Едешь на неделю, собирайся на год!

«Едешь на неделю, собирайся на год!»: о новогодних поздравлениях консерваторов в 1915/1916гг.

К нам подходит 2016 год, а вот что он нам принесет пока понять трудно, хочется думать, что что-то хорошее! Но пока будущее для нас закрыто, справедливо обратиться к прошлому. Что же нам желали ровно сто лет назад российские консерваторы и горячие патриоты, когда на горизонте был 1916 год?

13 января 1916 года (по ст. стилю 31 декабря 1915 года) передовица консервативной газеты «Московские ведомости» обратилась к читателям со словами, решившими подвести итоги уходящего года. Статья называлась соответственно «Перед Новым Годом». Главным событием, которое волновало общество тех времен – Первая Мировая война. Вот как говорили о ней: «Сегодня последний день старого 1915 года… Тяжелый год! … Когда грянули первые раскаты  военной угрозы, все знали и чувствовали, что эта война должна быть одним из самых страшнейших испытаний, может быть на всем протяжении мировой истории! Однако, наши первые серьезные успехи окрылили слишком оптимистичные виды на будущее… Грозная туча всей своею тяжестью надвинулась на нас». В действительности эта война стала одним из самых страшных испытаний в истории человечества и первой подобной войной не только с момента появлений человечества, но и первой в ХХ веке.

Авторы передовицы отмечали социальные, нравственные настроения в российском обществе. «Из полосы громадного нравственного подъема мы перешли в другую полосу сумерек и будней войны. Жизнь замутилась, люди измалодушествовались… в смысле того, что в некоторых слоях общества мелкие личные интересы взяли верх над интересами высшего порядка, над интересами родины и общего блага. Мы вошли в какую-то жуткую полосу кошмаров и призраков». С позиций нашего века, оценки прошлого спустя целых сто лет после написания этих слов кажется, что на рубеже 1915/1916гг. общество было морально подавлено, оно не могло смотреть на будущее с радостью. Еще бы война, великое отступление весны-лета 1915 года, нарастание социальной напряженности. Однако, «Нет! Немощна только наша плоть, но дух наш бодр по-прежнему! … Хуже того, что было не может быть впереди, а мы по-старому с полной уверенностью смотрим вперед и не допускаем даже мысли о возможности конечного торжества немцев. Ни разу нам в душу не западала и тень сомнения в правоте нашего дела… Вооруженный с ног до головы, находясь в равных условиях с неприятелем, наш воин сумеет проложить себе дорогу и к Берлину и к Царьграду».

Но с чего следовало начинать пожелания на грядущий 1916 год? На это правые москвичи отвечали уже в №1 от 14 января 1916 (1 января 1916 по н. ст.). «Первая наша мысль и первая наша молитва Господу Богу должна быть о победе над врагом. Пусть эта победа будет полная, окончательная и бесповоротная, не омраченная никакими оговорками, не обставленная никакими условиями». Призывы не останавливаться, двигаться вперед были главными мотивами консерваторов для того, чтобы побудить народ и русскую общественность более ответственно подходить к вопросу о будущей победе в Великой войне. «Следует чтобы каждый русский человек ясно сознавал какой мир нужен России. Это – наше общее дело».

«”Умири нашу жизнь, Господи” – вот наша вторая молитва». Это пожелание, как видно относится уже к области внутренней политики. Авторы этих строк говорили, что борьба с «внешними немцами» должна сопровождаться борьбой с «внутренними немцами». «Его образ действий, самое его присутствие среди нас, как полноправного русского гражданина, свободного от подозрений, вольного в своих начинаниях, - уже злая обида для русского чувства». Но в данном случае консерваторы говорили не о русских с немецкими фамилиями, которых, стоит признать, было не мало, а «об истых немецких волках, выкормленных на русских хлебах и глядящих в лес своего фатерланда (Отечества. – В.Ч.). Среди них – шпионы,… кузнецы, кующие цепь экономического порабощения России, … сеятели смут и забастовок, … глашатаи раздора и демоны провокации». Для победы над врагом нужно было бороться с «хищничеством», «узкой односторонней партийностью», а также «неопределенностью»

Консерваторы 100-летней давности желали быть «друг другу русскими людьми. Нам нужно научиться вере в Россию и уважению к ее прошлому и к ее настоящим творческим силам… Пусть в нашей грядущей жизни путеводительными светочами остаются вековые наши национальные идеалы. Честное и чистое служение Святой нашей Православной Церкви, великому Царю-Самодержцу и славному русскому народу да будет всегда нашим долгом, нашим трудом и нашим счастьем».

«Спокойно и бодро встретим новый год», - так призывали русские правые встречать новогодние торжества на рубеже 1915/1916гг.


Рецензии