок, а картошки нету -недоимку мы погасим…Они быстро попрощались и ушли…Я попросил –мам, а можно мне посмот реть нашу картошку? Мама- посмотри..Я тоже нагнувшись стал всматриваться, пытаясь увидеть нашу картошку….Но её нигде не было видно…Куда же она делась…Не с собой же в карманах они  её унесли. Мама  подсказывает- смотри в дальнем противоположном углу ,нагнись ниже….И только изогнувшись в трипогибели я наконец рассмотрел маленькую кучку мелкой картошки в дальнем углу….Так вот почему они убрались восвояси ни с чем…Теперь то я понимаю, что с той кучкой надо было дожить до весны-до крапивы и лебеды(с них варили щи0,да ещё и оставить на посадку….

Сдохшая кобыла.
Я шёл на рыбалку с удочкой, когда меня перехватил Петька Жигунов, спешащий куда то с ножиком… Он возбуждённо  проговорил, что не туда ты идёшь. Рыбалку надо отменить, так как за огородами сдохла кобыла и мальчишки уже там ножами отрезают себе мясо на суп…Давай быстрее дуй домой за ножиком, а то мяса может и не достаться…Я прибежал домой и крикнул- мама, давай быстрее нож. Сидишь тут дома и не знаешь, что там мясо кончается…Какое мясо. Да за огородами мальчишки срезают себе мясо с сдохшей кобылы…Мама потускнела и сказала- нет Толя, не надо нам такое мясо…Я пытался возражать, как это не надо? Все берут. У нас никогда нет мяса…-Нет, обойдёмся без мяса….Потихоньку мой пыл погас, я успокоился…снова взял удочку и пошёл на речку…Так мясца вволю поесть и не удалось.

Мой хлеб.
В 1-м классе я сидел на первой парте. Помню на большой перемене я достал свою лепёшку и с большим аппетитом стал её есть…Учитель почему то задержался в классе и увидев. как с моей лепёшки высыпаются отруби и какие то белые кусочки удивлённо спросил -Азаров, что ты ешь…Хлеб машинально ответил я .продолжая уплетать домашнюю   выпечку…Аааа протянул он удивлённо.. Его видимо смутили .выпадающие из лепёшки отруби и белые кусочки картошки….Муки в них было мало, как теперь понимаю клейкости никакой. поэтому лепёшка и разваливалась на кусочки…А служащим в том числе и учителям уже выдавали  пшеничную муку, так называемую сеянку…Запах калачей с такой муки просто кружил голову…У двух одноклассниц отцы были служащими и они приносили с собой такие калачи…Но попробовать их мне ни разу не пришлось…

Утренник.
Помню кажется в первом классе на новогодний утренник пришёл ко мне мой дед. Ребята носились вокруг ёлки, некоторые пытались незаметно сорвать для себя какю либо игрушку…А дед отозвал меня к доске наглядной агитации. Осмотревшись вокруг он поднёс свой подрагивающий палец(после ранения в первой мировой войне с немцами он у него слегка мелко дрожал)  и каким то заговорщицким голосом показывая на портрет Маркса (с большой бородой)сказал приглушённо-«запомни внучек, вот это самый вредный» Рядом были портреты Энгельса ,Ленина и Сталина и я спросил, указывая на Энгельса.(у него борода была поменьше) а почему не этот? Он хотел что то ответить, но тут к нам кто то подошёл и ответа ни тогда ни позже я не услышал….Теперь понимаю- он показал мне Маркса- ясно- основатель марксизма…

Моё рождение.
Родился я жарким военным августом в 1944 году восьмого числа прямо на поле ,где мама с женщинами жала рожь…Ей бабы устроили лежанку из снопов принесли молока ,нехитрой пищи и воды…Потом мама мне рассказывала. что через полтора-два часак ней  подошёл бригадир и сказал, хватит Прасковья, отдохнула немного, давай вставай работать. За тебя твою норму никто не выполнит…Война ведь идёт. Всё для фронта, всё для победы…


Наши правители.
Было жаркое лето. Сенокос, страда, все в поле и мужики и женщины и взрослые дети и даже некоторые старики…Зима долгая, надо запастись сеном для коровок…Мы пацанята беззаботно бегали по опустевшей деревне.. И вот ко мне подбегает друг детства Кирилл и зовёт посмотреть что то интересное.. Мы прибежали к сельсовету и тихонько прокрались к окошкам. Там был председатель сельсовета Лзарь Лучкин. Даже мы удивились- все в поле ,а он сидит тут. Он  сидел за столом. На столе стоял графин с водой, стакан и колокольчик. Потом на сказали, что графин с водой- это для выступающего на трибуне, а колокольчик- для председателя- звонить, чтоб остановить выступающего по лимиту времени…Рядом стояла маленькая трибуна, обтянутая красным коленкором. Затем он встал и начал тренироваться перед вечерним заседанием партячейки…Встал и стал кланяться, слегка поворачивая голову то в одну сторону. то в другую. Я прошептал- что он кланяется? Кто то из более осведомлённых ребят сказал, что это он отвечает на приветствие аудитории..? Затем вообще началось что то непонятное- выпады в стороны с приседанием на одно из колен  и выбросом вытянутой руки с ладонью вверх. Выпад влево с приседанием на левое колено и выбросом левой руки вверх и в сторону и наоборот…Позже в школе старшеклассники на концертах ставили такие групповые номера .Они назывались- кажется пирамида….Эти же номера старшие ребята при выпаде в одну сторону потихоньку комментировали- да здравствует Ленин и Сталин,а при выпаде в другую сторону- да здравствует коммунизм. Сейчас представляю  какие  же дураки  руководили  нашими  людьми, невольно участвующими в гигантском  большевистском эксперименте.
Ведь эти же «строители коммунизма» навкалывавшись целый длинный летний день на тяжёлой физической работе в поле должны были Приехав в деревню напоить коней, задать корм и в пропотевших  своих рубашках ,не отдохнув прийти вечером на заседание партячейки.чтоб выслушать ,подготовившегося к докладу председателя…

Недоимка
Зашёл учитель вечером по дороге из школы в сельсовет.. Там две колхозницы рассчитывались за свои недоимки…На лавках сидели ещё несколько человек. Учитель посоветовал председателю сельсовета выдать женщинам  им на вся кий случай справки, что они рассчитались с государством. Конечно ответил председатель,  выдам. Через некоторое время учителя увезли и с концом…Вроде 10 лет без права переписки…Это означало расстрел…Больше о нём никто ничего не узнал…Такое было время…Пришили агитацию против колхозов.


Мой дед.
За развал колхоза деда сослали в лагерь…Какой ему дали срок у нас в деревне не знали…Только через некоторое время он вернулся оттуда живой и здоровый, мало того привёз с заключения прекрасный набор столярного инструмента…чего там  только там не было - шерхебель, зензубель, фальцгебель, шпунтубель, фуганок, стамески, долота,  и др. Впервые  тогда я услышал эти слова. Мне к нему прикасаться категорически не разрешалось. Дед мне выдал отдельный кое какой инструмент.. У меня хранится уникальная в своём роде фотография, где дед сидит в президиуме собрания лагеря рядом с трибуной. Вызван прямо с цеха в полотняной рубахе…У выступающего на трибуне стоит стакан с водой ,а на столе, застеленном красным коленкором стоит колокольчик председательствующего и графин с водой, сидит начальство в кожаных куртках и пальто .На головах будёновки.. Сзади на стене  бюст Сталина, портреты Маркса, Ленина и Сталина, лозунг (да здравствует ВКПб-организатор наших  побед)и диаграммы и таблицы производительности труда цехов зоны. На отдельных щитах размещена некоторая продукция цехов- сапожного, металлообрабатывающего и т.д.Как удалось деду вырваться с лагеря никому в деревне не было известно. Знали только что он бывший воин , волевой , грамотный мужи и к тому же прекрасный столяр…Со мной он тоже на эту тему ни разу не говорил…В последний мой приезд в деревню, когда он был ещё жив, я принёс ему в дом показать мои ружья…Он был растроган, т.к. когда я был мальчишкой сам подарил мне два ружья ,был хорошим охотником и знал толк в ружьях…Именно его фотографию я разместил в альбоме Одноклассников- Харбин 19111.Там четыре охотника(Один из них мой дед) сидят на бревне, с мосинскими трёхлинейками, между ними охотничьи собаки, а передними- дзерены и другая дичь. А дочь командира части подаёт с графина в стакане вино удачливым охотникам. Сзади стоит их эскадрон и повозка, на которой он и привезли добычу…Полюбовавшись моими ружьями, погладив старческой рукой из шейки лож дед сказал- ну так доставай….Я сразу понял, что он о именной шашке, висящей на стене за печкой…так я стал обладателем дедовой казацкой именной шашки, которой я любил любоваться в детстве…

Шутка
Теперь бы это назвали прикол. Подходит ко мне на большой перемене Федька Александров и говорит давай подшутим над учителем. Он был на 2 года старше меня и я слушался его .Я спрашиваю, а что надо сделать…Давай говорит перед самым началом урока зайдём в грязь ,вымажем пожирней ноги(а ходили в сентябре в школу мы ещё босиком) и войдём в класс и сядем на первую свободную парту. Так мы и сделали. Уселись, входит учитель, приветствуя его встаём и усаживаемся. Кузьма Иванович конечно сразу заметил наши блестящие о  грязи ноги си спрашивает почему то меня- Азаров,а что у Вас на ногах? Я- галоши. Ну если у Вас галоши- ты иди в этот угол, а Александров напротив…Я терпеливо простоял целый урок лицом в угол, перемену(Учитель не уходил в учительскую) и вот начался новый урок. Сколько клопов насчитал  Толя спрашивает Кузьма Иванович? Мне бы не язвить,  сказать нисколько, но меня чёрт дёрнул показать за спиной классу два пальца…Ну если два клопа сказал мой наставник, тогда постой и второй час там же, а Федя садись за парту…Ну и поделом. Так обошлась мне моя дурь…


Кочки


Случилось однажды сырое холодное лето и наши деревенские не смогли заготовить сена коровам…В начале марта начался как говорят падёж скота. Корова для крестьянина- всё, особенно если в семье дети…А у мамы нас было двое, я и на четыре года младше меня сестрёнка…мама и говорит- иди в свой любимый охотничьий лес и наруби кочек для коровы…Надо спасать нашу кормилицу…Места ведь ты знаешь…Я взял топор, мешок, встал на лыжи о отправился в лес. Места действительно я уже знал хорошо, так. как. охотился и с ружьём и ловил в силки белых куропаток и в петли зайцев. Какое никакое , подспорье…Даже сейчас много лет спустя сестра всем хвалится- мы без мяса не сидели…Толя добывал в лесу…Хотя конечно это её детская память преувеличивает…Много ли там зимой силками мяса добудешь?
Я направился к Редке, где помнится мне была хороша Я трава- листавушка и кочки…Но добыча корма коровёнки оказалось делом непростым.. Я кое как разгрёб валенками снег, расчистил несколько кочек. но срубить их оказалось делом непростым…Тяпал мёрзлую землю вокруг кочки, обливался потом, но она никак не хотела отделяться от земли. С трудом вырубив 4 кочки,сложил их в мешок, засунул топор за ремень и потихоньку отправился домой…тяжёл был это путь,.. Кочки то с землёй, тяжёлые…Но зато с радостью наблюдал как набросилась наша коровка обгрызать первую выданную ей кочку…Погибала ведь уже…Потом я регулярно ходил по протоптанной лыжне вырубать кочки. Как бы то ни было ,а корову мои кочки спасли о гибели…Чего, чего,а кочек в нашем майзасском  болоте, смыкающим с васюганским предостаточно. Мы остались с молоком


Восьмиклинка

В 1997  я приехал в очередной раз на свою малую Родину в деревню. Побывав у всех оставшихся в живых родственников и приятелей детства занялись моей любимой охотой. Несколько раз выезжали далеко в урманы- в верховье Майзасса.. Это уже южная часть  бескрайнего Васюганья. Племянник договорился и о ночной рыбалке в отдалённом озере с нашим деревенским жителем Дмитрием Ивановичем. Я его помню по школе. Я  учился в 2или 3-м классе, а он  кажется в 7-м. Надо было уточнить кое какие детали предстоящей рыбалки и ---назначил встречу в нашем деревенском клубе вечером в 19-00.Мы с Ваней пришли туда. там шла Дискотека. В полутёмном зале под музыку с магнитофона танцевали местные парнишки  и девчонки. Зал был оборудован цветомузыкой. А проще попеременно мигали красная и синяя лампочки. Дмитрия Ивановича ещё не было и мы стали ждать. Но вот приоткрывается дверь и сначала просовывается из-за косяка кепка восьмиклинка. Дмитрий Иванович , восклицает Ваня. Но нет, это пришёл молодой тракторист на танцы…А почему ты по кепке решил что это Дмитрий Иванович спросил я-  У него кепка восьмиклинка сказал Ваня.. Вот опять появляется из-за косяка восьмиклинка-_Дмитрий Иванович теперь произносит племянник- нет опять не он….Так было раз 5-6 заходили парни все в восьмиклинках и ватниках Тюмень-Сургут но всё не тот,кого мы ждали. Наконец, когда мы уже устали ждать появилась и наша восьмиклинка-Дмитрий Иванович. .Мы обговорили кому что брать для рыбалки , во сколько подойти к лодке и разошлись по домам. По дороге смеялись…А что ты хочешь- привезли в сельпо одного фасона кепки и ватники- вот люди и набрали себе ….Теперь все как клонированные… Такова совдепия….

Охотничьи вещи детства.
В детстве и юности я занимался своим любимым делом охотой и рыбалкой. Очень хотелось заиметь и охотничьи принадлежности и снаряжение. Ружья собирал из снесённых мне затворов, коробок, стволов, хвостовиков, ударных механизмов .Их мы находили на чердаках ,стеллажах кузниц, на полках  амбаров. В военные и послевоенные годы милиция заставляла сдавать ружья, а мужики чаще всего разбирали их на части и клали в потайных местах до лучших  времен. С войны возвратилось то немного…  Вот мы эти железки и собирали.. Ложи делал сам  из свилеватых стволов берёзок. Благо их было много в болотинах…А вот малого топорика долго не было. Его ведь сам не сделаешь. А тут начитаешься о томагавках Чингачгука- так хочется заиметь подобный, маленький. удобный…Но в сельпо привозили только здоровенные плотницкие топоры.. Но всё же однажды повезло. За кузницей нашё выброшенный как m брак маленький топорик. лезвие у него при закалке было поведено слегка. меня это не смущало,сделал ему хорошее удобное топорище и пользовался им до самого поступления в военное училище. .А вот с складным ножичком Лисичка не повезло. А какой красавец и какой надёжный. Накладки-боковинки ручки  проворачивалисьна оси и скреплялись. После этого он уже не мог сложиться. Не порежешь руку себе…теперь подобный нож называют бабочка?............ на Его можно было только купить за деньги в загопушнине в районе. Но денег у меня не было ,хотя 3 лета заставляли таскать волокуши с копнами к зароду для метания.Не люблю я за это колхоз.. такая тяжёлая изнуряющая работа, зной, гнус  и никакой оплаты. .какие то мифические в конце года трудодни….А работа требовала особой внимательности- если зацепишь волокушу за пегнь или за кочку- растеряется сено по всей дороге -вот сколько лишней работы нашим матерям и тётям…
Лыжи делал сам, правда поначалу никак не удавалось засушить в бане носки…Потом понял, терпения не хватало- не давал досушиваться.. они и разгибались…


Адский труд
Денег за работу в колхозе не давали…А ведь надо было купить керосин ,соль, сахар, материю…Единственный надёжный способ-с дать пеньку…После того когда коноплю обмоло тили возили снопы на телеге на старицу замачивать. Чтоб  волокна потом легче отделялись…Мы возили вдвоём с мамой на телеге.. На берегу вырубали жерди, складывали на них снопы, сверху прижимали жердями и увязывали витками-прутьями лозы. Оставляли так кажется до марта. И вот в марте уже на санях приезжали на тоже место, разгребали снег, вырубали полынью над нашими вязками. Разрубали связки и баграми вытаскивали снопы на берег. Какой же это был тяжёлый труд! Какие тяжеленными были снопы! Потом уже дома на огороде составляли из снопов суслоны, вымораживали их и мама на мялке мяла. Затем эти волокна расчёсывали, складывали  и ждали оказии, чтобы отвезти в район на сдачу. Повторюсь-т олько так можно было получить живые деньги…Но как они доставались…Потаскай кА тяжеленные мокрые снопы пахнущие тухлой ,застоявшейся водой- и денег не захочешь…

Угроза подействовала
Невыносимо трудно было женщинам одиночкам в венное да и в послевоенное время…Работа в колхозе была на износ. Времени на своё подворье старались не давать почти.. Даже на зиму дров одиночка не могла заготовить заранее. А их ещё надо было и вывезти из леса…машин тогда не было, возили  на лошадях. на санях. Горели такие сырые дрова плохо, шипели, но всё таки хоть какое то тепло в хате…Однажды тёте Нюре  -безропотной женщине дали кобылку привезти дров.Лошадка еле дотащила пустые сани до леса,а на обратном пути стала останавливаться через 20-3- шагов…Тётя и понукала её и просила и плакала,но видимо силы у лошадки кончались.. И во  не доезжая до дома несколько метров она вовсе упала и уже не поднялась, околела. Тётя испугалась и побежала к своему отцу- моему деду жаловаться и посоветоваться- что делать.? Ведь могут обвинить во вредительстве. Лошадь то колхозная…Дед успокоил ей как мог и отправил к бригадиру, чтоб всё рассказала как было…Долго её мурыжили, таскали в сельсовет, допытывались не специально ли она загубила лошадь…В  Правлении  сказало, что если бригадир, который дал уже больную лошадь напишет правду- как было то ей ничего не будет.. Но бригадир вредничал и писать не хотел…Возможно через её беду хотел насолить кому то из нашей родни…Тогда дед при грозил ему ,что если он не напишет-«Он ему наговорит  килу»( это когда одно яичко опухает до размера малой дыни). Бригадир так страшно испугался, что сам всё уладил в правлении и тётю больше никуда не вызывали….Не знаю что мог «сделать» ему дед. но  что он лечил односельчан от многих болезней знаю точно…И мне присыпал покусанную собакой ногу сулемой- порошком, привезённым ещё с первой империалистической войны.


Земеля
В 90-е годы после службы в Армии я работал фелдъегерем в спецсвязи. Однажды разговорившись с напрником –Никитиным я узнал, что его мать долгое время жила в Западной Сибири на реке Парабель. Так ты оказывается мой земляк сказал я. Я ведь тоже с тех мест-с кыштовского района новосибирской области. Соседи.мол  К чёрту таких земляков закричал в шутку Никитин. Ты то местный, т ы сибиряк , а мой дед владел мукомольней в Ельце.а его со всем семейством как кулака сослали в Васюганье…Там он мучился, надрывался на непосильной работе., там погиб, и только моя мама выжила и вернулась назад..
Но время лечит, сам Никитин этого не испытал, знал обо всём только со слов матери, поэтому на моё полушутливое ,ласковое »Земеля» в шутку замахивался на меня кулаком…

Северный сосед
Как я уже писал, родился и вырос я в деревне Крутиха, кыштовского района новосибирской области. Деревня находится на северо-западе нашего района. Севернее нашей деревни больше нет населённых пунктов. Помню остановлюсь на лыжном путике на охоте, посмотрю на север на бескрайнее болото, на карагайник и такая тоска нахлынет…Знал по рассказам в деревне, что где то там в Васюганье живут сосланные туда кулаки и их семьи, другие ссыльные…Мечтал совершить зимний поход на лыжах до Майска. Почему до Майска?- Да потому, что рассматривая карту видел. что Майск как раз севернее нашей деревни…Хотел увидеть как же там в нескончаемом бескрайнем болоте могут жить люди? Позже узнали.и о посёлке Новый Игол. Теперь есть даже зимник с деревни Орловка(недалеко от нас)до Новый Игол. Познакомился на сайте Одноклассники с некоторыми спецпереселенцами на Васюган------------- Кагадий.Кагадий посоветовал найти книгу Спецы Вадима Николаевича Макшеева .Выписал ей через коомпани.  Озон. И Начав читать никак не мог оторваться…Остановился и начал уже читать-прорабатывать книгу по-своему. с карандашиком, с пометками, с выписками…Сколько нового, интересного, трагического я узнал от очевидца этой трагедии спецпереселенцев, нового контингента, выселенцев…и других мучеников…Особенно сжимается сердце, когда читаешь воспоминания Вадима Николаевича об отце, о маме, о сестрёнке. Вообще я и не припомню, чтобы кто нибудь так проникновенно писал о своём ДЕТСТВЕ. Читал об этом и слёзы капают…Я ведь тоже очень люблю своё детство. Оно можно сказат благодаря моей маме тоже было счастливым. Она никогда не посылала меня на каторжный колхозный труд. А ну их говорила обычно .За это я ей несказанно до сих пор благодарен…(а ведь был случай,когда мальчишка –прицепщик уснув в ночную смену упал  с сиденья и был запахан в землю плугом). Всё это мне  близко, волнующе, потому. что сам жил в деревне южнее васюганья в 1944-1962 гг.Тоже нашим крестьянам досталось лиха…Самому приходилось есть щи из крапивы, лебеды, собирать саранку, ягоды, грибы, рыбачить, ловить в силки дичь, чтобы выжить…В хрущёвские времена маме тоже не давали возможности накосить на свою корову сена. Она сказала- смотри Толя, рыбалка рыбалкой, а не будет коровы- не будет молока. Будешь сам косить сено? Да, конечно сказал я ,только попросил косить в своих любимых местах у реки. .Хорошо сказала мама, трава там хорошая, но полянки маленькие, т рудно будет стаскивать волокуши в зарод.. Два лета и косил…Обуви тоже не было…Помню ,когда мне было 13 лет приехал отец и и подарил мне юфтевые сапоги 44  размера .Дед намотал мне на ноги газету Правда, из неё же наделал стелек, так я и ходил в школу. А сейчас у меня 43 размер.
Уехать с колхоза даже в 1962 году было непросто. Мы с другом детства начали готовиться заранее. Первое с чем столкнулись -где взять фото на паспорт. .Метрики секретарь сельсовета обещал нам выдать).Пришли к своему учителю .Но у него не оказалось под рукой плёнки.. А её в деревне нигде не найдёшь. Нашёлся старый негатив. Но там за нашими спинами фон был из клетчатого одеяла…Он нам посоветовал затушевать аккуратно клетки и на фот о будет уже белый фон. Эту работу мой друг поручил мне .как младшему…первую мою работу он забраковал, так как уши получились как у обгоревшего танкиста- комками…Дал мне тоненькую иголку и сказал- за ушами тщательно прорисовывай линию… Отпечатали фото, получили метрики и втихую  в район. Там паспортист молодой парень стал рассматривать наши документы и фото- а я и ляпни- фото наверное не пойдут? А он -почему не пойдут?- пойдут…Вы ребята молодые, теперь со средним образованием. не жулики.- Так мы получили паспорта и сбежали с колхоза. Я уехал в г.Комсомольск на Амуре, а оттуда в Уссурийск в военное училище…Не всем так везло…
В деревне видел  я бедствия своих деревенских жителей, особенно послевоенных  вдов. Многие так и остались одинокими. А тут ещё безрадостный фактически неоплачиваемый тяжёлый труд, непосильные налоги ,займы и пр.Терпели и жили наши святые женщины…растили детей. мало заботясь о себе…И вот теперь читая книгу и разговаривая по телефону с Вадимом Николаевичем мне со всей очевидностью стало видно какой гигантский гибельный эксперимент утворили большевики со своими кормильцами-крестьянами…И потом в колхозах отбивали трудиться в охотку .с радостью , удовлетворением и пользой. Доходило до курьёзов. Один мужик ехал на санях  с работы  и задремал. Лошадь сама пришла к тому дому ,где была до коллективизации, где её хорошо кормили,л юбили и холили. Подошла и стала у ворот. Это кто то заметил, доложил куда надо и мужика забрали…Насовсем..За попытку  колхоза…
Вот написал свои воспоминания о деревне Крутихе. Соседи  ведь мы по сибирским меркам…С нашей деревни до Нового Васюгана, где тоже проживал Вадим Николаевич зимой можно теперь добраться…Только надо ,чтоб морозы покрепче схватили болото…
Рад, что познакомился с таким интересным и мужественным человеком. Спасибо и писателю Валентине Чубковец, через которую по интернету общаемся  с Вадимом Николаевичем .

Колхозу не должник.
В летнюю страду мама всё дневное время была на колхозном поле и я 5-летний мальчишка слонялся по двору, был предоставлен самому себе. Однажды мама спросила, не хочу ли я ходить в садик, там мол и кашу дают…Время было послевоенное, голодное , есть всё время хотелось и я сказал. что хочу  в садик. Только ходить тебе придётся одному, так   как я ещё раньше уезжаю в поле, сказала мне мама. На второй день соседская девчонка Зоя 13 –ти лет, которая иногда приглядывала за мной, повела меня в садик для знакомства. Попали мы прямо к завтраку. Помню рой мух, блестящий крашеный пол и нянечку в белом  халате. Она спросила, хочу ли я ходить в садик ,а повариха тут же принесла  мне на широкой алюминиевой тарелке жиденькую кашу. Как теперь понимаю это была не рисовая,не греча, не пшёнка, не овсянка ,а пшеничка…У неё какоё то особый вкус и её дети вроде недолюбливают? Но Зойка сказала, коль я с завтрашнего дня начну ходить сюда, то каши ещё наемся, а сейчас ей некогда, надо идти домой ,так как её ждут подружки.. Ухватила меня за руку и потащила домой…
На это садиковская эпопея не кончилась. На следующее утро я уже один пошёл в садик. Миновал первого соседа, но у ворот второго соседа стояли штук пять гусей. Мальчишка я деревенский и конечно не боялся ни гусей ни коров. Я спокойно прошёл мимо их ничего не опасаясь.но один вредный гусак подбежал сзади ко мне и внезапно сильно ущипнул под коленом…Я скрючился от боли , закричал ,замахал на него руками и отогнал… Он вроде вернулся к стае недовольно гогоча. Только я сделал несколько шагов,  как опять тот же гусак вцепился в мою ногу и главное в то же больное место… Тут уж я взвыл от боли, заревел и побежал назад к себе домой…Так окончились мои попытки ходить в садик. Больше я никогда даже не заикался об этом. Так что бесплатной колхозной каши я даже не попробовал… И колхозу ничего не должен. А всё  таки интересно- вкусная была каша?


Тетерева детства


Теперь в новых правилах разрешили мелкашку на тетерева и глухаря, это о недомыслию офисных чиновников или даже по злому умыслу...Или лоббисты нажали...эти винтовки скупят.. а потом через несколько лет 22 лр опять запретят для охоты...действительно по совести сказать с мелкашки из 10 стреляных тетеревов-1-2 подранка...Это большой ущерб природе...пулять будут по тетеревам с салона авто  проезжая по дороге. И бесшумно и далеко и патронов навалом...а у глухаря вообще крепкие грудные ребра.
..Были у меня в последствии собственные   и тоз 8 и тоз16 и тоз 12..отличные винтовки...мечта многих...Охотился и на рябчиков и на тетеревов...добывали много(Зап.Сибирь)...налетали тысячные стаи с болот(васюганского)-на жнивьё и почки осин и берёз.. Стрелять начинаешь с нижних...чтобы при падении он не распугивал сидящих рядом.. Сдавали в заготпункты...первый сорт 1.60р второй-1.50р третий 1.40р.-помятый окровавленный. С района приезжали на машине  М 20 кажется -Победа с обоими ведущими мостами.. Однажды посадили меня за стрелка  подменив всё время мазавшего дядьку с похмелья. Набили тогда много...5 штук дали и мне. Потом мелкашку запретили для охоты. Жалко было...удобно...бесшумно...патронов много- но-правильно сделали. Нечего истреблять  таких красивых птиц. Тогда хоть на машинах охотились единицы…большое начальство с района.. Сейчас опять разрешили...дурь...абсурд...перебьют всех тетеревов с  форточки салона авто с


Грабитель.
Однажды в 30-е годы дед поехал продавать одну лошадь а район…Проторчав там дня 2-3 и не найдя покупателя поехал дальше к  железнодорожной станции Чаны… Ехал на санях, запряжённой  лошадкой… а сзади на верёвке бежала лошадь для продажи. Там тогда  (да  и сейчас много) жили сибирские татары. Места были бандитские… милиция  там ничего не могла сделать…Грабежей проезжих  с убийствами было много.. Есть такая народность.- сибирские татары.. Их столица рядом в сторону Омска-ж/д  станция-городок ТАТАРСКАЯ.(я с неё несколько раз добирался до своего района  Кыштовка в распутицу на попутках)… Там он на базаре  сторговался  с покупателем и продал лошадь. .А рядом крутился мужичок и  задал откровенный вопрос –Не боишься с такими большими   деньгами тут ездить…Дед сказал-У меня с собой семь  помощников…Тот-Каких?-дед  достал из-за пазухи полушубка револьвер-наган(привезённый ещё с первой мировой войны)и показал. Закупив что необходимо на базаре,перкусив и поехал не спеша  домой в свой район. А когда уже в сумерках проезжал через буераки сзади  кто то  внезапно прыгнул на задки саней-  на полозья. Он  не оборачиваясь и не рассматривая с размаху сильно   наотмашь ударил рукой и попал  по лицу грабителя…Тот взвыл и  свалился я в овраг.. Лошадь понесла с испугу…но в е опрокинулись и благополучно уехали домой…дед говорил. что если бы ещё мгновение он потерял  поворачивая голову-то удар ножом или топором был бы для него концом жизни…Видимо  у бандитов была налажена чёткая система оповещения и наводки…пока один выяснял .то что ему надо-другой уже выехал на пустынную зимнюю ночную дорогу в засаду…


Вкусной ли была каша?
 Этого я так и не узнал...Привела меня однажды одна старшая  девчонка -Зойка в детский садик в Крутихе..Мне было наверное года 4-5...там как раз давали кашу...мне так понравилась на вид каша...(дома то была одна картошка, послевоенные голодные годы…а ещё и безотцовщина) что нянечка поняла и спросила-Толя-хочешь кашки..? Я хотел сказать да,но Зойка опередила и ответила--мол вот он завтра начнёт ходит в садик и попробует кашу..и схватив меня за руку увела домой...(она оказывается торопилась гулять с подружками) .на второй день я один пошёл в садик..(а идти было далеко..так далеко я один пока не ходил...- но у ворот желтковых ко мне подкрался сзади гусь и очень больно ущипнул под коленкой...но я всё же деревенский мальчишка и  стерпев боль  отогнав  его пинками... пошёл дальше...но он -подлец снова подкрался по-тихому и вцепился опять в то же место...тут я уже не стерпел и заревев побежал домой. .долго не плакал-не было смысла…так как мама была уже на работе….других попыток ходить в садик  не было...и до школы потом гулял на свободе дома один ...так в детстве мне и не пришлось поесть бесплатной колхозной каши...(так что я колхозу ничего не должен). новосибирская область...кыштовский район..деревня Крутиха.и Шутка---наверное не зря я тут в ленобласти одним из первых освоил охоту на гусей (как только её  разрешили в России) и  ко мне потянулись начинающие охотники за получением опыта...в подкорковой области наверное сохранилась память...


время войны в Александро-Невской  Лавре был военный госпиталь...мать моей жены девочкой там работала нянечкой.ей было 14 лет...поэтому и выжила...сначала с боровой вдоль канала ходила  на работу-службу ,а потом их перевели на казарменное положение..Стало  лучше...не надо было  зимой в сумерках пробираться среди трупов...И стояла однажды  караульным у овощехранилища и была свидетелем,как нквдэшники выгружали  в грузовик со склепов ракетницы...консервы и прочее шпионское немецкое снаряжение... их обнаружили по запаху поджариваемых консервов из склепа...Так что фильм Зелёные цепочки-на реальных событиях...Она награждена орденами и медалями...,блокадница...Там же выхаживала и полюбила  молодого раненого партизана ленинградской области...создали после войны семью...


Рецензии