Обходная тропинка

Обходная тропинка.


Моими любимыми воспоминаниями являются воспоминания детст¬ва. Тем более, что начиная с десятилетнего возраста они напрямую связаны с охотой. Родился и жил я в глухой деревне Новосибирской области. Дорог и цивилизации не было. Кругом необъятные непроходимые болота "аж до са¬мого Северного Ледовитого океана', лишь с юга (от Транссибирской магист¬рали) можно пробраться к деревне. Рядом, в трех километрах, была еще од¬на деревенька - Еланка, а далее - "край света".
Возможно, такими теплыми воспоминаниями я обязан Природе и своей маме, которая не настаивала на моем обязательном участии (в школьные го¬ды) в колхозном каторжном труде.
. Как я стал охотником? Мне шел седьмой или восьмой год. Помню, чем-то сильно болел. Больниц поблизости не было. Выживали кто как мог. В семьях умирало много детей. Все лежало на старых бабках: родители ведь на ра¬боте...
Сидел я как-то дома и наблюдал в окно, как синицы прыгали по засне¬женному огороду. Заходит мамина подруга - тетя Катя и говорит: "Толя, а ты что сидишь, бездельничая?" — Я говорю: "Я болею". — "Так ты бы охотой занялся".- "Какой?" - "А ловил бы в петли лосей на огороде. У вас их много. Лес-то рядом". Тут же ножом отшепила лучину от полена и приладила к ней нитку-петлю. Мама смеется: "Не выдумывай". А она не поленилась: вышла во двор, утопая в глубоком снегу в своих латаных валенках, пробралась в ого¬род напротив окна и воткнула лучину-"волок" в снег. Петельку повесила на веточку полыни. Пришла и говорит: "Вот теперь смотри не прозевай, если влетит лось" (именно лось, а не заяц - на меньшее с голодухи она, наверное, была не согласна). И с этого момента я непрестанно крутился у окна. Рано утром соскочил с печки посмотреть, не попался ли кто. Мама говорит: "Да ложись спать, еше темно, ничего не видно".
А между тем по деревне разнеслись слухи, что Толик Прасковьин (то есть я) плох и уже не жилец на этом свете. Наверняка помрет. А как туг было по¬мирать, если стояли петли!? Если надо было ждать улова — лосятинки-то хо-телось...
С тех пор я навсегда заболел охотой. Спасибо судьбе и тете Кате. У ка¬ждого, конечно, свой путь в охоту...
За усердие в поимке и уходе за пчелиными роями дед к десяти годам по¬дарил мне Иж-5. Сначала с условием хранения ружья в его доме, а года че¬рез три отдал его в мое полное распоряжение. Дал коробку дымного пороха и капсюлей "центробой". Пыжи делал из листков школьных тетрадей, а дробь выковыривал из соседней бани (после очередной пристрелки дяди Феди). Поз¬же на вырученные за мед деньги дед ку¬пил мне в районе новое ружье ИЖК 16-го калибра. Хоть я и пытался обкатывать на сковородах выковырянную дробь, но бой ружья был неважным. Часто тетерев улетал, а с березы сыпались лишь перья. Теперь я понимаю, что дело было в пло¬хой обтюрации бумажных клочков-пы¬жей...
К тому же не раз получал нагоняи за "испорченную" баню. Иногда брев¬на приходилось расковыривать глубоко хвостовиком  напильника (если извлекал пули штуцера дяди Феди).
На охоту далеко ходить не приходилось, Тетерева осенью тогда подсажи¬вались на деревья, растущие у домов. Здесь же на огороде стрелял ворон, пристреливал ружье по мишеням.
В то время появились гусеничные трактора ДТ-54. Они размесили цент¬ральную улицу, наделав грязи, и люди в "центр" (магазин, почта, школа, сель¬совет) ходили "по огородам", то есть по траве вдоль прясел огородов. Зная, что в моем доме в любой момент могла открыться дверь и начаться пристрел¬ка, предусмотрительные осторожные старушки обходили мой огород сторон¬кой, по дуге. За ними последовали и другие жители... Так постепенно обра¬зовалась "обходная" тропинка. Я даже не припоминаю гонений из-за этого на себя. Очевидно, все воспринималось как должное. Да и жаловаться на ме¬ня было некому - безотцовщина.., Дед ни разу меня за такие вещи не ругал. "Главное - не балуйся с ружьем и не направляй его на людей", - учил он ме¬ня. Я четко знал, что за нарушение этого приказа буду лишен ружья.
Зимой я промышлял традиционными способами охоты. Ловил белых ку¬ропаток в силки, зайцев в петли. Но вот беда, если с силками на куропаток можно было выйти из положения (сбегать на конюшню и настричь волос с конского хвоста), то с проволокой на зайцев было худо. В деревне лишней "железки" в то время вообше нигде не найдешь, не говоря о проволоке. Но все же "счастье" подвалило неожиданно. Приехали из района монтажники и тянули какую-то "линию". Дед насобирал обрезков этой проволоки. Захожу я как-то к нему, а он достает из печи моток раскаленной красной проволоки и говорит: "Вот тебе на петли, лови зайцев, корми семью". Дед для меня все¬гда был авторитетом, но все же я (уже имея кое-какой опыт) усомнился в при¬годности этой проволоки. Уж больно толста она была. Дед: "Ничего, в мо¬роз влетит как миленький".
Не мешкая, я тут же побежал за огороды и расставил штук десять петель на беляка. На другой день, еле высидев на уроках, я побежал проверять свои снасти - услужливое воображение всегда рисует радостные картины поимки зверя, сулит небывалые удачи...
Подходя по кромке болотца к одной из петель, я ешё издали почувство¬вал, что здесь что-то не так. Какие-то изменения в обстановке. И точно. По¬дойдя ближе, я увидел, что кора березки ободрана, снег размётан, но зайца - не видно...
И лишь подойдя вплотную, увидел здоровенного беляка, завалившегося в углубление между высокими кочками.
Именно с той поры люблю пасмурный зимний день, неспешный обход своего "участка", разбор следов зверей. Зверовой охотник должен быть сле¬допытом... Сейчас на лисьих засидках это мне здорово помогает.
Прошло более тридцати лет. Снова я в своей деревне на чучелиной охо¬те на косачей. Тетеревами по-прежнему облеплены многие березы и осинки перелесков. Вот что такое отсутствие химизации и цивилизации! Да и бес¬крайние болота - надежные убежища для них. Клюквы, черники, голубики -море! Снова, как в детстве, несу домой отливающих синевой упругих, тяже¬ловесных птиц.
И снова путь по "обходной" тропинке вокруг огородов. Она так и при¬жилась, укрепилась... Хотя уже много лет, как там не стреляют... Да и много людей уже сменилось... А тропинка жива.
Встречаю соседку, дочь тети Марии: "Толя, а тропинка-то так после тебя и осталась..." Я отвечаю: "Спасибо! Я вижу..."
Но грусти от этого не меньше...Где Вы друзья детства….
Анатолий АЗАРОВ, г. Санкт-Петербур-член Ассоциации оружиеведов Арсенал.


Рецензии