1983 г. Второй поход по Казахстану

Мы весь год готовились к будущему походу, но незадолго до поездки появилась моральная проблема, правильное решение которой не было однозначным. Дело в том, что за неделю до отъезда у меня родился второй сын Слава. Жена заволновалась, сможет ли одна справиться – стала меня отговаривать от поездки. А мне неудобно было перед Витей: все спланировано, груз распределен на троих, без меня поездка срывается. Я посчитал, что за неделю моего отсутствия жена справится – все же второй ребенок, опыт есть. В доме живут ребята, которые, если надо, помогут. Но жена сказала, что уедет в Сасово к маме, где в это время был наш старший сын. Она уехала на следующий день после моего отъезда.

Мы опять везли бензин для примуса, поэтому поехали поездом. Как и прошлый раз приехали в г. Щучинск, откуда на автобусе приехали в пос. Боровое.

На следующий день автобусом доехали до Щучинска, а дальше пошли пешком, надеясь, что нас подберет какая-нибудь попутная машина. Но, как ни странно, нас никто не согласился подвести. Пришлось под палящим солнцем с тридцатикилограммовыми рюкзаками пройти около 25 км. На небе ни облачка, высоко-высоко в небе поет жаворонок, вокруг голая степь, шлось легко по асфальтированному шоссе. Появилась первая лесополоса, куда мы свернули. Там нас атаковали множество комаров, таких гигантских размеров, которых я раньше не видел. Под ногами была грязь, которая налипала на обувь, сильно ее утяжеляя – мы еле вытаскивали ноги. Дело в том, что, как правило, в этой местности весь день палит солнце, вечером идет дождь, а часто и ливень. Утром снова ясно солнце.

В дороге выяснилась одна неприятность – когда ехали в автобусе в Щучинск, сняли с плеч рюкзаки, а Витя еще снял свою полевую сумку. Так вот, ее с нам не оказалось – видимо, оставили в автобусе. Кроме самой сумки Витя потерял геологический молоточек, кое-какие мелочи и… все их с Димой деньги. Хорошо у нас были обратные билеты, но денег на текущие расходы, в частности, для пополнения пищевых запасов, не было (у меня тоже денег было в обрез). Как развивались дальнейшие события с потерянной сумкой в конце повествования.

Мы пошли дальше по степи пока не нашли озеро. С собой у нас была только вода для питья, но еще требовалась вода для чая и супа, для мытья, поэтому мы старались останавливаться поближе к озерам, которых в Казахстане было много. Одни из них были соленые, другие – почти пресные.

Озерцо располагалось на дне своеобразной «воронки». Мы поставили палатку на склоне, нарушив два правила. Вход палатки рекомендуется располагать вниз по склону и вокруг палатки надо сделать ров для сбора и отвода воды. Но солнечный день притупил нашу бдительность, и мы поставили палатку входом вверх по склону и не окопали ее.

Костер разжигать не стали – сготовили пищу на примусе.
В палатке положили поперек два надувных матраса, на которые положили наши спальные мешки. Вместо подушек положили рюкзаки. Легли спать, но среди ночи проснулись от шума ливня. Я опускаю руку между матрасами… а там вода. Края спальников намокли, рюкзаки оказались в воде. При этом вода прибывала. Мы с Витей, оставив Диму спать, выбрались наружу. Одели самодельные накидки из полиэтиленовой пленки и стали окапывать палатку, делая ров для стока воды, чтобы она не затекала в палатку. Потом решили развести костер, но вокруг не было деревьев. Пришлось под дождем идти метров триста до ближайшей группы березок – колока (в степи иногда встречаются колки – небольшие березовые или осиновые леса). Наломали немного веток и пришли разжигать костер. Хотя ветки были мокрые, но нам помог бензин. Разожгли костер и стали ходить вокруг него до самого утра, поскольку лечь или сесть было негде.

Утром стали разбирать и раскладывать для сушки наши мокрые вещи, что было не самое страшное. Были потери посерьезнее. Намокли каши и макароны, все Димины лекарства, и мой немецкий старинный фотоаппарат с заряженной цветной пленкой.

За несколько часов все высушили и пошли дальше. Остановились в степи, правильно поставили и окопали палатку. Витя пошел на разведку за поделочными камнями, и за два раза принес их два рюкзака. Утром мы с Витей загрузили свои рюкзаки камнями и, оставив Диму спящим, пошли до ближайшего села Златополье на почту, чтобы отправить камни посылками. Вышли на дорогу, где нас немного подвез трактор с прицепом.

Пришли на почту и стали раскладывать камни по картонным почтовым ящикам, которые в сложенном виде привезли с собой. Всего отправили 6 посылов суммарным весом около 60 кг. Работницы почты удивились, что мы отправляем какие-то камни аж в Подмосковье. Одна женщина сказала, что такой камень использует как гнет для квашеной капусты. На что Витя сказал, что этого делать не стоит – камень выделяет вредные вещества.

Вернулись мы пешком около часа дня. Дима еще спал!
Собрались и пошли дальше по степи. Перешли дорогу и вышли к к озеру Караунгир. С нашей стороны берег озера был безлесным, а противоположный берег окружал густой лес. Пошли вокруг озера и вышли к красивому месту у берега в окружении сосен. Берег озера был песчаным, вода чистая и теплая. Поговаривали, что недалеко от озера было село, но обнаружили повышенную радиоактивность местности и село переселили в другое место.

Поставили палатку, а когда готовились ко сну, к нам пришел мужчина и стал спрашивать, где наш транспорт. Мы ответили, что пришли пешком, но он не поверил. Мы его наконец убедили, сказав, что мы выполняем спецзадание по геологии. Дело в том, что леса в степном Казахстане, которых не очень много, стараются оберегать от туристов с их варварским отношением к природе. Поэтому на выходные дни на въездах в леса ставят кордоны. Вот к нам и подошел один из охранников. Наш разговор окончился тем, что нас пригласили к столу.

Уложив Диму спать, мы пошли к стоянке охранников. Там стояло две легковые машины, горел большой костер, вокруг которого сидели пять человек. Нас усадил, угостили выпивкой и закуской. Похвастались, что у них в компании начальник местной милиции, и что они ту устраивают стрельбу по пустым бутылкам и консервным банкам. А еще сказали, что у них есть парусная лодка и они нас завтра перевезут на другой берег озера к дороге.

Утро во всей амуниции мы прибыли к охранникам. Нам показали парусник, на котором нас будут переправлять. Чтобы понять размеры парусника, надо знать, что его привезли на крыше «Москвича». Мы задумались: переедем ли все со всеми вещами? Решили пока попробовать прокатиться без рюкзаков. И вот четверо мужиков садятся в это лодочку, и мы отплываем. Доплыли до середины озера и вернулись. Рисковать плыть с рюкзаками мы не стали, и пошли вокруг озера.

Вышли к проселочной дороге, где нас догнал возница, молодой парень, на телеге с запряженной лошадкой. Он предложил нас подвести, и мы обрадованные сели на это подобие телеги. Телега представляла собой четырехколесную конструкцию с дощатым дном и боковыми «стенками» из одной жерди, сзади стенки не было. Телега помчалась по кочковатой дороге, и мы подпрыгивали вместе с рюкзаками, рискуя вывалиться на землю. Доехали до аула Малика, где была автобусная остановка.

Нам повезло – часа через полтора пришел автобус до города Зеренда. К вечеру мы уже были в городе, который мы не разглядели. Темнело и надо было быстрее выбраться из города – не ставить же палатку на улице.

Наш маршрут проходил на северо-запад через границу двух районов в направлении озера Шалкар. Проблема в том, что обычно районные автобусы ходят не дальше границы района, а межрайонные – не по всем межрайонным дорогам ходят. Нам предстояло одолеть около 60-70 км, и было неизвестно, где нас подвезут, а где придется идти пешком.

Мы двинулись в западном направлении, и вскорости оказались на окраине Зеренды. Решили немного отдохнуть и сбросили рюкзаки. Вдруг на дороге появился мотоциклист, который подъехал к нам и спросил кто мы и куда идем. Мы сказали, что выполняем геологическое спецзадание, а хотим добраться до Шалкара.
Он рассказал, что об бывший футбольный тренер, который подготовил много футболистов в районе, поэтому его многие знают. Еще он когда-то работал на золотодобыче. А сейчас он едет на танцы. Предложил немного подвести нас. Несмотря на наш отказ, он продолжал нас уговаривать. Темнело, и мы решились. Я сел с рюкзаком на плечах на заднее сидение мотоцикла. Рюкзак сильно оттягивал мне плечи, но поправить на ходу ничего было нельзя. Витя с Димой сели на «коляску» – щит из досок.

И мы помчались. В дороге выяснилось: водитель в подпитии, с протезом вместо одной ноги, у мотоцикла не работали тормоза и фара. Так что наша поездка была большой авантюрой – хорошо, что хорошо кончилось, да и, на наше счастье, межрайонная дорога в это время была абсолютно пустынна.
 
Водитель старался выжимать максимальную скорость, что нас очень пугало. Но нам повезло – он хотел поговорить и поэтому притормаживал. Он решил устроить «проверку на вшивость» и спросил у Вити:
- Знаешь, что такое «полочка»?
- Полчку нашел – счастье нашел, - ответил Витя.
(Полочка – это каменный уступчик, где скапливается крупинки золота).

Благодаря разговорам, мы ехали рывками: то ускорялись, то притормаживали. Через полчаса пути водитель предложил заехать к его другу казаху Абылкаиру. Мы стали отказываться: уже поздно, около 11 часов, но он настоял. Мы свернули с дороги и въехали в какую-то казахскую деревню, заехали в боковую улочку и остановились посреди улицы. Разгрузили и оставили рюкзаки – водитель сказал, что это безопасно.

Зашли в дом к Абылкаиру. Из маленького коридорчика попали в комнатку, которую можно, видимо, считать гостиной. Стены были оштукатурены до половины высоты. В центре стоял низенький квадратный столик, на котором хозяйка стирала в тазике белье. Нас представили, хозяйка убрала таз, вытерла тряпкой столик и ушла готовить чай. Было уже около полдвенадцатого ночи, нам было очень неудобно, что доставляем хлопоты хозяевам.

На столик поставили трехлитровую банку бараньего жира, и я внутренне сжался – я не смог бы пить чай с этим жиром, хорошо, что его не клали в наши чашки. Хозяйка принесла пиалы и кастрюльку с молоком. Она наливала молоко деревянной ложкой в каждую пиалу, затем туда наливала чай (ну, чай с молоком еще можно пить). Хозяин начал рассказывать о своих детях, показал соседнюю комнату, где была современная мебель и даже телевизор!

Попив чай, мы попрощались и поехали дальше. Когда отъехали немного от деревни, мы предложили оставить нас в стороне от дороги для ночевки. Мотоциклист уехал, а мы поставили палатку, легли спать и быстро заснули.

Вдруг слышим, какой-то шум за палаткой – решил, что, возможно, местные пришли нас бить, хотя не могли они знать, где мы в темноте расположились. Кто-то говорит: «Виктор, Виктор». Мы с Витей высунулись из палатки и увидели нашего мотоциклиста и человека в пижаме около «Москвича». Мотоциклист сказал, что человек в пижаме – начальник вертолетной стации и завтра утром нас отвезут вертолетом туда, куда нам надо. Начальник вертолетной станции лежит в больнице, но завтра приедет и предупредить своих ребят на вертолетной площадке. Все это мы слушаем не до конца проснувшись, сквозь сон: какая-то площадка, какой-то вертолет… – утром разберемся.

Утром я стал разжигать примус и готовить чай, а Витя пошел на разведку. Вернувшись, он сказал, что действительно недалеко отсюда есть стоянка вертолетов. После завтрака мы пришли на вертолетную площадку. Вертолетов там не было, а работники о том, что нас надо куда-то доставить, ничего не знают. Они сказали, что вертолет улетел отвести девочек в Боровое и скоро должен вернуться.
Мы пошли осматривать местность и нашли жилу с раухтопазом (разновидность кварца дымчатого цвета). Наковыряли немного кристаллов и показали работникам вертолетной площадки в доказательство того, что мы действительно геологи.

Вдруг в небе показался вертолет, который сел на площадку. Мы обрадованные устремились к нему, предвкушая полет. Но оказалось, что это не тот вертолет, которого мы ждали. У нас спросил документы, подтверждающие, что мы летим по делу, которых, конечно, у нас не было, и отказались нас вести.

Через некоторое время в «Москвиче» приехал начальник площадки в больничной пижаме и поговорил с работниками. А вскоре прилетел вертолет из Борового. Это был Ми-2. Два пилота сидели впереди, а мы сели на три пассажирские сидения. Взлетели и на малой высоте полетели к озеру Шалкар. Впереди сквозь стекло кабины виднелась близко земля и было как-то дискомфортно смотреть на землю по сравнению с самолетом. Вдруг вертолет резко пошел вниз, земля стремительно приближалась, мы замерли, но вскоре вертолет опять пошел вверх. Как объяснили пилоты, они увидели лису и стали ее гонять (шуточки, однако!).

Подлетаем к озеру, высматриваем место нашей прошлой стоянки. Указываем пилотам на площадку, куда мы садимся. Выскакиваем из вертолета, который не выключал двигатель. Помахали на прощанье пилотам. На нашей стоянке и вокруг нее ребятишки пасут скот. Они, конечно, ошалели, увидев нас, спустившихся с «небес». Наша площадка полностью сохранилась в том виде, в котором мы ее покинули в прошлом году. Среди камней нашли бутылку с бензином, которую мы тогда оставили. Но здесь у нас был хороший очаг, и мы не пользовались примусом. При уходе остатки бензина в бутылке бросили в догорающий костер – получился хороший взрыв.

Учитывая прошлогодний опыт, мы запаслись в достатке удочками и приступили к рыбной ловле. В озере разводили окуней, и лов без лицензии был запрещен. Мы поймали четыре окуня сантиметров по 25 в длину, когда заметили на пригорке мотоцикл с коляской и каких-то мужчин. Мы предположили, что это рыбоохрана и временно прекратили ловлю. Вдруг мотоцикл стал спускаться к нам. Мы быстренько закопали пойманную рыбу в песок и спокойно прогуливались по берегу. Приехал мотоцикл с тремя мужчинами, которые сказали, что боялись нас, думая, что мы рыбоохрана. Когда мы объяснились, то они облегченно вздохнули и… забросили сеть. За два захода поймали ведро окуней. Пришли к нашему костру и предложили сварить на всех уху. Для ухи, кроме соли, ничего не было, но это не помешало получать ведро вкуснейшей ухи. Сначала мы налили по миске ухи, а потом стари поедать очень вкусную рыбу. Расстались мы уже около двух часов ночи. Весь их улов мы съели, но они не расстраивались, говоря, что главное – хорошо провести время. На следующий день мы выкопали свои четыре рыбешки и тоже сварили уху.

Мы с Димой ходили по окрестности, заходили в лес за клубникой, ловили рыбу, а Витя уходил далеко на поиски минералов. Сходили в село, и на остатки денег купили макароны, которые ели с грибами.

Через три дня снялись со стоянки. Я, как и прошлый раз, поехал в Кокчетав, где сел в самолет до Москвы, а Витя с Димой поехали опять в Боровое отдохнуть еще недельку там. Когда они улетали, то в аэропорту Кокчетава встретили наших вертолетчиков, которые им рассказали, что их депремировали за то, что перевозили нас. На них настучали пилоты первого вертолета, который нас не взял. 

После похода я получаю письмо от водителя автобуса, в котором мы ехали в Щучинск. Дело в том, что в Витиной сумке лежала моя открытка самому себе домой (я всегда так делал, для фиксации пребывания в том или ином месте). Водитель написал, что нашел сумку в автобусе. Я передал письма Вити, и он списался с водителем, который сообщил, что денег в сумке не было. Но на деньги Витя и не рассчитывал. На следующий год он поехал опять в Боровое, зашел к водителю, вручил ему в качестве подарка пачки индийского чая и забрал сумку.

На фото: озеро Шалкар (из Интернета)

Продолжение: http://proza.ru/2022/12/20/491


Рецензии