Сказ о том, как армяне Казань защищали
Сказ о том, как армяне Казань защищали
Немногие знают о том, что один из престолов Храма Василия Блаженного, построенный по случаю взятия русскими войсками Казани, освящён в честь первого епископа Армении, Григория Просветителя, часто называемого в Русской православной церкви Григорием Армянским. Те, кто не привык доверять всякому слову, оставленному на бумаге, могут легко убедиться, посетив сам Храм.
Как указывал историк Пётр Хавский в книге 1722 года, в храме значилось 18 церквей и одна из них посвящена Святому Григорию Просветителю Армении, первому католикосу всех армян.
Но история не сохранила объяснения, в силу каких причин и обстоятельств в Москве решили увековечить память Григория Армянского в Храме, построенном в честь победы в русско-татарском противостоянии.
Согласитесь, очевидно, какая-то мотивация была? Какое-то объяснение должно иметь место?
К сожалению, письменного свидетельства тому не обнаружено, но сохранилась, передаваемая из поколения в поколение, история падения Казани, прежде всего в памяти казанских татар, которую в далекие семидесятые годы прошлого столетия, ещё в студенческие годы, мне поведал потомок Бату, поэт-переводчик Ахмет Саттар. Быть может легенда, а быть может сущая правда. Кто знает?
Хочу напомнить читателю о том, что история Трои, также долгие годы считалась легендой, пока археолог Генрих Шлиман не доказал обратное.
Чтобы неискушённый читатель понимал связь между армянами и взятием Иоаном Грозным Казани и, соответственно, падением Казанского ханства, сделаю небольшое отступление в исторический экскурс и предложу свою версию появления армянского имени в Российском Храме.
Армяне в России жили испокон веков, о чем свидетельствуют многочисленные источники, нет смысла их перечислять. В самой Москве армяне обосновались более семи веков тому назад. По указу российских царей они пользовались налоговыми и прочими льготами. Благодаря этому, в Россию приезжали, прежде всего, купцы, а также различные мастера-«золотописцы», художники, чеканщики, ювелиры, кузнецы. Со временем образовалась армянская община.
То же самое касается и Казанского ханства. И в Казанском ханстве армяне занимали достойное место. Достаточно отметить, что самым старым христианским кладбищем в Казани является армянское.
А теперь сама история. Во время похода Ивана Грозного на Казань, армяне, подданные Российского государства, выставили свой, отдельный полк, а в татарском войске армяне, местные жители Казанского ханства, служили артиллеристами-пушкарями.
В июне месяце 1552 года Иван Грозный предпринял очередную пятую попытку покорить город Казань, но первые же атаки русских войск захлебнулись ответным артилерийским огнём и войска отошли, теряя убитых, подбирая раненых. Наибольший урон русским войскам наносили пушечные удары татарской артиллерии, напомню, а пушкарями в татарском войске являлись исключительно местные армяне.
Русские воеводы озадачились вопросом, как нейтрализовать татарские пушки? Как вывести их из строя? В это время несколько воинов из армянского полка подошли к воеводе Михаилу Воротынскому и обратились с предложением, соорудить деревянный крест огромных размеров и понести его перед собой.
"Нам известно, что у татар пушкарями служат наши соотечественники, армяне - сказали они, - а армяне в крест стрелять не будут". На любые попытки боярских дружинников выразить сомнение, армянские воины упрямо твердили: "Армяне в крест стрелять не будут, армяне в крест стрелять не будут!"
Что делать, наскоро соорудили огромный деревянный крест, выставили его перед собой и приступили к штурму крепости. И действительно, пушки замолчали.
В татарском стане замешательство, неразбериха, паника, пушки не стреляют. Разгневанный татарский хан Ядыгар-Мухаммед ворвался со своей сотней в расположение артилерии и угрожая артиллеристам смертной казнью, приказал армянским пушкарям вступить в бой, но, чтобы те не долго раздумывали, тут же на месте пристрелил двух пушкарей.
Армяне принялись стрелять в сторону российских войск, но снаряды либо перелетали, либо не долетали до русских воинов. Замысел армянских пушкарей русские поняли и уже, не опасаясь артиллерийских снарядов и пушечных ядер, смело пошли на штурм Казани. А татарам и невдомёк, что происходит, среди пожарища, дыма и огня сложно определить куда падают пушечные ядра, какой урон они наносят противнику. И крепость Казань пала.
Уже после взятия Казани, всем пленным армянам-пушкарям Иван Грозный даровал жизнь. А представители армянской общины Москвы, с великой радостью вышли встречать своих соотечественников в составе русского войска. Иван Грозный не забыл проявленного героизма, отважного подвига армянского полка, который одним из первых ворвался в крепость и предоставил армянам всяческие льготы. По его велению, много армян поселилось в «Белом городе», эта часть Москвы считалась престижной, там жили только свободные люди из иностранцев, пользовавшиеся разными льготами за заслуги, оказанные царю и Русскому государству.
И, как уже было сказано, при строительстве Собора Покрова Пресвятой Богородицы (Храм Василия Блаженного) в честь взятия Казани, один из престолов освятили в память о первом епископе Армении, Григории Просветителе.
Кстати, именно благодаря его усилиям, армянский народ принял христианство, Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии.
Свидетельство о публикации №223010301615