Праздник Шорыкйол
В праздник Шорыкйол ряженые во главе с Васли мочор* кугыза и Васли мочор кува ходили по домам. Хозяева дома лучшим образом встречали ряженых. Для них готовили гуся и другую дичь. Специально к празднику для ряженых берегли лесные орехи. Обязательным блюдом являлась овечья голова, пельмени из баранины, холодец, команмелна*.
Мне всегда нравились все марийские праздники. Рождество марийцы называют Рошто, но в деревне слышала совсем другое название – это Шорыкйол.
Часто к двоюродной сестре любила приходить в гости, особенно в зимние каникулы. К сестре Фотинии приходили подруги детства, которые любили наряжаться. Заранее девочки приготовленные тулупы наизнанку переворачивали, на ноги лапти обували. И откуда лапти находили? Для меня до сих пор загадка. На голову надевали мужские перевернутые ушанки, лицо закрывали маской, для этого использовали марлю. Мастерски рисовали маску, вместо карандаша использовали печную сажу – красили глаза, брови, нос. Место рта срезали ножницей и вокруг рта обводили черной сажей. Все с собой брали сумку или котомку, У каждого на руке из неочищенного дерева палка. Девочки и женщины превращались в мочор кува, а если мальчики и мужчины наряжались, то в мочор кугыза.
С виду посмотреть на них было страшно. Они кучками, человек от семи до десяти во главе с Васли кугыза и Васли кува, ходили по домам. Раньше в дома ворота не закрывались. Любой приходящий мог зайти в гости, все были рады гостям, без угощения никто не уходил.
В настоящее время просто так не попадешь к соседу. У всех железные ворота, день и ночь закрыты замками. Жители деревень перестали по гостям ходить к соседям, живут своей жизнью и почти не общаются. Как говорят жители деревни, скучно стало. Словно чужие, хотя живут на одной улице.
Праздник Шорыкйол тянулся вплоть до старого Нового года. С вечера 6 января многие топили баню. В этот день заранее сосед соседу умудрялся закрывать печную трубу. И дым шел в баню. А так, начиная с ночи перед Рождеством мочоры с марийской песней шли по домам, заглядывали в каждый двор. Мочоры плясали, пели песни, благословляли дом и угощение, а взамен хозяева дома преподносили пироги, блины, орешки, мугинде и другие угощения. Мочоры, отблагодарив, угощения складывали в котомку и переходили в другой дом. Так мочоры до утра ходили из дома в дом. Потом, поделив между собой угощения, отправлялись домой. На следующий день также собирались и вновь по другим дворам отправлялись.
Переехав в поселок, я училась тогда в седьмом классе, к нам в квартиру без стука в дверь явилась женщина в маске – Васли мочор кува. Я тогда читала книгу. Она незаметно зашла в комнату и меня задела рукой. Как я тогда испугалась неожиданного гостя. От испуга начала кричать. С кухни прибежала мама, стала меня успокаивать. Тогда незнакомка сняла маску и прощение попросила. До сих пор помню ее страшное лицо в маске.
Став повзрослее, мама, папа и я, переодевшись в Васли мочор, отправились по гостям, с собой прихватили палки и сумки. Решили к знакомым зайти. В то время двери в подъездах не закрывали, поэтому в квартиры было легко попасть. В одну квартиру постучали, хозяйка открыла дверь и пригласила за стол. Мы начали петь песни и плясать, благие пожелания высказывать. Хозяйка в ответ начала кидать в сумку куски пирога, блинов, орешков. В тот день мы посетили несколько квартир. Домой возвратились довольные с разными угощениями.
В настоящее время Шорыкйол пайрем справляют в деревнях, но в поселках и городах традиция посещения квартир по домам исчезла. Со временем об исконно-старинном празднике Шорыкйол увидим только в кинофильмах. В наше время любители старины стараются на видео снимать праздники, жителей деревни в марийских нарядах.
2.01.2023
*Шорыкйол–марийский праздник после 22 декабря, команмелна –марийские блины в три слоя, мочор–ряженые, мугинде –медовые пряники.
Свидетельство о публикации №223010201480