Навигатор человечности
Замечательная барышня Аня пишет редко. Говорит, стесняется. Но когда напишет, то заставит скрипеть мозгами всё мироздание, а все богословы со слезами уходят в запой.
\\а если человек не верующий, но живет по некому навигатору человечности. Условно — старается не делать подлостей, отдавать ближнему, не оставляя себе и всё в таком роде… он где для нас? В Церкви или Вне Её? И, вообще, должны ли мы его куда-то определять… или пофиг это вообще..Ведь что такое Царствие Божие..? Где оно располагается..?\\
Новый антропологический термин — навигатор человечности. Аня, рекомендую запатентовать. Озолотитесь. Раньше это называлось «совесть», но Ваш термин мне нравится больше. Он литературнее и объёмнее, как скажут музыканты — в нём мяса больше.
Человек, живущий по навигатору человечности, Анечка, неверующим быть не может. Он может иметь затруднения в вере в Бога, но он несомненно верит в Человека, а от Человека до Бога нет никакого расстояния. Об этом есть несколько книжек, известных под названием Новый Завет. В каждом человеке зашит некий нравственный кодекс, ранее известный под названием «совесть», и человек, живущий по совести, несомненно встретится с Богом, и несомненно найдёт с Ним общий язык.
Ваш вопрос — где этот человек, в Церкви или вне её, мне кажется, не имеет большого значения. Никто не знает границ Церкви Божией, ибо Дух дышит где хочет, и нам о том не докладывает. Мы можем только наблюдать дыхание Духа и застывать в изумлении, часто видя это дыхание в самых неожиданных для нас местах, но открывать рот по этому поводу нам неполезно. И я умолчу. Бегать за Духом с диктофоном и фотоаппаратом почитаю нескромным.
Следующий Ваш вопрос, должны ли мы куда-то определять этого человека, тоже считаю излишним. Страсть накалывать бабочку на иголку и помещать в специальный альбом никогда мне не нравилась. Пусть бабочка летает где хочет и дышит дыханием Духа. Всякое дыхание да славит Господа, даже если это дыхание не знает правильных канонов и догматов. Чудо самой жизни, чудо любого дыхания никогда не скроет Бога от благодарного сердца, и радость жизни — это уже вера, а вера неподсудна и классификациям нашего разума недоступна. Страсть всех посчитать и распределить по загончикам — это нездоровая страсть. Мы будем её сторониться, дабы не создавать угрозы для жизни.
На Ваш вопрос, где находится Царствие Божие, есть готовый ответ там же, в Новом Завете — «Царствие Божие внутрь вас есть». Всё внутри нас — и рай и адъ, и ангелы и демоны, и жизнь и смерть, и казнь и Воскресение. Всё великое движение Дао есть в каждом человеке. Важно только наполнять Дао своим Дэ, и вселенная откроет Вам все нужные двери.
Не стесняйтесь, дорогая Аня, пишите, задавайте вопросы. Краткий энергичный запой будет полезен многим нашим богословам.
27 июл 2021
В диалогах прозвучала интересная тема — если есть совесть, то зачем скрижали Завета?
Действительно — зачем высекать на камне законы, если они написаны у каждого в сердце? Но даже в наши времена есть примитивные племена, у которых этический кодекс не отличается от законов природы. Если у меня украли корову — это зло. Если я украл корову — это добро. Если я съел тебя — это добро. Если ты съел меня — это зло. Ничего личного, только природная целесообразность.
Но этический кодекс есть в каждой письменной древней культуре. Евреи здесь далеко не первопроходцы. Евреи довольно молодая культура по сравнению с соседями. Этический кодекс есть у гораздо более древних народов. Евреи вышли из шумеро-аккадской культуры, а Кодекс Хаммурапи написан на аккадском языке. Аккадское крыло древней шумерской культуры — это прасемитская культура, из которой и вышел Авраам, прародитель евреев.
Есть много старших товарищей, у которых был письменный этический кодекс. Он есть у персов в Авесте, у ариев в Ведах, у индусов в Махабхарате, у непальцев в Палийском Каноне. Там уже нет голой природной целесообразности, там уже принципы выживания популяции, а кое-где и даже всего человечества. И кое-где эти законы уже не несут смыслов земного выживания, кое-где они уже упираются в вечность, ставя задачи уже не земного выживания популяции, а вечной судьбы бессмертной души.
Совесть как индикатор различения добра и зла обнаруживается не на уровне народа, а на уровне личности. Когда люди начинают задумываться, что живут они вместе, а умирать всё равно в одиночку, появляется этот навигатор человечности, как хорошо здесь сказали. Этический кодекс везде выглядит как система запретов под угрозой насилия, он всегда связан с возмездием — либо с уголовным, либо с посмертным. А совесть не инструмент возмездия, совесть внутренний индикатор. Мне стыдно не обязательно, когда я сделал кому-то плохо, иногда мне стыдно, когда я нарушил какой-то внутренний закон, живущий внутри меня. Бывает так, что я никого не обидел, ничего чужого не взял, никому не сделал худого, а просто плохо подумал, пожелал кому-то зла или просто потерял душевное равновесие — и мне уже стыдно. На внешней моей жизни и жизни общества это никак не отражается, этого никто не заметит, а мне уже стыдно.
Совесть — несомненно более тонкий божественный инструмент, чем любой этический кодекс. Мы никак не привыкнем к той новой культуре мысли, которую принёс нам Христос. Христос приравнял мысль к поступку. Христос сказал — вожделел женщину в сердце своём — значит уже прелюбодействовал с нею. Захотел чужого — значит украл. Возненавидел — значит убил. И никуда тут не денешься. И внутренний суд над собственной мыслью упирается в совесть.
Совесть — это бортовой самописец. Совесть как чёрный ящик в самолёте. После гибели самолёта чёрный ящик расскажет всё, что в самолёте творилось во время полёта. И после твоей смерти тебя будет судить не Бог, ему нафиг не надо марать об тебя руки. Тебя будет судить твоя совесть, тот божественный чёрный ящик, встроенный в тебя помимо твоей воли. Недаром древнерусский мыслитель Моня Кант считал внутренний нравственный закон доказательством Бога. Вы как хотите, а я с Моней согласен.
Как ни крути, а совесть — гораздо более мощный, тонкий и всепроникающий инструмент, чем любой этический кодекс.
Я понимаю, скептики скажут мне — совесть фуфло, с совестью можно договориться, совесть можно усыпить, обмануть, совесть можно даже сжечь, как говорил Павел из Тарса, но не надо забывать, что всё в этом мире квантуется, ничего нельзя уничтожить. Как сформулировано это в Евангелии — нет ничего тайного, что не стало бы явным. Можно жить и по древним ветхозаветным законам, можно мнить Бога ментом с палкой с гвоздём, можно жить и по уголовному кодексу, но история человечества явно показывает, что угроза насилия, хоть земного, хоть небесного, крайне неэффективна. Эффективен только суд собственной совести.
Сейчас окончательно всех рассмешу. Меня нельзя будет спасти, когда мне будет страшно. Меня можно будет спасти только тогда, когда мне будет стыдно.
29 июл 2021
Ходят грозы, дороги размыло, рыбалки нет, будем умничать. В продолжение темы страха и совести.
Провокация возымела действие. Фанатики ощетинились, умки задумались, колеблющиеся заколебались. А я напомню простую истину — представления человека о Боге ничего не говорят о Боге, но многое говорят о человеке. О Боге мы ничего не знаем и никогда ничего не узнаем, разве что в периоды махапралайи, если кто доживёт, а о человеке, который рассуждает о Боге, мы можем сказать многое.
Махапралайя от края до края.
Махапралайя от ада до рая.
Махапралайя. Канаю сгорая.
Когда мы были маленькие, нас часто стыдили. Как тебе не стыдно? — говорят вменяемые родители прежде чем бить. Невменяемые бьют сразу. У таких дети вырастают уродами. У таких уродов и бог получается урод, участковый уполномоченный с дубиной, карающий, мстительный, ревнивый, мелочный мент. У благополучных детей вменяемых родителей и бог получается добрый, этот бог не спешит бить, сначала он проверяет на наличие совести.
— Как тебе не стыдно? — говорит этот бог,
— Как ты можешь судить кого-то? Чем ты лучше того, кого ты судишь? — говорит этот бог,
— Вынь бревно из своего глаза, прежде чем укорять соломинкой в чужом глазу, — говорит этот бог.
Такой бог нам нравится больше. Карающий мент нравится только людям либо вкорень бесправным, либо вкорень бессовестным.
Народ мудр. В народе есть масса интуиций по этому поводу. В народе есть выражение — «не за страх, а за совесть». Это показатель знака качества. Тот, кто делает что-то за страх, из боязни наказания, ненадёжен. Надёжен только тот, кто делает что-то на совесть.
В народе есть такая характеристика — «ни стыда ни совести». Так говорят о самых конченых, которых только бить, сажать и пороть. Когда о человеке говорят «он совестливый», это высшая похвала, это показатель надёжности. Такого не надо проверять.
Эту нашу логику мы экстраполируем и на Царствие Небесное, каким мы его представляем. Как там на самом деле — мы не знаем, но у нас нет другого инструмента кроме нашей логики. Мы представляем себе, что хорошим людям там хорошо, а плохим плохо. Как может быть иначе? — думаем мы. Осталось только узнать, кто плохой, кто хороший. А тут начинаются непонятки. Наши древние отцы говорят — увидите в раю кого не ожидали, увидите в аду кого не ожидали. Христос вообще отменяет всякую религиозность, Христос говорит — не кричи Мне «Господи, Господи», лучше покорми бездомного нищего Бога на паперти, лучше принеси Богу апельсинов в больницу, лучше дай денег несчастному Богу в подземном переходе. И тут у людей религиозных начинаются проблемы. Получается так, что для Христа нравственный императив выше религиозности, и все наши молитвенные причитания не стоют слезинки ребёнка. И мы чешем репу — а как же ритуалы? обряды? а как же богослужения? праздники? Непонятки. Но нравственный императив, как ни крути, упирается в совесть, а не в страх.
Каждый когда-нибудь слышал это дежурное «Бог накажет». Кому-то это в порядке вещей, ведь иначе с нами нельзя. Кто-то против этого восстаёт, кому-то очень неприятен образ бога-мента. А как там на самом деле — кто знает? Но что-то подсказывает, что совесть надёжнее страха. Что-то подсказывает — там так же как здесь, работают не за страх, а за совесть. И даже если ты очень хорошо себя ведёшь, если ты очень послушный мальчик или девочка, но делаешь всё правильно только из страха, что тебя поставят в угол или не купят игрушку, ты не надёжен ни здесь ни там.
--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417
Свидетельство о публикации №223010201611