1980-1985 гг. Увлечение поделочными камнями

Однажды в г. Сасово, где летом были в гостях у тещи, мы с женой пошли путешествовать по окрестным местам города и наткнулись на окраине на свалку строительного мусора около строящегося станкостроительного завода. И там нашли в большом количестве новые абразивные круги различного размера, формы и зернистости. Я взял несколько кругов на всякий случай еще не зная, как их буду использовать.

Мой старый друг Витя Лапин с детства увлекался минералогией, хотя профессионально был химиком. У него была большая коллекция разных минералов, для которых возникала необходимость распилки, сверления, шлифовки и полировки. Инструментов соответствующей обработки камней не было в свободной продаже (если не считать некоторые зубоврачебные приспособления). Я подарил Вите несколько абразивных кругов, но это не решало проблемы – нужны были станки.

Первым нашим станком стал старый настольный вентилятор со сломанными лопастями. Я приладил маленький абразивный круг на ось вентилятора, и мы стали обтачивать бусы и кабошоны из красивого и достаточно мягкого камня – змеевика или серпентинита. Была еще задачи сверления отверстий в бусинках, что решалось с помощью электродрели и тонких сверл. Большую бусинку тяжело было просверлить до конца, поэтому сверлили с двух концов, стараясь, чтобы просверленные каналы совпали. За месяц я сделал серпентинитовые бусы (30 бусинок). Также стали делать различные кабошоны. Кроме абразивного камня, мы одевали на ось вентилятора войлочный круг, с нанесенной пастой ГОИ, и полировали свои изделия.

Первые шаги делали в садике моей съемной квартиры, но осенью, с получением своей квартиры со сдвоенной лоджией, перешили работать туда. Я купил рамы для лоджии, и мы натянули сначала полиэтиленовую пленку для защиты от ветра, а потом потихоньку остеклили.

Со временем я купил сверлильный станочек, с другой стороны которого можно было ставить абразивные и полировальные круги. Затем Витя купил более мощный станок.
В связи с переходом на работу в Москву я потихоньку отошел от «ювелирных» дел: одно дело, когда я приходил домой в 17:10, а другое, когда приезжал из Москвы поздно вечером. У меня осталось много заготовок для кабошонов, которые я потихоньку раздавал.

Витя же все больше увлекался обработкой камней. Он договорился с администрацией ЦНИИБа и получил целый подвал в соседнем доме, где широко развернулся. Там он создал кружок по тяжелой атлетике для подростков и кружок по обработке камня для подростков и малышни. В начала 90-х, когда он, будучи начальником отдела в ЦНИИБе, сидел без зарплаты, то 2-3 года его «кормили» камни: он стал делать профессиональные ювелирные изделия.

Где Витя брал сырье? Ездил по стране, дарили геологи. Я участвовал в двух поездках в Казахстан, о чем и хочу рассказать. 


Фото из Интернета

Продолжение: http://proza.ru/2023/01/02/366


Рецензии