Погружение в незнакомое, неизведанное Ч. 4 Гл. 3

   Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.4 Гл.3
  Глава третья «И снова о Песне Небес…»
Снова Песнь Небес звучит, с которой сливаются голоса колядующих  — Христа славящих.
И написано стихотворение, как и то, о котором в предыдущей главе говорилось, радостным, бодрым хореем…
 Под покровом ночи звёздной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело...
Кое-где огни по окнам,
Словно звёздочки, горят;
На огонь бежит сугробом
“Со звездой” толпа ребят...
Под оконцами стучатся,
“Рождество Твоё” поют.
— Христославы, Христославы! —
Раздаётся там и тут....
И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа, —
Словно сам Новорождённый
Входит с ней под каждый кров
Хмурых пасынков отчизны —
Горемычных бедняков...
 Словно переносимся мы из Земли Святой в русское село – к простым людям, Христа всем сердцем принявшим.
А народ всё больше русский, православный,
С детской верой в Воскресение Христа -
напишет почти век спустя В.Г.Волков – о таких людях, что «в глуши живут», где «церковь крест венчает». И русское село –  образ, конечно, собирательный – символ России, Руси Святой… 
 И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа,
 Поют о Христе Родившемся чистые сердцем дети – и вспоминаются при этом Слова Спасителя, что должно быть детьми по сердцу, а не по уму  - иначе не войти                в Царствие Небесное. А ещё о том, чтобы пропустили к Нему детей. Вот и приближаются к Спасителю с песней христославы…
А  последние строки словно «продолжают» финал «Благовестия».
Словно сам Новорождённый
Входит с ней под каждый кров
Хмурых пасынков отчизны —
Горемычных бедняков...
 Оттого не пишет поэт о скорбях, а говорит  о том, что входит в дома русских людей Сам Спаситель, чтобы облегчить скорби и даровать радость.
Христос пришёл спасти людей — но, как сказал один из Отцов Церкви, «Он не спасёт нас без нас». Оттого столько в литературе нашей примеров, когда приходит                на Рождество Спаситель в дом под видом нищего — чтобы сердца людей испытать…
 Вы, кручиною согбенные,
Вы, цепями удрученные,
Вы, Христу сопогребенные,
Совоскреснете с Христом –
 написал в своё время А.К.Толстой  в стихотворении с говорящим названием «Утешение». Утешение явлено и в предыдущем произведении, и в этом.
А теперь…
 Светозарною весною —
Днём и в поздний час ночной —
Много песен раздаётся
Над родимой стороной.
Много слышно чудных звуков,
Много вещих голосов —
Над полями, над лугами,
В полутьме глухих лесов.
Много звуков, много песен, —
Но слышней всего с небес
Раздается весть святая,
Песня-весть — «Христос Воскрес!..»
Покидая свой приют,
Над воскресшею землёю
Хоры ангелов поют;
Пенью ангельскому вторят
Вольных пташек голоса,
Вторят горы, вторят долы,
Вторят тёмные леса, —
Вторят реки, разрывая
Цепи льдистые свои,
Разливая на просторе
Белопенные струи...
Есть старинное преданье,
Что весеннею порой —
В час, когда мерцают звёзды
Полуночною игрой, —
Даже самые могилы
На святой привет небес
Откликаются словами:
«Он воистину воскрес!..»
Остаётся только вспомнить, что пришёл в мир наш грешный Спаситель, чтобы искупить грехи человечества – оттого два произведения, о которых мы беседовали словно некое преддверие Главного События всего мира. А само стихотворение тоже Музыкой, Песней Небес преисполнено. И радостным хореем прозвучало…
«Нельзя пред Вечной Красотой не петь, не славить, не молиться», - сказал А.А.Фет.
И здесь Славу Воскресшему поёт всё мироздание – вторят Песне Неба и река, и лес,                и пташек голоса. Словно свершается под вечерним весенним небом с мерцающими звёздами, из храмов «выходя», Праздничное Богослужение. (См. также «Образ Воскресения Христова в русской литературе» и «Музыка Вечной Жизни или Гимн Воскресшему»)…
 Хвалите сонм Бесплотных сил
И ангельские лики:
Из мрака скорбного могил
Свет воссиял великий.
Хвалите Господа с небес,
Холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.
Хвалите Бога, моря даль
И океан безбрежный!
Да смолкнут всякая печаль
И ропот безнадежный!
 написал  вернее, – воскликнул другой поэт Серебряного века – Великий Князь К.К.Романов.
И словно вторят ему строки, созданные  А.А.Коринфским – потому что не умолкает Песнь Небес, не умолкают Ангельские Хоры – даже когда безбожники души топчут. Затоптать не вышло…
Мысль эту в следующей главе завершим…
(Продолжение следует)


Рецензии