Ненаучное 6. Мир духовный
МИР ДУХОВНЫЙ.
«Истинно говорю вам: есть некоторые
из стоящих здесь,
которые не вкусят смерти, как уже
увидят Сына Человеческого, грядущего
в Царствии Своем.» (Мф.16:28).
Мир этот есть Свет. Чем мрачнее, тем более гнетущий быт сопровождает душу, а предел мрачности – геенна. И наоборот, чем ярче, тем светлее, радостней обитание души. Солнышко! Как радует оно нас …порою своим теплом и светом оживляя нас, и всё вокруг! Но это лишь свет тварный. Совсем иное Божественный свет, который виден был апостолами в момент Преображения Иисуса Христа, как предвестник иного не земного существования прекрасного и радостного.
«При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.» (1Кр. 2:4).
А что значит «иного существования» можно видеть, например, отсюда.
«И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;
явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.» (Лк.9:30-31).
(Или отсюда.)
«Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.» (1Кр. 2:9).
(Или ещё.)
«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.» (2Кр.12:2-4).
А если «явившись во славе» или «восхищен был до третьего неба» в «рай», то как это не другой Мир, отличный от здешнего, земного – Мир духовный, Небесный– обитание Божественной Славы и ангелов Света? Очевидно, есть Мир теней и ангелов злобы, но мы не о нём – мы о Свете и именно об этом.
«Ибо если осужденные посылаются во тьму кромешную, то совершившие дела достойные благоволения, очевидно, имеют упокоение в ПРЕМИРНОМ СВЕТЕ.» (Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев.)
При приближении к Богу ещё ярче, ослепительней становиться душе и тем радостнее делается пребывание её.
«Наконец златоустый богослов, уча, что есть свет, который «воссияет зарею» милостивому, говорит, что он «не этот чувственный свет, но другой, много прекраснейший, который показывает нам небеса и ангелов и царские жилища; ибо если удостоишься этого света и увидишь его, то отвратишься и удалишься геенны: там исчезают мука и скорбь, там великая радость, мир и любовь, там вечная жизнь, неизреченная слава и несказанная красота, – перенесем же с готовностью все, чтобы приобрести одежду Царства Небесного и этой неизреченной славы».» (Святитель Григорий Палама. Триады)
ПАРАЛЛЕЛИ.
Как здесь этот Мир (Мир тварный) созерцается, обнаруживается телесными чувствами, через наши ощущения, через наше тело, телесную сущность, так и Мир духовный (Божественный) даётся нам не через что иное, как через «новое тело» - «духовную сущность». И здесь мы начинаем видеть, слышать, обонять, осязать, думать, размышлять, понимать, не через телесные, а через «духовные ощущения», дающие нам Духом Святым по благодати, т.е. мы становимся духовными, даже оставаясь в теле. Мы будем всё ещё ходить, говорить, действовать как бы здешние, земные, но мы уже не отсюда, мы уже приобщены и общаемся с духовным миром и каждый раз всё ощутимей и ощутимей для нас. Подобно здешнему, возрастаем не сразу, а постепенно через «младенчество», «детство», «отрочество» и т.д. до совершенного (мужа) «возраста».
И ещё сказано.
«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.» (Ин.3:6).
Или ещё о духовном в нас.
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.» (Ин.3:8).
«Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин.3:11-12).
И смотрите, что выходит, тело – плоть, а значит тленно, т.е., как всё здесь, подвержено старению, угасанию, разрушению, «новое» же не тварно – «от Духа», а Дух Святой не имеет ни начала, ни конца, следовательно, если «родимся», то и мы приобретаем эти качества как духовные.
Опять же, как в земной жизни широта, глубина нашего знания, понимания материального мира будет в нас тем больше, чем деятельней, активней наша жизнь (воспитание, образование, опыт), так и о духовном мире: «упражняясь» в нём, очищаясь от тленного, т.е. всего худого (плотского, но не от плоти), мы всё больше и больше, явственней, приобщаемся к миру божественному, о чём можно видеть по жизни и делам святых. А что значит «от плотского»? Это то, о чём писал Ап. Павел.
«Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1Кр.3:3).
Как тело приручает нас к земному – холит и лелеет, показывает и удивляет красотами, земными дивами, оземляет, так и благодать одухотворяет (обоживает), воспитывает и обучает жизни духовной, поступкам «небесным», руководит ко спасению и христианскому совершенству.
«Эта благодать – говорит св. прав. Иоанн (Кронштадтский) – просвещает наши сердечные очи и даёт нам видеть всё наше греховное растление, всю немощь нашей греховной, падшей природы, и всю нужду в благодати и милости Божией»
Как невозможно без глаз видеть, без ушей слышать, так невозможно без соответствующего (назовём его) «чувства» узнавать и осознавать небесное (Божие). Кто, не имея зрения, может рассуждать о красоте картины или лишённый слуха говорить о мелодии, ритме в музыке? И можно ли другим чувством, например, на ощупь понять пейзаж и оценить игру красок? И даже одни и те же органы различаются своей восприимчивостью: все ли из нас имеют музыкальный слух и не бывает ли среди нас дальтоников? Так и без веры, без духовного в нас невозможно принять, и уж тем более понимать Божье, да и дух от духа разнится.
Подобно земному, которое для нас в образах, переживаниях, ощущениях, настроениях, … в общем, этот мир внутри нас, а не вне. Спрячьте, заприте, закопайте, я не знаю, опустите на дно морское и везде он будет с нами, так и Мир небесный (Царство Божие) для духовного является внутри него.
«Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лк.17:20-21).
И это состояние непередаваемой радости, чувство восторга, несказанного переживания и утешения!
«Если бы человек знал, - говорил батюшка Серафим (Саровский) - что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.»
Мы говорим не сказки и выдумки, а именно о том, чем жили, что рассказали о себе и своих духовных ощущениях (переживаниях) святые отцы и что испытывал человек при встречах с ними. И прежде это радость, исходящая от них, мир и спокойствие, изливающиеся в сердца всех приходящих от праведника до грешника, как солнца свет – на правых и неправых.
Вот какие утверждения делает святой Григорий (Палама), и сам опытно познавший это на себе.
«Не ясно ли уже теперь, что в благодати, делающей человека боговидным, Бога познает испытавший эту благодать. …
«Весь оставаясь в душе и в теле человеком по природе, и весь в душе и в теле став богом по благодати и по всецело пронизывающему его божественному сиянию блаженной славы» (Ч.3 Гл.13).
А где и как видит, распознаёт он это «божественное сияние», опять же найдём в «житие» святого.
«… и обратился в себя и к Богу (Григорий), как уже привык, и в это время душу его осиял Божественный свет, которым просветились его душевные и телесные очи, и он ясно увидел то, что должно было случиться через много лет.»
«Затем тот светлый воин исчез, а святой (Григорий), стряхнув сон, долгое время был окружен Божественным светом.»
«Когда божественный Григорий молился, внезапно его окружил Божественный свет, как это случалось уже много раз, а вместе со светом появился Антоний Великий …»
Это «проникновение» небесного в пределы земного подобно тому, когда в морозный день с улицы врываются в помещения клубы пара, давая знать, что двери распахнулись и сейчас из морозного тумана покажется обитатель улицы с раскрасневшемся от стужи лицом и обильно усыпанными инеем ресницами и отворотами одежды, - войдёт, неся собою холод, к нам, таким изнеженным теплом и уютом.
Однако и сам Григорий, его вид, нет-нет, да и бывал отмечен Небесным светом.
«… иногда лик его (Григория) был вышеестественно светел, просвещен и прославлен огнем Пресвятаго Духа, особенно когда выходил из церкви по окончании богослужения, или из кельи, где безмолвствовал.»
Только ли видеть можно небесное (Божие)? Безусловно не «только» - запахи, звуки, переживания, настроение, да и общее состояние восторга, ничто иное, как тоже ощущение этого «света», но иными духовными «органами». Всё это в обилии мы найдём в Священном Предании, и у того же святого.
«Сказав это и наполнив сердце Григория неизреченным весельем от обещаний Богородицы, святой Иоанн Богослов исчез.» (Житие и подвиги иже во святых отца нашего Григория Паламы, 14 в.).
Заметим, кто не имеет «духовных чувств», например, той же веры, то и не может «осязать», а значит, знать и ведать о нём – о духовном, т.е. всё, как и в этом мире: чувства нет, нет и ощущений. Так фаворский свет видели только Учитель с учениками и только они слышали беседу Учителя с Моисеем и Илиёй (Лк.9:30); из всех сидящих в синедрионе и судящих Стефана, только Стефан видит «небеса отверстые и Сына Человеческого» (Дн.7:56); и только Савла, тогда на дороге в Дамаск, «осиял его свет с неба» и больше никого из идущих с ним, а «осиял» так, что даже на время ослепил его телесные очи. (Дн.9:3). В Книге пророка Даниила читаем о «великом видении», которое видит только пророк и никто другой.
«И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться.» (Дн.10:7).
(То есть остальные лишь сильно испугались и больше ничего.)
Как невозможно доказать существование этого (материального) мира человеку, лишённому всякого касания, контакта с ним, и никакие научные эксперименты, теории здесь не помогут, так и с миром небесным, рассмотреть его даже телескопом «Хаббл» или обнаружить самым большим в мире адронным коллайдером, пустая затея. Небесное обнаруживается только небесным, точно также, как и земное – земным (через плоть). Подобное познаётся подобным. Не имея веры (в себе), нет у меня ни духовного «телескопа», ни небесного «коллайдера», а значит, лишён видеть и познавать мир духовный.
«Иоанн Златоуст, из «Толкования святого Евангелия по Матфею»: «Чего внешние мудрецы никогда не могли увидеть и во сне, то рыбаки и простецы объявляют нам с полной достоверностью; оставив землю, они говорят все о небесном, неся нам иную жизнь и иное существование, иную свободу, иное служение и иной мир и все вообще изменяя …» (Святитель Григорий (Палама). ТРИАДЫ).
PS. (ДАЛЕКО-ДАЛЁКО!) Бывая за городом под вечер или, скорее, в ранее утро, когда солнце ещё только золотит облака я люблю всматриваться в ту часть неба, которая раскинулась над горизонтом. Небесный свод чист и лишь там у края остались, сгрудившись и по одиночке, облака, залитые удивительными красками пока ещё невидимого светила и чудится, что ты видишь далеко-далёко край или побережье прекрасной земли с горами холмами и долинами покрытыми высокими лесами и лугами, и уходящими островами в морскую дымку тихих лазурных вод и всё это завораживает, и невозможно глаз отвести, а чудная перспектива всё разворачивается и разворачивается! И кажется, что это как раз и есть Небеса обетованные, а если нет, то понимаешь, что они (Небеса), по крайней мере, не хуже этой завораживающей утренней картины! … Но вот появилось солнце и всё исчезает, растворяется в его сиянии.
Свидетельство о публикации №223010201555