Христианские народы чествуют великий день

"Христианские народы чествуют этот великий день": о консервативных посланиях на Рождество 1916г.


«У яслей Вифлеемского Богомладельца сегодня витает мысль верующего христианина», - слова, поставленные нами в начале статьи, принадлежат знаменитому деятелю правого движения, члену РМП, СРН и РНСМА протоиерею Иоанну Восторгову. Они были сказаны 25 декабря 1915 г. (по н. ст. 7 января 1916г.) во время празднования Рождества Христова и в этот же день опубликованы в консервативном издании «Московские Ведомости». Традиционно православный, христианский праздник Рождества Христова в России всегда праздновался с особым чувством трепета и радости перед рождением Христа. Мы уже говорили о том, какие пожелания слали обществу русские консерваторы на 1916 год, теперь пришло время сказать и о рождественских пожеланиях.

«Второе тысячелетие христианские народы чествуют этот великий день. И, нет сомнения, будут чествовать и в наступающем, через 84 года, третьем тысячелетии эту величающую эру Всемирной Истории в ожидании того, что когда на новом небе и на новой земле возсияет во всем своем величии Солнце Правды – Христос Бог наш», - такие слова содержались в статье «Рождество Христа Спасителя», изданной в газете «Московские ведомости» ровно сто лет назад.

Когда мы уже в третьем тысячелетии обращаемся к наследию прошлого, пытаемся оценить наше окружающее, увидеть то, что многие люди начинают, а точнее продолжают отходить от религиозности, мало кто из нас вспомнит, что вопросы материализма по отношению к миру, секуляризация сознания общества началась задолго до нашего времени. Тогда сто лет назад русские консерваторы писали: «Как бы ни усиливалось антихристианство, в других ли религиях, в новейших ли искажениях его, или в безбожном, рационалистическом и материалистическом отрицании его, заслонить это Животворное Солнце от взоров народов, закрыть его тучами лжи, насилия и зла, - это остается тщетным и гибельным для тех, кто мятежно затмевают это Вечное и Божественное средоточение всемирной жизни». Об этом же говорил протоиерей И. Восторгов: «…во вкусах и наклонностях нашего времени большим вниманием и большим значением пользуется не состояние чтителей Христа и Бога, а состояние равнодушных. Оно, это равнодушие почитается признаком высшего благородства души, терпимости, к так называемым инакомыслящим… Равнодушие, продолжает протоиерей Восторгов, не есть естественное состояние человеческой души, в особенности к вопросам важнейшим и жизненным».

Тогда, сто лет назад, когда Россия почти единым целым (учитывая внутренние течения в российской общественной жизни) из себя представляла Восточной Фронт Первой мировой войны, тогда главным противником России и даже христианства был Германский кайзер Вильгельм II и сама Германия. Вот, что об этом писали тогда: «Избравшие себе наименее наименее близкое к Солнцу исповедание христианства, в виде мнимо-евангелического исповедания, тевтоны, надменные успехами своего бесчеловеческого материализма и своей торговли и промышленности, не поставили ли себя безбожно и антихристиански превыше всего в мире (;ber alles in der Welt), не замыслили они обращения в чисто языческое рабство, материальное и психическое, других народов, не стал ли безумно бредить их кайзер в своем стремлении поставить свой трон превыше Престола Самого Царя Царствующих? И что же? Нашим врагам пришлось вступать в антихристианские союзы с народами, враждебными Христу, как магометане, находить себе мирных слуг в еврействе…, отыскивать себе поддержку в тех народах, которые всех менее преданы свету христианского откровения? И в этой безпримерной войне вождь тевтонов не является ли новым Иродом, истербляющий всех – до невинных младенцев включительно?». Рассуждения консерваторов по поводу Германии и Вильгельма II, как мы видим, фактически однозначны. Привлекая похожие сюжеты из Библии, русские консерваторы использовали такие обороты, которые представляли германского кайзера Иродом. Можно ли после этого говорить, что консерваторы в годы Великой войны хотели сепаратного мира с Германией, являясь православными христианами? Врят ли.

Главным же пожеланием русских консерваторов на Рождество Христово 1916 года являлась победа над Германией, которая, как мы уже видели представлялась главным оплотом материализма и антихристианства. Отечественный ученый и консерватор Б.В. Никольский, не написав дневнике ничего по поводу Рождества, по видимому, из-за того, что заболел еще 24 декабря (по ст. ст.), все же этого числа сделал запись в дневнике: «Как бы то ни было, надвигается новый год. Мы перешли в наступление. Пока все темно и я, как требует логика, боюсь надеяться и верить».

Ну а в конце мы лишь опубликуем несколько весьма интересных стихотворений на Рождество и забавных миниатюр, которые имели хождение в печати ровно сто лет назад.

«На Рождество»
1.   
И снова, как во все года,
Свершилось по словам Пророка:
На небосклоне от Востока,
Сияет светлая звезда.

И в мире, сквозь ночную тьму,
Священный свет сияет снова;
Поем Рожденье Бога Слова…
Он благ помолимся ему:

О воинах в чужом краю,
О кораблях, уплывших в море,
О всех, принявших боль и горе,
О всех, отдавших жизнь свою…

И правда снова возвратиться!
Господь осушит токи слез!...
Так будем верить и молиться,
И знать, что родился Христос!

2.   
Забыть про страшный мир… Зажечь свою свечу,
Виденья детских снов хранить, боясь разрушить,
И жаркой головой к любимому плечу
Припав, не говорить, а только тихо слушать.

И долго слушал я легенды Рождества,
И кто-то в тишине загрезившего дома
Нашептывал сквозь сон неясные слова
О том, что с первых дней понятно и знакомо…

И близок стал снежок, летящий за окном,
И скрипки тонкий тон, подобный нити шелка,
И на стенных часах запрятавшийся гном,
И в зимних комнатах тоскующая елка…

Пусть вокруг души волшебной сомкнут круг,
Пусть молодость идет, волнуя и печаля,
Пусть догорает жизнь, как свечи у рояля,
И под крылом Судьбы последний, милый звук.

Сорвется, исказясь, замрет на фальшивой ноте…
Пускай повсюду тьма, в ее слепом болоте
Враждебные глаза, как острые мечи…
Пускай повсюду зло, и правды нет на свете:

Но мытарства земли минуют только дети,
И только им даны Небесных Врат ключи.

Сирин. 
            


«Мне кажется, что наши военные враги, имевшие о России, довольно превратные представления, видят теперь другие сны.
        Снится кайзеру Вильгельму II, что стоит в полях русская рождественская елка, вся в пушках и пулеметах.
        - Чем они стреляют? Ведь у них нет снарядов? – спрашивает кайзер в бреду.
        Злые духи сна, окружающие его ложе, визжат ему в ответ:
        - Русские стреляют снарядами: вот летит граната русского патриотизма…
        - Как?! – спросит кайзер. – В России нет патриотизма, там революция, бунт восстание…
        - Обман твоего воображения. – Ответствуют духи. – Лови еще гостинец: снаряд русского солдатского героизма, твердости, стойкости, неутомимости.
        - А … не шатаются их солдаты? Не падают?
        - От чего им шататься и падать?
        - От водки, разумеется! Вся Россия – сплошное море водки,  и все русские – пьяные свиньи…
        - Ошибаешься, кайзер! В России трезвость и связанная с нею физическая мощь… Еще держи бомбу? Хочешь?
        - С удушающими газами!? О, дер тейфель!!
        - Пожалуй, это тебя задушит вернее твоих газов: это снаряды, начиненные твердыми договорами и дружбой с Францией, Англией, Италией, Японией и другими союзными странами…
        - Ох, я чувствую, что в самом деле задыхаюсь! – хрипит кайзер.

Неизвестный».


Рецензии