Федр Шаляпин - ЦАРЬ БАСА
… Любовь - это всегда счастье, что бы мы ни любили, но любовь к искусству величайшее счастье нашей жизни! Федр Шаляпин.
Вчера по телевизору, в новостях, показывали, неожиданно для меня, Италию, Милан. Огромную сцену театра Ла Скала. Где шла опера Мусоргского «Борис Годунов». Артисты поют на русском языке. В зале полно зрителей. Еще больше меня удивило, на улице у входа на больших экранах шла трансляция из зала, публика смотрела. Все аплодировали. Это чудо! Даже костюмы 16 век! Кадры быстро проскочили. Но память сработала, вспомнил высказывание А. Амфитеатров: «Где аукнется Мусорский, там должен откликнуться Шаляпин». В театральных кругах его часто вспоминают, ведь он неповторимый «Царь Баса». Да! Опера – это не только музыка, но и наша история. Для молодого поколения, напишу кратко его биографию. Подсвечу огоньком своей души!
Родился Федор в Казани 1 февраля 1873 году. Значит 1 февраля 2023 году у него интересная дата - 150 лет со дня его рождения! Надо вспомнить о нем – ведь искусство – это возможность сохраниться в памяти людей.
Обратите внимание – родился в семье вятских крестьян Ивана Яковлевича и Авдотьи Михайловны Шаляпиных. Переехали жить в город Казань. Отец был грамотный, за хороший почерк взяли в земскую управу. Мама, как все мамы, любила сына, они часто вместе, когда отца не было дома, пели русские народные песни. Молодой кузнец, живший по соседству, хвалил: «Пой, Федя, пой!
Песня как птица, - выпусти, она и улетит».
Федор, ходил в церковь, слушал хор мальчиков, ему хотелось с ними петь. Осмелев, попросился у регента, в хор. Тот прослушал его, ему понравилось, приняли. Обучили нотной грамоте. Через три месяца стал получать полтора рубля.
Когда подрос, стал проявляться характер. Хулиганистый был, с первой школы его выгнали за поцелуи с одноклассницей. Во вторую, ходить отказался сам, возненавидел учителя, который драл его за волосы. Шестое городское училище окончил с отличием в 1885 году. Жили бедно, отец 12 летнего Федора привел к родственнику, учиться на сапожника. Ему понравилось.
Шли годы. Федора как магнитом тянуло в Казанский городской театр. Опера П. Сухотина «Русская свадьба» ошеломила Федора. Песни, костюмы. … Однажды придя домой, просмотрев постановку «Гроза», стал рассказывать матери о том, что видел, - вспоминал Шаляпин, - меня мучило желание передать ей хоть малую частицу радости, наполнившей мое сердце. Я говорил о Медее, ... Катерине из «Грозы». Передавал их речи. Смотрел на нее, видел, это ей не понятно.
В 17 лет, когда установился голос, пошел искать работу в театре. Его взяли, старался, сам учил партии. И вот 18 декабря 1890 году в Уфе состоялся сольный дебют молодого певца. Началась артистическая карьера. Он шел быстрыми шагами к своей цели. Осенью 1896 году 23 летний артист приехал в Москву. Его приняли в частную оперу Саввы Мамонтова. Поручили главную роль в опере «Жизнь за царя», М. Глинки. Критик писал: «Его исполнение роли Сусанина, было очень ново и своеобразно. Артист имел большой успех».
Партнерша по сцене вспоминала: «Выйдя на сцену, Шаляпин как бы уводил зрителя из реальной жизни, и, лишь когда занавес опускался, они возвращались из воображаемого, призрачного мира, вырывались из власти волшебных чар его искусства: лишь тогда исчезала трагическая фигура несчастного царя Бориса. Или подавленными заботами и угрызениями совести Ивана Грозного». После спектакля с участием Шаляпиным публика стоя аплодировала, выносила артиста из театра на руках.
А вот как о себе, он сам писал: «Я как бы нашел другого себя, свободного в движениях, чувствующего свою силу и красоту. … Играл и сам радовался, как у меня все выходит естественно …». В душе он понимал, и не верил в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Вспоминал, на склоне своих лет: «Я читаю партитуру и спрашиваю себя: что это за человек? Хороший или дурной или злой, умный, глупый, честный, хитрюга? Или сложная смесь всего этого? Если произведение написано с талантом, то оно мне ответит на мои вопросы с полной ясностью, … образ интересующего меня лица уже нарисован, … мне только надо правильно его прочитать». В 1898 году Шаляпин работал над разучиванием партии Годунова.
Читатель! Я к вам обращаюсь: «дистанция во времени, для искусства не существует». «Талантлив ли Пушкин?» – для нас не вопрос. Огромный талант! Вот пример, первые строки произведения: «Борис Годунов». Событие уже произошло, время точное: 1598 год. 20 Февраля. Федор прочитал и все понял.
Князья Шуйский - Воротынский. – Что же?
Когда Борис ХИТРИТЬ не перестанет,/ Давай народ искусно волновать; / Своих князей у них довольно - пусть / Себе в Цари любова выбирают. Как точно описаны характеры людей. Очень много времени он провел в обществе Мамонтова, который раскрывал ему особенности личности Годунова. Указал нате оттенки интонационного порядка, которые следует вносить в отдельные куски партии. … А вот конец оперы: … выход новоизбранного царя, на паперти Успенского собора приковывает внимание к его величаво – сосредоточенному облику, носящему следы глубоких дум и тайных предчувствий. Над головой уж занесен меч неумолимого судьи, … Шаляпиным … мастерски … лишь ему доступным сгущением трагических красок. … Разрушается тело, все лицо изборождено глубокими морщинами, в волосах седина. Слабеет дух; уж над ним реют ночные тени безумия и смерти. Самый голос Шаляпина становится все более глухим, в тембре его звучит что – то зловещее роковое. И с последним шепотом умирающего Бориса: «Все кончено - глаза мои темнеют,/ Я чувствую могильный хлад, … Борис кланяется, - «ПРОСТИТЕ». Начинается обряд. Подавленное состояние овладевает залом. Каждой музыкальной интонацией, это было нечто поразительно живое, выпуклое, яркое.
Ю. Энгель писал об этой работе в «Русских ведомостях»: «Начиная с грима и кончая каждой позой. Перед нами был царь величавый, чадолюбивый, пекущийся о народе и всё-таки роковым образом.…
Годы летят! 1900 год. И вот: Сергей Дягилев - знакомит Европу с русским искусством. Он, конечно, не мог не пригласить Шаляпина. Пресса предупредила публику, что Шаляпин – « обладатель стенобитного баса».
Шаляпин вспоминал – Милан. Театр Ла Скала, величественная сцена потрясла меня! На репетиции режиссёр Артуро Тосканини, многим давал советы. Когда Шаляпин закончил пролог, дирижер на минуту остановился и тихо сказал: «Браво».
Вернулись в Россию. 1914 год - война. Много выступает за пределами театра. Оборудовал на свои средства два лазарета для раненых солдат. Один в Москве, другой в Петрограде. Стал устраивать свои концерты, весь сбор в пользу раненых. Шаляпину был триумф и в театре и на улице. Один концерт на улице он долго вспоминал: «Собралось более 5000 тысяч слушателей. В перерыве между песнями, затянул « Эх, дубинушка ухнем!» люди притихли. Когда артист повторил: « Эх, дубинушка … тысячный хор подхватил слова «ухнем!» … Он, помолчав, добавлял: «Я как на Пасхе у заутрени, отделялся от земли».
Военные события пугали артиста. Он писал дочери Ирине: «Менее всего в жизни я был политиком. От политики меня отталкивала вся моя натура». Ф. Шаляпин.
У читателя, прочитав биографию, может возникнуть вопрос: « А в какую партию, Шаляпин вступил? Или?» Да вопрос правильный, ответ есть: однажды в гостях Горького на Кипре, он произнес, что хотел бы вступить в партию социалистов. Хорошо знающий, импульсивную натуру Шаляпина ответил: « Запомни один раз и на всю жизнь, - ни в какие партии не вступай, а будь артистом, как ты есть. Этого с тебя вполне довольно!»
Вся личная жизнь в театре. Не понятная для него революция. О большевиках в те годы мало что знал. Но они его своим вниманием не обошли. Реквизировали автомобиль. Сняли деньги со счетов. Зачастили с обысками. Эти «неудобства» приходилось терпеть.
В 1918 году к Шаляпину явилась делегация петроградской государственной оперы с просьбой вернуться на сцену. Шаляпин охотно согласился. В ноябре 1918 года он был награжден почетным званием народного артиста. Но! Как всегда. … В 1919 году положение Шаляпина в театре изменилось. Управлять театром стал совет Государственной оперы. Шаляпин вошел в совет, но ничего не решал. Совет был против «барской моды», говорили «народ нас не поймет». Жить становилось все невыносимей.
Первый отъезд в 1921 году. Предложили спеть. Концерт в Ревеле (Таллинн) … по приезду домой предложили гастроли в США и Англию. Там у него появилось желание уехать из России, любым способом, вырваться на свободу. Летом 1922 году – заключён новый контракт, гастроли! Он стоял с семьей на палубе парохода. Махал платком, провожающим его друзьям.
Шаляпин так и не вернулся с гастролей в Россию. В 1927 году – Шаляпин был лишён звания «Народный артист», ему запретили въезд в Россию.
В 1938 году, в апреле Федора Ивановича не стало. В газете его хороший друг Сергей Рахманинов (1873 г. – по 1943 г. Он познакомился с Шаляпиным 1897 году в театре оперы Саввы Мамонтова) написал: « Шаляпин никогда не умрет … для будущих поколений, он станет легендой!» Кто – то скажет - занимается культурной археологией. А это не так! Мы все идем по жизни дорогами, протоптанными нашими предками! Талант - живет вне времени, статус не требует подтверждения!
Читатель, как не хочется ставить точку! Мне захотелось обратиться к «голосовому помощнику: - АЛИСА. Я ток и сделал: «Алиса – помогите, хочу послушать Федора Шаляпина – ЭХ ДУБИНУШКА УХНЕМ! …». Слушаю, а в голове звучит: «ЦАРЬ – БАСА!»
Похоронен Шаляпин был на парижском кладбище Батиньоль. В 1984 году - прах Ф. И. Шаляпина перенесен на Новодевичье кладбище в Москве.
Свидетельство о публикации №223010200637
Лидия Сидорова 16.02.2023 22:33 Заявить о нарушении