Царство Славия на землях Великого Новгорода
Царство Славия находилось на землях Великого Новгорода
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
В данной статье попробуем определить археологические культуры, которые могли соответствовать времени возникновения земли или царства Славии. Исходить будем из того, что царство Славия существовала задолго до призвания Рюрика, то есть до летописных событий.
Что говорится о трех царствах русов: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба, который город больше Булгара; другое племя называют Славия и еще племя называют Артания, а царь его находится в Арте. Купцы прибывают в Куябу. Что же касается Арты, то никто туда не входил, ибо они (жители) убивают всякого чужестранца, путешествующего по их земле; только что они спускаются по воде и торгуют, но никому не рассказывают о своих делах и не допускают никого провожать их. Из Арты вывозятся черные соболи и свинец. … Одежда их - короткие куртки. Арта находится между Хазаром и великим Булгаром, который граничит с Румом к северу. Они многочисленны и так сильны, что наложили дань на пограничные места из Рума, внутренние Булгаре же суть христиане".» (Из "Книги климатов" Абу-Исхака аль-Истахри аль-Фарси (написанной около половины X века)
Доктор исторических наук Могайт Аександр Львович в статье «К вопросу о трех центрах Древней Руси» писал: «Откуда взялась арабская легенда о трех племенах и о трех центрах Древней Руси? Имеет она какую-либо историческую почву или относится к досужим выдумкам древнего путешественника? В. А. Пархоменко заметил совпадение данных антропологии, археологии и филологии, как бы подтверждающих триединство восточного славянства. Замечательно также, что подобно тому как арабские писатели признают вятичей одним из главных славянских племен, данные языка и антропологии позволяют выделить это племя из других восточнославянских племен. Это позволяет говорить о том, что вследствие каких-то сложных исторических процессов в период разложения родового общества восточнославянские племена составляли три большие группы, давшие общность языковых явлений, общность антропологического типа и общность исторических связей. Сообщения арабских географов — не выдумка, а могли быть связаны с реальной действительностью.»
Отметим, что единство славян пришедших на новые - старые земли своей прародины скрепляли племена потомков древних ариев оставшихся на Русской равнине посли ухода с неё их меньшей части, в чем помогла близость к славянам их языка, культуры, традиций.
О существовании государственности северных славян в древности говорится в работе А. Васильева «О древнейшей истории северных славян до времени Рюрика» изданной в 1858 году.
После фактов приведенных в древних источниках (подробнее в нашей статье «Государственность у северных и северо - восточных славян в древности» Васильев отмечает: «Неизвестность времен даже существования городов, которых видны теперь только следы, неизвестность времени построения многих и до ныне существующих городов – доказывают, что славяне севера за много столетий до Рюрика имели оседлость, значительность и гражданственность, следовательно столь же устроены как и греки древних отдельных государств Греции и естественно имели своих Демосфенов, Периклов, Фемистоклов, которые неминуемо проявляются в стране раздробленной на малые области и управляемые выборными лицами. Но многие русские не хотят сообразить, что существование городов, т.е. благоустроенных общин не может быть без благоустроенности гражданской и как бы боятся подумать, что северные славяне, имея города должны были иметь установления законы войны и замирения»
Отметим и важное замечание автора: «Славяне севера чуждые волнений и тревог южных славян должны были иметь, и свою Степенную Историю, прерванную великими внутренними междоусобицами … прерванную проникновением в Россию Христианства, обратившего не только всех тогдашних писателей, то есть монахов к греческим сказаниям, но увлекшего их в ненависть ко всему языческому, т.е. ко всему прежде бывшему…»
Подчеркнем, что Рюрик был приглашен на княжение в земли, где уже были древние города и крепости такие, как Новгород, Ладога, Любшанская крепость и перечисленные в ПВЛ большинство летописных городов уже существовало причем рядом с более древними исконными русскими городами (об этом подробнее в нашей статье «Летописные города Северо – восточной Руси – поздние города дублеры. Экспансия с запада?»
Какие археологическую культуры были на северо – западе Русской равнины, которые относятся к славянам и существовавшие в период с V – IX века на территории будущей Руси?
В Большой Российской энциклопедии говорится(БРЭ): «В Псковско - Ильменском регионе это – культура псковских длинных курганов (5–8 вв.), по всем признакам соотносимая с раннесредневековыми славянскими древностями, она постепенно перерастает в древнерусскую ... Кривичи псковские были прямыми потомками носителей культуры псковских длинных курганов. В Смоленско-Полоцком регионе формируется тушемлинская культура (5–7 вв.) … В 8 в. сюда переселяются славяне из Псковско - Ильменских земель, складывается культура смоленско-полоцких длинных курганов (8–9 вв.), отождествляемая со смоленско-полоцкими кривичами»
Добавим к этому Культуру новгородских сопок — «славянскую раннесредневековую археологическую культуру, существовавшую на территории современного Великого Новгорода и возникшая из союза разных племен. Сформировалась примерно в VII—VIII веках».
В БРЭ о ней сказано: «Сопок культура - археологическая культура 8–11 вв. в бассейнах оз. Ильмень, рек Волхов, Сясь, верхнего и среднего течения Мологи, верховий Луги, Плюссы. Характерны сопки, расположенные по одной, в осн. две – четыре, до шести (изредка до 20) близ селищ, гор. центров Старая Ладога (более 40 сопок), Рюриково городище и др. На селищах, образующих скопления (гнёзда), изучались срубные дома с печами-каменками в углу, ямы и др. хозяйств. сооружения, свидетельства пашенного земледелия, животноводства, металлообработки, косторезного и др. ремёсел, промыслов, торговли (среди находок –дирхемы и др.). Лепная керамика (в осн. горшки с ребром в верхней части) с сер. 10 в. вытеснялась сделанной на круге. С. к. сложилась в ходе слав. расселения, приведшего к образованию словен; явилась основой др.-рус. культуры Новгородской земли.»
По - нашему мнению археологические культуры псковских длинных курганов 5 – 8 веков и новгородских сопок 8-11 веков, как раз соответствуют временам существования царства Славии арабских географов. В этих культурах были уже и свои города, и крепости такие, как Ладога, Любшанская крепость, Рюриково городище и десятки других городищ того периода.
Свидетельство о публикации №223010201433