Человек-эпоха Дунаев Борис Иванович

1 августа 2021 года исполнилось 110 лет со дня рождения нашего замечательного земляка, участника Великой Отечественной войны Бориса Ивановича Дунаева.

Его без всякого преувеличения можно назвать исторической личностью, человеком-эпохой — так много он видел, столько знал, столько пережил. Свою страну он видел разной: и Российской империей времен Николая II, и Россией эпохи В. В. Путина.

Борис Иванович Дунаев родился в 1911 году в деревне Здемерово Васильского уезда Нижегородской губернии (ныне Чкаловского района Нижегородской области) в крестьянской семье Дунаева Ивана Филипповича (1874 – 1919) и Дунаевой Пелагеи Павловны (1875 – 1977). В семье выросло восемь детей: пять сестер и три брата (Михаил, Мария, Прасковья, Татьяна, Анастасия, Борис, Александр и Анна). В 1919 году Дунаевы осиротели: плотничая, отец занозил палец и погиб от заражения крови. Детей поднимала одна Пелагея Павловна, сама вела хозяйство: держала корову, косила сено, заготовляла дрова...

С четырех до шести лет Борис был поводырем у слепого дедушки. В шесть лет, еще до школы, он уже овладел грамотой — читать и писать научился от старших сестер — и вел опись имущества помещичьей усадьбы: больше грамотных среди местного населения не было. В благодарность помещица подарила ему две книги издания середины XIX века с цветными иллюстрациями, переложенными пергаментной бумагой: собрание сочинений Н.В. Гоголя и М.Ю. Лермонтова. Сын Б.И. Дунаева — Борис Борисович — вспоминает: «Был наш отец левшой и, когда пришел в школу, учитель привязывал ему левую руку к парте, чтобы он писал правой рукой. В результате всю жизнь он прекрасно писал и левой, и правой рукой, имел красивый почерк».

После окончания школы-девятилетки в 1930 году Б.И. Дунаев начинает работать заведующим Харенковской начальной школы в Городецком районе. Молодой педагог быстро включается в общественную деятельность, проводит большую массово-политическую работу среди населения, принимает активное участие в организации колхозов.

В 1932 году, по окончании курсов повышения квалификации, Б.И. Дунаев направляется в Шалдёжкинскую семилетнюю школу Семёновского района учителем физики и математики. Через два года он работает уже заведующим учебной частью школы.

В 1937 году Б.И. Дунаев поступает в Горьковский учительский институт, который через два года успешно заканчивает и вновь возвращается в Шалдёжкинскую школу уже в качестве директора. В 1938-м школа стала средней общеобразовательной. В ней обучались ребята Олонихинского, Дмитриевского, Шалдёжского, Ново-Петровского, Боковского сельских советов, а также школьники из соседних деревень Воскресенского района.

Б.И. Дунаев с увлечением отдавал все свои силы и знания благородному делу – воспитанию подрастающего поколения. Живой интерес к педагогической работе, стремление совершенствовать свои знания были его постоянной характерной чертой. Молодого учителя точных наук полюбили и учащиеся, и родители, и товарищи по работе.

26 августа 1941 года Семёновским райвоенкоматом Б.И. Дунаев был призван в Красную армию и направлен в Московский запасной полк связи. В мае 1942 года в должности механика телеграфных аппаратов он поступил в распоряжение Главного управления связи, находившегося в Москве.

15 июня 1942 года Б.И. Дунаев был командирован в 122-е отделение полковой связи (отдельного Одерского полка), которое обслуживало Шестую армию. В боевые действия вступил в июле 1942 года в составе Воронежского, затем — Третьего Украинского фронтов. Получил воинское звание старшины. В 1943 году вступил в ряды ВКП (б).

Приказом № 01/н по 122 Отдельному полку связи 6-й армии Юго-Западного фронта 5 января 1943 года механик телеграфа телеграфной станции младший сержант Б. И. Дунаев был награжден медалью «За боевые заслуги» «...за то, что ... 21 декабря 1942 года при развертывании узла связи в сложных условиях четко выполнил поставленную задачу. Раньше срока развернул [телеграфный] аппарат Бодо. Хорошо знает свое дело и отлично обеспечивает работу аппаратуры».

Борис Иванович прошел всю Великую Отечественную, освобождая от фашистов Воронеж, Харьков, Николаев, Одессу. Участвовал в боях за Польшу и Чехословакию. Войну закончил в Бреславле.

В приказе войскам 6-й армии № 059/н от 10 июня 1945 года дается характеристика боевых заслуг Б.И. Дунаева: «Товарищ Дунаев – участник Отечественной войны с 1941 года. Участвовал во всех операциях армии от реки Дон до завершения ликвидации Бреславской группировки. Особенно отличился в период наступательных операций 1945 года, при прорыве обороны немцев на Сандомирском плацдарме. Находясь на передовом узле с 10 января по 13 января, руководил связью по Бодо фронта с армией, передал более 200 особо важных шифровок, принял боевой приказ командующего фронтом без искажений и в срок. При форсировании реки Одер 6 февраля 1945 года товарищ Дунаев обеспечил работу узла и без задержки пропустил по Бодо 100 особо важных шифровок, по СТ-35 – 70 особо важных шифровок, тем самым обеспечил бесперебойную связь войск армии. Участник боев за город Бреслау. Достоин правительственной награды – ордена Красная Звезда».

За участие в боевых действиях Б.И. Дунаев награжден также орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией». В мирное время отмечен медалью «За трудовое отличие», пятью похвальными грамотами.

Вот что рассказывает Борис Борисович Дунаев о первом приезде отца домой по окончании войны: «В августе 1945 года 4 числа, в субботу вечером, папа пришел на побывку на неделю. Мы с мамой под вечер ушли в Овсянку к бабушке Марии Викторовне, и папу в Петровке встретил брат Саня. Он играл в переулке между Малиниными и Циплевыми моим кнутом и увидел военного с большим чемоданом, который подошел к дому, сел на крыльцо и позвал его: «Саня, иди ко мне, я твой отец!» В то время уже начали возвращаться с фронта, и малышей появление военных не удивляло. Папа обнял Саню, потом Витю, который бегал недалеко, и спросил: «А где мама?» Они в два голоса: «Ушла с Борей в Овсянку к бабушке, Вова тоже там».

Окончательно Б.И. Дунаев возвращается домой 15 декабря 1945 года и снова начинает работать учителем физики и математики в Шалдёжкинской средней школе; вскоре он становится завучем. В 1947 году решением отдела образования (приказ № 169 от 06.09.1947) его назначают на должность директора Овсянковской семилетней школы, которую до этого долгие годы возглавляла Мария Викторовна Ильинская (29.04.1893 – 29.11.1976) — мать жены Бориса Ивановича — Марии Александровны Дунаевой (30.08.1913 — 02.03.1995).

8 октября 1953 года районная газета «Сталинский путь» опубликовала заметку «Неделя сада», в которой сообщалось, что «любители-практики садоводства директор Шалдежской и Овсянковской школ Буйских и Дунаев, колхозники колхоза «Труд» и имени Кирова И. Яковлев, А. Байдаков и другие стремятся пополнить пришкольные и свои сады новыми мичуринскими сортами. Они готовят ямы под посадку, заготавливают удобрения».

14 июня 1957 года «Семёновская правда» писала: «Замечательную инициативу проявили колхозы имени Жданова и «Вперед», организовав с 1 июня межколхозный пионерский лагерь, в котором отдыхают школьники – дети колхозников. Колхозники выделили для питания продукты, недостающие купили. Директор Овсянковской семилетней школы Б.И. Дунаев, который сейчас является начальником лагеря, позаботился о необходимом инвентаре. Вот уже две недели здесь отдыхают сельские школьники. С удовлетворением отзываются об этом лагере и дети, и их родители. В лагере всё основано на самообслуживании, и больших материальных затрат не требуется».

А вот что 17 января 1958 года рассказал о школе сам Б. И. Дунаев в районной газете: «В Овсянковской семилетней школе ребята сделали изгородь географической площадки, 20 скворечников, несколько ящиков для выращивания рассады, принимали участие в оборудовании классов. На пришкольном учебно-опытном участке заложен пришкольный сад, имеется огород, выращивается рожь, овес, лен, кукуруза. Яблони и вишни дают хорошие плоды».

Со временем остро встал вопрос о возведении более удобного и современного школьного помещения.

В 1961 году началось строительство нового здания школы: был сделан сруб, его поставили, покрыли. Строили на средства колхоза и местного бюджета. В 1963 году строительство продолжили за счет капитальных вложений по линии облоно.

Вот как вспоминает это время Валентина Федоровна Левченко (01.12.1934 — 28.01.2022), работавшая тогда в Овсянковской школе учителем начальных классов:

— В те годы затею со строительством – начиная от плана школы и кончая финансовыми делами – воплотить было сложно и трудно – потому, что и время было еще не слишком богатое, и дороги у нас тогда не было нормальной. Добираться Борису Ивановичу приходилось на попутках до Семенова, а оттуда — на электричке до Горького. А там предстояло еще более трудное дело: утвердить с начальством план, составить смету, получить разрешение, потом — деньги выпросить для строительства…

Возводили школу два года, и перешли туда из старых зданий (они есть в Овсянке и сейчас) в ноябре 1963-го, к 46-й годовщине Октябрьской революции. В новой школе приступили к занятиям со второй учебной четверти, а первую учились еще на прежнем месте.

Всё в новой школе было оборудовано очень хорошо, а по тем годам — просто замечательно: отличный физический кабинет и химическая лаборатория со всеми необходимыми приборами, в мастерскую по трудовому обучению привезли новые станки для работы по дереву и металлу, была и кинопроектная аппаратура, с помощью которой ребятам часто показывали тематические и предметные фильмы. В большом спортивном зале стояли разные снаряды, на которых школьники с удовольствием тренировались, а высокий потолок позволял играть даже в волейбол.

— А уж сколько было наглядных пособий! — с удовольствием восклицает Валентина Федоровна. — И печатные, и грампластинки предметные, и по музыке, и даже пианино Борис Иванович сумел тогда приобрести.

Когда Б.И. Дунаев работал директором, Овсянковская школа пережила обновление:  в 1963 году в нее влилась Боковская начальная школа.

22 июня 1963 года районная газета «Ленинский путь» опубликовала статью корреспондента Е. Зайцева «Всеобуч в жизни», где подробно описывалась жизнь Овсянковской школы под руководством Б. И. Дунаева: «...в зоне Овсянковской восьмилетней школы вот уже 7 лет учатся все дети, нет отсева учащихся в течение учебного года. Мы попросили директора школы Бориса Ивановича Дунаева, проработавшего в школе в общей сложности 33 года, поделиться некоторыми мыслями о своей работе и работе учителей школы. Приводим запись его рассказа.

Из чего складывается всеобуч? Во-первых, надо убедить детей и их родителей в необходимости учиться, вызвать у ребят желание к учебе. Это достигается путем длительной разъяснительной работы. Я, да и учителя школы, никогда не пугали детей тем, что ученый человек живет материально богаче, чем неученый. Да это, собственно, и не так. Говоришь обычно о том, что у образованного человека горизонт, где можно вложить свой труд, применить знания, шире, что жизнь образованного человека духовно богаче.

Теперь и в жизни очень много убедительных примеров к таким словам. Взять местный Боковской колхоз. Николай Цветков, Павлин Пургин, Александр Круглов и другие раньше учились в нашей школе, едва закончили по 5 классов. Долгое время работали в колхозе на разных работах. Теперь видят, что жить дальше так нельзя, неинтересно, когда в колхозных работах все больше и больше применяется техника, машины. Решили учиться управлять машинами, пришлось вспомнить и когда-то полученные в школе знания. Имели бы они хотя семилетнее образование, им легче было бы учиться. Теперь Цветков и Пургин работают на колхозных автомашинах, а Александр Круглов окончил училище механизации сельского хозяйства и водит трактор.

Чтобы заинтересовать учащихся, нужно интересно, свежо давать уроки. 25 лет работает в филиале восьмилетки, в Люнда-Шипове, учительница начальных классов Татьяна Александровна Градусова. Из года в год прививает она учащимся уменье правильного письма. Трудно сказать точно, чем добивается она почти каллиграфического письма ребят. Вероятно, тщательной, индивидуальной работой с детьми с первого дня их учебы. Перышко у кого-нибудь плохо пишет — заменит, чернила плохие — также заменит. На каждой парте самодельные перочистки. Настойчивая кропотливая работа с каждым учеником, дополнительные занятия после уроков. Ведь большое обычно складывается из элементов, из мелочей. Воспитанники Т.А. Градусовой выделяются хорошими знаниями, прилежанием и в восьмилетке, при дальнейшем обучении.

Неплохо работают и другие учителя школы: А.П. Круглова, С.П. Киселев, Н.И. Бухалова, А.И. Тренина. У каждого есть свои особенности в работе, свои успехи. Но общее у них то, что все они работают от души.

Каждый ученик должен иметь нормальные условия для учебы в школе и дома. О первом обычно не приходится говорить, но второе — недостаточная материальная обеспеченность некоторых семей — сказывается на посещаемости детей. Взять хотя бы семью Кудряшовых, в которой четверо ребят, а работает по существу лишь одна мать, притом на низкооплачиваемой работе. Если бы зимой школа за счет государства не купила троим школьникам из этой семьи — двум восьмиклассникам и первокласснику — по валенкам, то им трудно бы стало учиться. Осенью прошлого года 22 школьника получили бесплатно либо по валенкам, либо по пальто, всего на 300 рублей. Фонд всеобуча всегда расходуется полностью. Некоторым семьям помотает колхоз. Так, 3 года назад колхоз выделил Виноградовым 500 рублей (на старые деньги), а прошедшей зимой купил Коле Романову костюм, кирзовые сапоги и валенки.

Очень важно заранее учесть возможности каждой семьи, где есть школьники, вовремя помочь нуждающимся.

Обычно все дети приходят в школу. Но если кто-либо из школьников перестает ходить на занятия, то сразу же принимаются меры. Дело всегда улаживалось «мирно», без административных воздействий. В наиболее трудных случаях в дело включаются председатель сельсовета А.В. Чугин и председатель колхоза В.Н. Потехин. Каждый из них принимает случившееся близко к сердцу.

Правление колхоза нам всегда и во всем помогает. В свою очередь, не обходится без нас и колхоз. Так, прошлой осенью школьники вырыли 12 гектаров картофеля, помогали в других сельхозработах. И в этом году учебно-производственная практика в будущих 7 — 8 классах перенесена на осень, на время уборочных работ. Не первый год пасет колхозных телят Толя Соловьев. Пасут свиней  восьмиклассники Николай и Зина Кудряшовы.

Труд в колхозе, политехнизация всего учебного процесса помогают учащимся лучше, интереснее учиться. Их знания стали более конкретными, им легче стало разбираться в тех или иных вопросах учебника. Но, говоря о труде школьников в колхозе, надо сказать, что практика учащихся пока проводится еще неудовлетворительно, идет в отрыве от теоретических знаний, полученных на уроках. Надеемся осенью увязать практику восьмиклассников с математикой, введя в нее различные математические задания по подсчету урожая, площадей и т д., а также с биологией. В дальнейшем то же самое постараемся сделать и в отношении других предметов учебного курса.

В работе учителям помогают комитет комсомола и совет дружины школы. Они наши верные помощники».

Борис Иванович гордился своим детищем — школой, в которую вложил немало духовных и физических сил, и, как оказалось, — не зря: из стен «alma mater» вышли сегодняшние атомщики, полковники, врачи, агрономы, учителя, да и вообще люди самых различных профессий, и все добрым словом поминают Бориса Ивановича Дунаева.

В школе Б.И. Дунаев работал до выхода на пенсию 1 августа 1971 года. В должности директора его сменила Бутенина (Калинина) Татьяна Ивановна – учитель русского языка и литературы.

Валентина Федоровна Левченко с теплотой и уважением вспоминает всё, что связано с ее наставником и учителем:

— Я его ученица. Когда  в 1963 году я вернулась на родину, в Овсянку, Борис Иванович был директором. Я проработала вместе с ним до его ухода на пенсию. И учитель он был замечательный, и как директор очень внимательный, чуткий, и просто душа-человек.

У него было особое отношение к людям. Работать с ним было одно удовольствие. Борис Иванович во всё вникал: с кем-то соглашался, с кем-то — нет, но я всегда была на его стороне. Мне казалось, что он был очень справедливый, и потому не согласиться с ним было просто невозможно. Борис Иванович был исключительно честный человек. И уроки посещал, а после комментировал работу, и слушать его было очень приятно. А когда разбирал уроки, говорил, что чему-то научился новому, интересному, чего сам еще не применял в своей преподавательской практике.

Так, например, когда я проводила контрольные работы по русскому языку и математике, на следующем уроке вместе с ребятами разбирала ошибки, узнавала, кто что не понял. Всё переделаем и исправим, а тетради с отметками ребята брали домой, чтобы показать результаты своим родителям.

Борис Иванович, узнав о таком приеме, сказал мне после урока: «Так я еще никогда не делал. Это очень хороший способ проверки усвоенного материала, да и связь с родителями так тоже осуществляется».

Его супруга Мария Александровна по образованию также была педагог. Еще до замужества она учительствовала в одной из школ Воскресенского района. Потом работала в Ново-Петровском сельском совете, а когда в 1945 году семья переехала в Овсянку, поступила на должность заведующей Боковского сельского сада, где работала до ухода на пенсию.

Борис Иванович был очень заботливым мужем и хозяином. У него пять сыновей и дочь. Все дети стали настоящими людьми, почти все получили высшее образование. Старший Владимир закончил университет, строил атомные станции в России, на Украине, дальнем зарубежье, Борис после авиационного института получил  звание кандидата математических наук, стал специалистом по кибернетике, работал в Киеве. И Александр — киевлянин. Виктор, ученый-химик, живет в Дзержинске. Игорь работает в атомном центре Сарова, а дочь Мария живет в Овсянке.

Опытный воспитатель, способный и инициативный руководитель школы, отличный семьянин Борис Иванович Дунаев пользовался любовью учащихся и глубоким уважением учителей, родителей и всего местного населения. Работу в школе он стремился сочетать с широкой общественной деятельностью, интересуясь заботами тех, кто жил рядом. Б.И. Дунаев неоднократно выдвигался в депутаты Горьковского областного Совета депутатов трудящихся, избирался депутатом Боковского сельского Совета, был секретарем партийной организации колхоза имени А.А. Жданова, часто выступал с лекциями и докладами на собраниях и митингах.

Многие поколения жителей Боковского сельсовета помнят, как каждый год в День Победы Борис Иванович произносил праздничную речь. Все его слушали с удовольствием. Всякий раз он рассказывал что-нибудь новое и интересное – никогда не повторялся и говорил на память, без «шпаргалки».

Даже на пенсии он продолжал работать – несколько лет носил почту, потому что не хотелось сидеть дома.

Выйдя на заслуженный отдых, он по-прежнему не оставлял общественной работы, активно участвовал в жизни колхоза, являлся помощником партийных руководителей, членом Совета ветеранов.

Уже в 90-летнем возрасте Б. И. Дунаев совершал ежедневные утренние и вечерние прогулки — пешие и на велосипеде, неоднократно повторяя: «Движение – это жизнь, хочешь жить — ходи». До самых  последних дней читал много книг, журналов, газет.

Борис Иванович Дунаев скончался 1 сентября 2005 года — в День знаний, свой профессиональный праздник. На линейке Овсянковской школы в этот день учителя и ученики почтили его память минутой молчания.

И сейчас, уже после смерти Бориса Ивановича, все его дети по-прежнему 1 августа собираются вместе.

Проходят годы, забываются события и люди, но односельчане до сих пор с благодарностью вспоминают годы, когда вместе с ними жил Борис Иванович Дунаев — человек, чья жизнь вобрала в себя целую эпоху.

В нынешнем, 2023-м, году школьное здание, построенное Борисом Ивановичем, отметит 60-летний юбилей, а история самого образования в Овсянке насчитывает уже 157 лет.


2011, 2012, 2023


Рецензии
Прекрасный рассказ о прекрасном человеке.
Иван

Иван Цуприков   08.01.2023 12:53     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв.

Александр Градусов   08.01.2023 13:02   Заявить о нарушении