Некоторые чувства не умирают

«Жизнь - это комедия, написанная писателем-садистом»
Цитата из фильма

Светская жизнь / Cafе Society,  США, 2016, номинант премии «Золотой Орёл» (Россия, 2017)

Фильм Вуди Аллена. Эти три слова уже a priori говорят о том, что фильм стоит посмотреть, по крайней мере, тем кому близка слегка ироничная, изящная, сдобренная вековой печалью еврейского народа манера Мастера. Тем более что здесь Аллен описывает то, что ему глубоко противно, о чём он неоднократно заявлял.

Сюжет: Бобби Дорфман (Джесси Айзенберг, он уже снимался у Аллена в «Римских приключениях», многие его знают  по роли Марка Цукерберга в «Сети») - добрый и наивный юноша из бронксской еврейской семьи. Семейка, конечно, колоритная: папа-неудачник (Кен Стотт) - «Какой ты еврей? Ты же тупой» - укоряет его жена, типичная идише мама (Дженни Берлин), брат-гангстер (Кори Столл) и сестра (Сари Ленник), которая замужем за мыслителем-леваком (Пол Шнайдер).

Бобби решает взять судьбу в свои руки, благо его дядя Фил Стерн (Стив Карелл) - влиятельный голливудский агент. Дядя на самом деле не сильно горит желанием продвигать племянника, но все-таки делает его своим ассистентом, в чьи обязанности входит в том числе присутствие на многочисленных голливудских тусовках. Бобби по уши влюбляется в секретаршу Фила Вонни (Кирстен Стюарт), ситуация (маленький спойлер) осложняется тем, что у Вонни уже роман с женатым Филом. Собственно, вокруг отношений этой троицы и строится сюжет.

Да, сюжет в этом фильме весьма важен, но я прежде всего хочу сказать о том, насколько мастерски передана атмосфера того времени - ярмарка тщеславия на светских раутах (как в своё время сказал Билл Уилсон, «все швырялись тысячами и толковали о миллионах»), поднимающие голову профсоюзы, гангстеры, и, конечно, джаз - саундтрек безупречен.

Как известно, Вуди Аллен терпеть не может всё, что связано со светской жизнью Голливуда, здесь всё это показано достаточно явно - лицемерие, сплетни, фальшивые улыбки, алчность и эгоизм. Периодически мелькают известные имена (Джуди Гарланд и прочие), ведь умение козырять нужными громкими именами - один из главных навыков в этом террариуме единомышленников.

Конечно, уже упомянутый любовный треугольник - ключевая тема фильма. Кого выберет Вонни - успешного мужчину в возрасте или благородного и честного мальчика? Остаётся ли любовь живой через годы после расставания? Ответ давать не буду, дабы не портить ощущения от просмотра. В принципе, это же сакраментальнейший вопрос - чего хотят женщины, стабильности за каменной стеной или чистоты чувств и верности? По собственному опыту могу сказать - некоторые пытаются совместить и то, и другое.

У меня создается впечатление, что Айзенберг здесь (как, кстати, и в «Римских приключениях») играет молодого Вуди Аллена - те же комплексы, угловатость, робость, о которых Мастер говорил не раз. Другое дело, что волею судеб Бобби Дорфман переживает определённую трансформацию (какую - говорить не буду), которая в случае Аллена была бы просто невозможна.

И еще - хотел сказать о силе стереотипов. Вот мы говорим - «актер одной роли», и это всегда влияет на восприятие. Я об исполнителе роли Фила Стерна Стиве Карелле (кстати, в этой роли начинал сниматься Брюс Уиллис, но он настолько достал съёмочную группу своими придирками и абсолютной неспособностью запоминать реплики, что его сняли с проекта). Настолько к нему прилип образ Майкла Скотта, придурковатого босса из сериала «Офис», разошедшийся на многочисленные мемы, что приходится буквально себя пересиливать, чтобы воспринимать его персонаж, как серьезного агента Фила Стерна. А играет он, надо сказать, весьма неплохо.

Итак, если вам близка творческая манера Вуди Аллена, если вы хотите погрузиться в мир эмоций и атмосферу тридцатых годов - добро пожаловать в «Светскую жизнь».

Иллюстрация Jo Justino / pixabay.com


Рецензии