В. Н. Пучков Былинки III. Сухой закон. 1-5

      1.Минеральный секретарь
    
     В середине 80-х, после утверждения М.С.Горбачева Генеральным секретарем, был объявлен сухой закон, в связи с чем его прозвали Минеральным Секретарем. Почему бы сначала не изучить историю, все «за» и «против». Сухой закон неоднократно и объявлялся, и отменялся во многих странах, в том числе и в России. Результат получился по Черномырдину: «Хотели как лучше, получилось как всегда».
 Уменьшилось число преступлений и несчастных случаев на производстве. Это прекрасно. Однако население было недовольно резким изменением образа жизни, нарушением традиций. Рост самогоноварения, вырубка  виноградников, резкое увеличение нелегальных доходов преступного мира за счет реализации суррогатного  алкоголя и связанных с ним  отравлений нельзя назвать благом.
 В свое время я читал на английском 1000-страничную книжку А. Митченера «Сентенниал», где впечатляюще описаны все прелести сухого закона и бутлегерства. В дальнейшем, незаконные алкогольные  денежки пополнили в России капиталы групп   организованной преступности, затем – использовались в сомнительных схемах приватизации-прихватизации и прочих темных делах.
В романе Митченера есть и другое предостережение нашим борцам за новое, а по сути дела, хорошо забытое старое: рассказ о вспашке целины в Колорадо в 30-х годах, с презрением к севообороту и прочим достижениям агротехники и их результатом – пыльными бурями. Не читали. А жаль…
         

                2.  Выкрутился       

     Так вот – о борьбе с зеленым змием. Бороться так бороться, решительно и безжалостно, по-большевистски. Руководители, рискнувшие отпраздновать свои юбилеи с алкоголем, сквозь пальцы смотревшие на алкогольные свадьбы и пр. – жестко карались – понижались в должности, отправлялись в ссылку. Короче – не дай бог!

     Особенно легко было попасть в неприятную ситуацию в случае приема иностранцев, которым наши проблемы были непонятны. Расскажу об одном хорошо известном мне случае. В 1970-80 гг. практиковалась весьма полезная научная инициатива: организация исследований по актуальной тематике геологии, с полевыми экскурсиями и совещаниями среди специалистов социалистических стран, которые по очереди принимали всех участников; это были поистине дружественные мероприятия. Среди прочих, мне запомнились встречи с коллегами в Болгарии, в городе Мелник – где, во многокилометровых тоннелях, пробитых в толщах лесса, хранилось прекрасное одноименное вино. Его дегустация весьма способствовала укреплению дружбы наших народов. Позже, в году этак 1987, как раз в период борьбы с зеленым змием в нашей стране, настала очередь советских геологов организовать экскурсию, посвященную уральской геологии. Ответственным за исполнение этого мероприятия назначили директора Миасского государственного заповедника В.А.Коротеева.

     Приехали иностранные геологи, привезли с собой виски, бренди, сливовицу, ром, чачу и прочие крепкие напитки. Отметили начало работ. На следующий день – опять застолье. Освободившуюся тару заполнили нашей водочкой и разведенным спиртом. И так до конца мероприятия, около недели. Мир не без добрых людей: написали донос, и фотографии бухла приложили. Когда Коротеева пригласили в райком партии и показали фотографии, он без тени смущения сказал: – Помотрите! Все этикетки на иностранном языке. Гости привезли и угощали.
 
     Короче: выкрутился, и не раз этим хвастал. Однако не всем так везло.
               

                3.   Юбилейные проблемы 
    
     В жизни раз бывает… Но все-таки чтобы 50-летие случилось в разгар сухого закона – на это требуется особое везение. И оно у меня-таки было, поскольку родился я в 1938 году. А мои коллеги – геологи – вряд ли поняли бы меня, если бы я попытался обойтись безалкогольным юбилеем. Пришлось искать выход. Для начала я выяснил, какие существуют легальные способы найти хороший алкоголь. Узнал, что в городе есть магазин под названием Юбилейный, и в нем продаются продуктовые наборы для юбиляров. Кроме общедоступных продуктов – хлеба, овощей, консервов и пр. –вдобавок давали 2 кг   костлявого мяса и одну бутылку водки. Я взял два набора.

     К счастью, у нашего директора в это время появилась новая секретарша – юная леди с томными манерами. Она знала, что я на досуге занимаюсь живописью и обратилась ко мне с просьбой, чтобы я написал ей пейзаж в голубых тонах – подстать к ее голубой спальне спальне после ремонта. Я сказал, что на продажу не рисую. Однако зная о моем предстоящем юбилее, она в качестве оплаты предложила хороший алкоголь: ее муж работал официантом  в ресторане Юбилейный. Это в корне меняло дело.

     Я показал ей свои этюды. Она выбрала   Полярный Урал          с рекой Хулга на переднем плане и горами вдали. Я взял холст покрупнее и за несколько часов сотворил картину в голубых тонах и  получил литровый четырехгранный штоф водки «Юбилейной» – неофициальное название Борисовка – со стола Ельцина. О качестве и говорить нечего. Тут все понятно. Ну и к этому штофу – еще несколько напитков меньшей крепости, из которых помню молдавские сухой херес и Негру де Пуркарь.
 
     Юбилей удался на славу.
            
      4.     Жертва безалкогольной свадьбы

     Воскресенье. Сижу дома. Отдыхаю после напряженной недели.   Пришел родственник, Сережа Гусев  с дочкой Аленой, тогда еще маленькой. Они приехали погулять в центр города, в Исторический сквер, рядом с которым я тогда жил. Обычно вокруг Сергея все бурлит. Спокойно он жить не может. Однако в этот раз он пришел пошатываясь, и тихо лег на диванчик. Я очень удивился: – Сережа, что с тобой?
 
     Говорит, вчера, мол, был тамадой на безалкогольной свадьбе. Я уж не стал его спрашивать: когда надо кричать «горько», и как пить подкрашенную чаем водичку «за здоровье молодых». Он бы этой иронии не вынес. Чувствовалось, что человек уязвлен. Но самый серьезный удар ему был нанесен в конце свадьбы. Оказалось, что гости по очереди бегали в квартирку через дорогу, и там заправлялись! Полагая, что тамада и так все знает, Сергею ничего не сказали. На следующий день это ему аукнулось сильнейшей депрессией.

      На счастье, рядом с нами жила супружеская пара врачей. Глава семьи оказался дома и сразу пришел на мой зов. Осмотрел Сергея, поговорил с ним. Резюме: сильная слабость.  Надо ему дать что-нибудь возбуждающее. Сергей покосился на меня, а я подмигнул ему: дескать, найдется.

      У меня, действительно, была облепиховая настойка на спирте, сэкономленном на протирке оптических осей микроскопа и прочих производственных надобностей. Посидев под это дело, обсудив разные окологеологические новости, Серега поднялся и вышел вполне твердой походкой. Безалкогольный синдром был побежден.   

          
5.        Как меня народ полил презрением

     Дело было в поле, и мы стояли лагерем около какого-то из сел Оренбуржья. Сухой закон уже был на излете, но дефицит спиртного еще оставался. А у меня как раз предстоял день рождения. Дело святое. Поехали в магазин за продуктами, попали на перерыв. Смотрим, у дверей бурлит толпа: оказывается, завезли шампанское и водку, после перерыва будут продавать. Я и мой помощник встроились в условную очередь и стали ждать. Дождались! Двери открылись, образовалась давка. В давку попала даже беременная женщина с заметным животом – правда, без явных последствий, кроме того, что она потеряла свои домашние тапочки. Их потом толпа выкинула.

     Давали бутылку шампанского и бутылку водки в одни руки. Можно было взять вместо водки шампанское, но я не заметил, что кто-нибудь этим пользовался. Подошла наша очередь. Мы с моим помощником оказались счастливыми обладателями двух бутылок водки и двух – шампанского. Их еще надо было внести из тесной толпы. Мой напарник был жидковат, и я ему говорю: бери в две руки по бутылке водки, а я возьму шампанское, поскольку эти бутылки более увесистые.

     Выбираюсь со своим шампанским из толпы и замечаю: то толпа шумела, были всякие разговоры, а тут вдруг – тишина. 

     Я сразу не понял, в чем дело. А потом до меня дошло. Толпа молча и с явным осуждением наблюдала за тем, как я несу свою добычу.  Они решили, что я променял водку на шампанское! Я понял тогда, как может выглядеть народное осуждение.            


Рецензии