Нечисть
– Наши предки считали, что черти, домовые, лешие и прочая нечисть испокон веков обитает с нами рядом. И если вести себя неправильно, они этим непременно воспользуются.
– А как узнать, что правильно и что неправильно?
– О том только старые люди ведают, потому как долго на свете живут, обо всем основанное на опыте суждение имеют. Вот ты, Алеша, к примеру, тоже обо всем свое суждение имеешь, но опыта у тебя пока маловато, потому не стоит спешить и свое мнение вперед выпячивать, попридержи покуда да добрых людей послушай.
– Так я же и слушаю! Говори, дедуля! – картошку в костер только положили, когда еще испечется!
Алеша приезжал на лето к деду Матвею второй год подряд, ходил за грибами, купаться на реку и на огороде старику помогал. В этот раз они отправились в поход вместе, решили остаться на ночь на берегу озера, чтобы по первой зорьке поудить да богатым уловом домашних удивить. В кои-то веки на дальнюю рыбалку за лес выбрались. Ближе к вечеру костер развели, палатку поставили. Но спать еще не хотелось: на небе звезды ярко сияют, словно фонарики, духмяные луговые травы пахнут свежестью, луна горделиво в реку смотрится, и такая повсюду благодать, что просто не до сна, а вот предания да истории в самый раз послушать. И откуда дед их берет, выдумщик? Да каждый раз новые, одна интереснее другой!
– Однажды студеным ноябрьским вечером четверо парней, засидевшись у приятеля на свадьбе, пошли из одного поселка в другой. Гости только-только разъезжаться начали, да четверо гуляк не захотели оставаться на ночлег в переполненном доме. На сеновале в ноябре слишком холодно, потому решили друзья добираться своим ходом, в компании, как известно, и дальний путь короче. О том, что дорога идет через заброшенную деревню, мимо кладбища, они не подумали. Пьяному-то море по колено. А парни неплохо повеселились за щедрым свадебным столом. Говорят, что один из приятелей по имени Макар накануне видел в окне женщину с длинными черными волосами и опущенными долу глазами. Женщина была вся в белом, ее полупрозрачный силуэт, словно сотканный из тумана, то удалялся, то приближался. Почувствовав взгляд парня, повернула она голову к нему, приподняла руку, словно привет передала, а затем пропала, будто ее и не было. А парень побледнел, лоб перекрестил и вышел в сенцы воды напиться да освежить голову. Тут к нему старушка древняя, и подошла:
– Что сталося, парень? На тебе лица нет.
– Увидел я нечисть какую-то или померещилось…
– Что ж ты увидел, милок?
– Женщину в окне увидел, стройную, в белом, с длинными непокрытыми волосами. Волосы лицо закрыли, не разглядеть…
– Нечисть, стало быть, к тебе приходила.
– Сам не понимаю, может выпил лишнего, мерещится?
– То Мара тебя предупредила, теперь жди беды.
– Мара? Кто такая? Откуда ты о ней знаешь?
– Мары всегда заранее предупреждают: двойника присылают или сами появляются…Заведено у них так. А знаю от бабки, она мне сказывала, что нечисть эта возле кладбищенских ворот обитает.
Мара - нечисть мифическая, эфирная, очень неопределенная, чуткая, едва осязаемая. При этом чрезвычайно шумна и назойлива: до крика петуха способна всей округе бурно, с подвываниями и всхлипами, рассказывать историю о том, как она дошла до такой жизни после смерти. И кто именно виноват в ее несчастьях. Эта нечисть чрезвычайно ленива, то есть руководствуется примерно следующей логикой: зачем идти, когда можно стоять, зачем сидеть, когда можно лежать. Слабонервным и нетерпеливым с ней лучше не связываться. Она способна долго мучить жертву криками да плачем, но ничего не предпримет, пока тщательно не взвесит все за и против, пока не убедится, что жертва в полной ее власти. Только тогда Мара и переходит к активным действиям, запугав незадачливых путников, растерявшихся простаков. Старые люди говорят, что Мара мучает не только людей, но и домашний скот изводит, кони да овцы от ее проделок чахнут да мрут.
Появляются Мары из холодного ночного тумана, внешне привлекательны, но доверять им нельзя. Мары заводят людей в овраги, в болота, в трясину, в чащобу лесную, откуда не выберешься вовек, а если заманить человека не удается, коснутся лба прозрачной прохладной рукой, и с этого момента человек заснуть не сможет без того, чтобы ему не привиделся кошмар. Мары упоминаются в мифах не только славянских, но и европейских, и везде, такой вот редкий случай! – под одним и тем же именем. Будто в разных культурах знают эту нечисть по имени! Защититься от Мары, как и от многих злобных призраков, можно молитвой, а помимо того они, как и прочая ночная нечисть, не выносят жгучего чесночного запаха, так что, если отправляетесь в дальнюю дорогу, неплохо было бы носить с собой в кармане зубчик чеснока. Хотя, честно говоря, вряд ли кто-то сталкивался с призраками, которые чувствуют запахи! Уверена, что и вы сними не сталкивались.
Но если же Мара все-таки коснулась вашего лба, для избавления от кошмаров следует перед сном положить у изголовья ветку осины.
Если вам случится все-таки встретиться с Марами в ночном тумане, главное – не говорите с ними и не позволяйте им приблизиться к себе! К счастью, Мары очень обидчивы. Если человек не отвечает на их призывы, они стонут, жалуются какое-то время, а затем просто растворяются в тумане. Говорят, что Мары питаются страхами: наши страхи делают нечисть сильнее, зримее. Чем сильнее страх, тем плотнее сгущается туман вокруг испуганного путника, и скоро уже зримое белесоватое создание опутывает его, оплетает длинными прядями, парализует волю, доводя до потери рассудка. Сказывают, что побывавший во власти Мары седеет и разума лишается навсегда. Высасывает нечисть из человека волю, способность мыслить и энергию. Сказывают также, что в давние времена Мары бродили вокруг заброшенных сел, собирались у кладбищенских ворот и поджидали свои жертвы, издалека чуя запах человека. И горе тому, кто окажется в их власти!
Услыхав такое, парень на себя целый ушат воды вылил, молитву перед иконой прочел и поспешил к друзьям, уговаривая не засиживаться более, идти домой, не мешкая. Они и отправились в путь незамедлительно, да спьяну заблудились в пути, проплутали в поле, выйдя не на проселочную дорогу, а прямиком к заброшенному кладбищу со скрипучими воротами. Темно, хоть глаз выколи, холодно, ветрено, где-то вдали ухает филин, жуть, да и только.
И вдруг услышали незадачливые путники жалобные голоса, словно зовет их кто-то:
– Помогите, помогите нам, спасите нас! Умоляю, люди добрые!
Друзья-приятели вертят головами, пытаясь понять, откуда голоса?
Один Макар обо всем догадался, сразу стал в ворота кладбищенские всматриваться. И точно: в белесоватом тумане сквозь проржавевшие прутья разглядел стройные силуэты, лиц не рассмотреть, видны только белые одеяния и гибкие руки, протянутые навстречу парням. И волосы длинные, словно река льются, растекаются. Фигур было несколько, может три, а может и более, все молодые, а говорят, - словно поют, нежно, ласково:
– Спасите нас, добрые люди, избавьте от мук, помогите!
Парни было кинулись на голоса, но Макар крепко схватил друзей за руки:
– С дороги не сворачивайте, коли хотите в живых остаться!
– Что-то случилось, кому-то помощь нужна, слышишь, зовут?
– Не зовут, а заманивают! Не люди это, нечистая сила балуется. Слушайте меня, закройте уши и уносите ноги подобру-поздорову, если вам рассудок и жизнь дороги! Не позволяйте нечисти до вас дотронуться! И не поворачивайте головы, молитву читайте. Бегом, парни!
Почитай всю дорогу бежали друзья, не разбирая дороги, да молитвы читали. Крестились да старались назад не оглядываться, откуда до них доносились то причитания, то жуткий вой, от которого волосы поднимались дыбом. Словно сотканные из тумана фигуры Мар порой выплывали из-за дерева, а затем стремительно спускались вниз с крыши колокольни, а то стелились по земле, протягивая длинные руки к беглецам. Сказывали потом парни, что чудом живы остались, что Мары за ними гнались, охали, выли да стенали, пытаясь вызвать то сострадание, то ужас и панику. А под утро, когда край солнца показался над лесом, то ли устали гнаться, то ли увидели кого другого, но затихли, задрожали да растаяли в воздухе.
Говорят, что произошла эта история в ночь на 25 ноября, в день Марены, богини смерти у славян. Макар тогда за одну ночь поседел, а старой бабушке, что предупредила его об опасности, до конца ее дней помогал и благодарен был. Как бы все сложилось, не поведай ему старушка о злобных Марах? И в церкви парень за все работы брался. А также пить бросил. Стало быть, не всегда Мары зло приносят, иногда и доброе дело сделать могут. Если, конечно, человек страх свой преодолеет. И силу в себе ощутит, не даст нечисти над собой надругаться.
Дед Матвей, завершив историю, длинным батогом пошевелил угли в костре и обернулся к внуку:
– Алексей, ты заснул, что ли? Картошку доставай, сгорит же!
– Ой, деда, да я и забыл о картошке, заслушался. Сейчас достану.
– Ох, хороша картошечка. Вовремя вытащили!
Что может быть слаще и ароматнее печеной на углях картошки, с дымком, с крупной солью, с хрустящим зеленым лучком и с нежно-розоватым домашним салом! Возле костра на какое-то время воцарилось молчание, только лук хрустел на зубах да сучья в костре потрескивали. Прервал паузу внук:
– Деда, так что получается, Мары не погубили, а помогли Макару-то?
– Мары его испытывали, да он не поддался. А коли поддался бы, так и погубили бы, конечно. Встреча с нечистью становится для человека испытанием на крепость. Нечисть проверяет, есть ли в нем сила, владеет собой или слаб? Правда ли то или вымысел, – кто знает, но каждому нужно уметь владеть собой, преодолевать липкую паутину страха. И к советам старших вовремя прислушиваться.
Свидетельство о публикации №223010301481