Про ментов и диэтилфтолат-1 Как это было

Про ментов и диэтилфтолат.
(Дьявол кроется в мелочах)

А пробовали вести оперативную работу в отдаленном лесном поселке? Небольшое количество населения при крайне компактном проживании. Все всех знают. У каждого с каждым – личные отношения. Приязненные или  неприязненные. Как же в соседском деле друг другу на ногу не наступить?

Кто с кем друзья или недруги. Кто с кем родственники, по какой линии и насколько близко. Кто к каким противоборствующим политическим (в масштабе посёлка) группировкам принадлежит или сочувствует. От кого чего можно ожидать и кто на что способен. Все это участковому нужно знать и учитывать в своей работе. При этом не быть втянутым лично в противоборство группировок и соседские войны и семейные разборки. Там такие страсти кипят, такие подковёрные игры идут и такие комбинации разыгрываются – куда там пресловутым "Битвам престолов"… Нет, только в рамках своих, определенных Законом, полномочий.

Беда дальних лесных поселков (одна из бед, может и не самая большая) – алкоголь. В магазинах, пусть даже полулегальных, спиртное хоть проверить можно на соответствие качества. Откровенная отрава на прилавке не появляется. А вот всевозможные нелегальные торговли спиртным, на квартирах и в частных домах, проверить практически невозможно.

Торговля спиртом (спиртосодержащей продукцией) – занятие весьма выгодное и прибыльное. Отпускная цена с гидролизного завода копеечная. Денатурат "Сучёк" – дешевле только даром. В организм алкоголика он приходит уже значительно возросший в цене. И все равно значительно дешевле сертифицированной продукции.

Понятно, что основная часть прибыли идет поставщикам. Тем, кто спирт закупает у производителя, или где то в другом месте и поставляет его на точки. Продавец на точке свою выгоду имеет. Прочем выгоду, видимо, неплохую. Согласен терпеть многие неудобства от своего бизнеса. Разбудят ночью, будут клянчить и канючить в долг, а иное и угрожать, терпеть ненависть от семей, да и от самих алкоголиков. Ну и претензии со стороны Закона.

У каждой "точки" своя клиентура. В любом поселке, деревне, гордишке, обязательно найдется человек, а чаще всего семья, готовая делать деньги на человеческом горе. Алкоголик – горе жене, детям, родителям. Да и сам себе горе. Но это горе – для кого то прибыль. Умело превращают человеческие горести и слабости в звонкую монету. Причем продавцы – это не потерявшие человеческий облик и совесть личности из низших слоев общества. Вовсе нет. Даже наоборот: достаточно обеспеченные, культурные, часто даже уважаемые люди.

Самогонкой торговали во все времена. И хорошей самогонкой и плохой. Кто как умеет и насколько у кого совести хватает. Но даже самый плохой, мутный и сивушный самогон – экологически чистый продукт. Не отравишься. Нет, бывало, что самогонкой запивались. Не один и не двое с большого перепою уходили в мир иной. Тоже, конечно, бизнес на горе человеческом. Но все таки не такая отрава, как та, которой торгуют большинство точек.

Заявления на торговцев спиртом случаются довольно часто. Жена, уставшая от беспробудного пьянства мужа, часто имеет место быть еще и реализованный за копейки на спиртное телевизор, в запале пишет заявление в милицию. Примерно знает или догадывается источник живительной влаги супруга, в поселке все на глазах. Требование законное: "Прекратить торговлю алкоголем!" Приезжает милиция, работает день или даже два, но… С тем же и уезжает. У нас презумция невиновности и очень гуманное законодательство. Одного заявления от жены алкоголика мало. Нужны показания от тех, кто конкретно спирт покупает. Не просто со стороны наблюдал или со слов слышал, а именно сам покупал. Формула стандартная: "время-место-способ-мотив".  Алкоголики свои точки и своих торговцев не сдают: потом бегай кругами: "Где возьмем…?"

Ну и самое главное – контрольная закупка. Самое главное и самое сложное. Человека для контрольной закупки не найти среди жителей поселка. В соседском деле никто ссориться не желает… "Клиент" данной точки не пойдет, а жене его, хотя и писала заявление, просто не продадут. Понятых то и то найти трудно. Привезти человека для проведения контрольной закупки – чужому тем более не продадут. А без контрольной закупки вся работа – не более, чем стопка макулатуры. Пустая трата бумаги…

Торговлю спиртом в крупных городах и райцентрах власти не могут задушить, а что уж про отдаленные лесные поселки и деревни говорить.
Из разговора с пожилой уважаемой Леди, критикующей работу милиции в направлении нелегального оборота спиртосодержащей продукции. Не "Первая Леди" поселка, но из "Высшего Общества" местного уровня:
- Что значит не можете привлечь к ответственности? Как это закупку не сделать?
- Да не продаст спирт никому, кроме своей постоянной клиентуры. А они его не сдают.
- Как это не продаст? Мне вот продаст. И покупала!
- Ловлю вас на слове! Прямо сейчас дам вам деньги, сходим до его квартиры, сделаем контрольную закупку и сразу оформим, как положено.
На секунду задумалась…
- Нет, не пойду. Нам с ним потом в одном посёлке жить.
- Ну вот видите – и все так. Никто в соседском деле ссориться не хочет. А он пользуется и спаивает ваших мужей, детей и внуков. Да и сами на праздник прикупите у него подешевле алкоголя. Если бы сами действительно захотели, я бы за пару дней всю спиртоторговлю прикрыл. Мне только помощь нужна от жителей. Ну а если нет, если сами и покрываете – то и не жалуйтесь.
Упреков от этой дамы в адрес милиции я больше не слышал.

Один раз, по молодости и неопытности, составил протокол об административном правонарушении за торговлю спиртом без контрольной закупки. Подумал, что достаточно будет свидетельских показаний. Точка существовала давно и продуктивно, на глазах всего поселка. Спирт продавался и за деньги и за вещи, даже и за продукты. Протокол рассматривает суд. После суда я имел бледный вид… Улики косвенные, доказательства недостаточные. Прокурор еще подзуживал: "Не желаете ли участкового привлечь к ответственности? За неправомерные действия и превышения…". Ну да вперед наука. Один грамм своего опыта дороже тонны чужих наставлений. Больше я таких косяков старался не допускать. Да и тогда бы не допустил, но уж больно руководство наседало: материал (заявление) спустилось из прокуратуры. Ответ может быть один: "Факты подтвердились, составлен протокол об АП". Вот только почему на разборку послали только одного малоопытного участкового? Это уж на совести руководства. Полагаю, что из соображения "кого не жалко…".

Впрочем результат той работы все-таки был. Точка закрылась. Человек решил не искушать судьбу и торговлю прекратил: "В этот раз участковый ошибся, но в следующий раз сделает все правильно".

Продолжение: http://proza.ru/2023/01/07/1371


Рецензии