Анна

 Бабушка Анна – родом из богатой. помещицкой семьи, которую Советская власть раскулачила и выслала в далёкую Бурятию. В Бурятии царило невежество, например, развлечением  молодёжи было, кто кого перепукает на вечеринках. Анне точно не хотелось жить с такой молодёжью… И вот искренне верящая в Бога и в лучшую судьбу 12 летняя девочка, с благословения родителей, которым на Родину нельзя было возвращаться; отправилась в далёкую Беларусь, родной город Витебск, к родственникам.
Позже родителям тоже было разрешено вернуться.
Анна устроилась работать кондуктором в трамваях – основном транспорте Витебска. На работе она познакомилась с водителем трамвая Иосифом.  Осип – был её судьба. Она рассказывала, что вместе они прожили 3 года до войны и за это время ни разу не поссорились. Работать они уже вместе не работали – нельзя было мужу и жене работать в одном трамвае.
- Он придёт усталый. Я ему ножки помою, - делилась она.
На это моя подруга говорила мне, конечно, не ей, с сарказмом:
- Ещё и водички попила б…
Но 3 года без ссор – это удивительная, идеальная любовь, к которой не знаю, способен ли был кто в наше время.
Веры их различались и они оба были верующими – только Анна – православная; Иосиф – католик.
Родился Генька – мой отец.
. Разные веры не мешали семейному счастью. Ему помешала война. Иосифа забрали на фронт. С войны он не вернулся, пропал без вести.
Всю жизнь Анна Михайловна работала кондуктором, но мне не советовала, хотя в то время и не было кондукторов. Вместо них были уже компостеры. От работы в холодное время, от сквозняков у бабушки появился артрит. Кондукторы появились  позже  и мне время от времени хотелось сменить профессию и пойти работать кондуктором, но постоянно возникали препятствия, например, мой муж Борис этого не хотел и тоже очень не советовал. Однако часто, когда я, усталая от своей работы, ездила на трамваях, мне попадались свободные места рядом со мной или я становилась случайно там, где кто-то поднимался и выходил…
Трамвайный Бог ко мне благоволил.


Рецензии