Моя родина - СССР
"Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?"
Андрей Амальрик 1970г
Эпиграфом к этой статье я взял фразу из статьи Андрея Амальрика от 1970 года. В ней он пытался описать противоречия в развитии СССР и сделал свои предположения. Вопрос звучит странно, не правда ли? А между тем его можно было задать гораздо раньше. «Доживут ли Советы до 1940 года?». Почитайте воспоминания нашей эмиграции и ее ожидания скорого окончания «бунта черни». Они были не на пустом месте. Дожили до этого времени только их внуки в конце двадцатого века. Попробуем обосновать закономерность этого вопроса. Если обратиться к истории больших потрясений в государствах с масштабным перераспределением власти и имущества, налицо одна закономерность: победители требуют «продолжение банкета» и дележа ранее не принадлежавшего им «добра». Так было всегда. Победители должны были отблагодарить себя и тех, кто «проливал свою кровь в борьбе с …. (дальше нужно вставить необходимое)». В случае России - это, конечно, были «пламенные большевики – профессиональные революционеры», страдавшие от царских сатрапов, и удачно примкнувшие к ним «попутчики» в последнем вагоне поезда «пролетарской революции». А вы не помните, как предполагалось «бороться с буржуазией» в Манифесте Коммунистической Партии? Просто уничтожать. А буржуазия бывает крупной, средней и мелкой. Наш лидер Ленин неоднократно писал, что крестьянство России – самый отсталый класс, постоянно рождающий мелкобуржуазное сознание. Вот и попали семьи моих дедов (и еще многих других) в класс мелкой буржуазии. Ну, не любил Ильич крестьян, трудно их организовать на баррикады. Меня еще со школьных времен смущала профессия «революционер». Кто их нанимает, кто платит и где учат этой профессии? Умный преподаватель в университете рассказывал, что жили революционеры на копеечные сборы рабочих и сочувствующих состоятельных граждан, которым не нравился царский режим. Многие из «революционеров» были с образованием два – три класса церковно- приходской школы. Мне не было понятно, почему народ разрушал усадьбы помещиков и сжигал библиотеки. Ведь это все было уже «народное» и грамоте обучиться было бы не грех на этих книгах. И вообще, кому в голову пришла идея в почти безграмотной крестьянской стране строить общество «диктатуры пролетариата». Россия в 1917 году была крестьянская страна с зачатками массового начального образования. Ей бы еще лет 50 пожить тихо и спокойно. Но не судьба…
С первых дней в среде победителей возникло два течения, которые можно обнаружить в переписке Ленина и других лидеров - большевиков. Первое течение - «наш паровоз мировой революции» должен привезти «освобождение угнетенного народа» во все страны мира. «Даешь мировую революцию». Второе течение было спокойнее – « может пока не торопиться, осмотреться вокруг, прибрать к рукам заводы, фабрики, дома». За что боролись? Неплохо бы покушать вдоволь, поправить подорванное здоровье на каторгах. Молодые члены партии с увлечением занялись «обналичивать» свои должности. Это была очень многочисленная группа. Ленин был встревожен вторым течением в партии и с первых дней забил тревогу и назвал это «коммунистическим чванством». Это было не чванство, а естественное желание победителей «получить свое». Так называемые привилегии в правящей партии именно тогда и начались. С самого начала «новой жизни» появились негласные «синие конверты» с определенной суммой денег, которые вручались партийным чиновникам, входили в жизнь спецпайки, спецквартиры, позже появились спецдачи, не чурались и спецприслуги. И сидя на даче, поглаживая молодую комсомолку, так не хотелось опять «на коня» и скакать куда-то в Польшу или Германию, да мало кто и представлял из этих людей карту мира, чтобы охватить глубину задач. За такую жизнь стоило побороться. Позже это назовут «перерождением партии», «отходом от ленинских норм», «партократией». Но глобальную цель – создание «мирового лагеря социализма» в политике государства оставили. Для этого создали Коминтерн – школа для будущих социалистических правительств в других странах. В 1943 году Сталин был вынужден распустить эту организацию. Получать помощь от буржазных стран и подкармливать их могильщиков внутри этих стран было рисковано. Но еще долго СССР содержал множество «братских групп и партий» во многих странах мира.
Были романтики, как и в каждой революции, которые на веру приняли возможность строительства «самого справедливого общества» во всем мире. Они были полны энергии и энтузиазма. Но ими всегда умело манипулировали и использовали в своих целях более умные и дальновидные товарищи. Среди своих таких романтиков называли «полезные идиоты». Наиболее прозорливые начали понимать, что «идем не туда», «идем не так». Возникли разные группы, у которых были другие представления о путях развития страны и мира. Это отдельная тема и ее касаться здесь не будем.
Но самый больной вопрос в Росси был всегда «вопрос о Земле». Крестьяне были очарованы перспективой стать хозяином на своем участке земли. Это была их вековая мечта. Бедные доверчивые русские люди. В очередной раз их «кинули как лохов» - сказали бы в наше время. ( Позже почти также кинут весь народ в девяностые годы… Народ с «с пониманием отнесся к новой реальности», но бунтовать не стал. Прививка начальных лет советсткой власти была крепка.) Поманили осла морковкой. Холодная реальность была в основной фразе из «Декрета о Земле»:
« Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным собранием.»
Дальше декрет можно не читать. Подписал Декрет один человек: Ульянов – Ленин. Это были сплошные пожелания. Как мы знаем, Учредительное собрание было разогнано (или закрыто) теми же большевиками в начале 1918года. Так что юридически, земля так и не была передана в законное владение крестьянам. Кстати, сам Ильич горой стоял за национализацию земли и передачу ее в государственную собственность. При таком положении крестьянин оставался бы только арендатором у государства. Такая позиция могла бы оттолкнуть крестьян от новой власти и большевики на это не могли пойти. Как делили землю после выхода в свет «Декрета о Земле»? Ее начали делить еще раньше, сразу же после создания Временным правительством «Земельных комитетов» на селе. После Учредительного собрания они должны были заниматься земельными вопросами. Но, как обычно в России, все пошло не так. Уже в 1918 году большевики создают свои «Комитеты бедноты» на селе, которые занимаются изъятием «излишков» хлеба у крестьян. (А как люди на селе становились бедняками, возможно, напишу отдельно) Что предлагали взамен? Ответ очень простой – НИЧЕГО. Чуть ранее предлагали несправедливо низкую цену за тяжкий крестьянский труд. Кто же будет продавать свой труд за копейки. Других механизмов новая власть придумать не смогла.
«В круг деятельности волостных и сельских комитетов бедноты входит следующее:
1. Распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий.
2. Оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев...»
Только с «распределение хлеба» не очень заладилось, а «изъятие хлебных излишков» шло на «ура».
О земле придется поговорить подробнее, иначе не понять нежелание солдат воевать в 1941 году и их массовую сдачу в плен. До 1917года земля в России делилась на две части: полевой надел, передаваемый крестьянской общине, и имение, которое осталось в собственности помещика. Согласно царскому указу, общинную землю предполагалось поделить поровну между членами крестьянского сельского общества по числу едоков в семье. Еще в 1893 году Александр III издал указ о переделе земли (земли были разные по качеству) в общине не чаще, чем раз в 12 лет. Если от 1893 года отсчитать 12 лет — получится 1905 год. Если прибавить еще 12 лет, получается как раз 1917-й. Это было время, когда крестьяне были готовы к переделу земли. На этом фоне и произошла, по моему мнению, Главная Трагедия 20 века в России – отчуждение крестьян от земли и рождение нового человека – обманутого и задавленного карательными органами бывшего земледельца. Только их внуки с хорошо «промытыми мозгами» станут «советскими людьми». С каким настроением мой дед, у которого « отобрали» деревенскую кузницу, в которую он и его отец вложили все, (это была кормилица их семьи), пошли бы защищать новую власть? У деда по линии отца отобрали скот и инвентарь, а сами они чудом успели разбежаться в разные стороны. И это проживая в Новосибирской области. Но сослать было куда. Была Колыма и знаменитый Колымский тракт надо было кому-то строить. А посмотришь фильм «Свинарка и пастух», так и хочется все бросить и пойти на свиноферму работать или пастухом играть коровам на флейте. А как распорядились «строители новой счастливой жизни» с добром селян? Я помню шок, который испытал на колхозной ферме в Горьковской области в семидесятых годах двадцатого века. В загоне стояли по колено в грязи, навозе и моче усталые молодые бычки, сил двигаться у них уже не было. Надо было посмотреть и их глаза! Жить им совсем не хотелось. Не готов был человек на «мое» сказать «наше» и это время еще не пришло. Как-то в конце 80 х годов прошлого века я дома почистил кремом не очень новые туристические ботинки и выставил их за двери для просушки. Через час я их там не нашел. Так, примерно, решался вопрос в СССР в колхозах и на заводах о «моем» и «нашем». А вот через достаток это сделать вполне возможно. Понаблюдайте за тенденциями в наиболее обеспеченных странах. Нужно ли тебе личное авто, если тебя в любом городе будут ждать на выбор любые марки. Зачем тебе личная квартира или дом, когда их будет много и сможешь выбрать любую в подходящем для тебя месте. Впрочем, я отвлекся.
« Все это отдельные недостатки, пережитки капитализма», скажет кто-то из оппонентов. Возможно, но факты говорят о том, что накормить и скотину и народ СССР за все годы «новой власти» так и не смог. Покупали зерно миллионами тонн и не только зерно. И целина не помогла и «большая химия». На дворе 2021 год. А что сейчас в России с зерном? Рекордные урожаи и рекордные продажи зерна на экспорт. Забавно, не правда ли? Народу хлеба хватает, людей больше не стало, а вот скотины осталось совсем немного. Аргентинское или австралийское мясо гораздо дешевле местного, российского.
«Земельный вопрос» не решен в Росси до сих пор. Это можно обнаружить даже без «микроскопа» экономического анализа. Думаю, он еще «скажет свое слово» в будущем нашей страны.
Несколько слов «в сторону». Когда я написал серию воспоминаний и попыток анализа событий из своей жизни и жизни страны, в которой жил, некоторые мои читатели обвинили меня в «непатриотизме» и «нелюбви к Родине». Я согласен с такими определениями. Не люблю я российскую тундру, я был там, мне очень она не понравилась. Ничего не могу с собой поделать. Не понравилась мне и российская тайга Приморья. Не хочу я там жить, мне там плохо будет. Не люблю я российского городка Миасса на Урале, где самые грязные на планете места. Не люблю российского дымного и грязного Челябинска. Да еще много можно назвать территорий на карте нынешней России, где я не хочу быть ни одного часа. Что же мне делать? Люблю ли я население России? Я с ним не знаком. В памяти осталось несколько десятков людей, с которыми было очень интересно, которые повлияли на мое сознание. Расширим круг еще на несколько сотен менее близких. Вот и все население России, моих современников, с которым я в этой жизни осознанно общался. Все остальные – это массовка… демонстрации, футбольные матчи по 50 -80 тыс. человек, заводские коллективы и т.д. Эту Россию я не знаю, более того, я ее не понимаю. Так и хочется сказать: «Русь, куда несешься ты???» А ответа нет… Но вернемся к основной теме.
Отец моей жены родился в 1940 году. Назвали его в честь «лучшего друга советского народа» Адольфа Гитлера Адольфом. Он так и скончался Адольфом в начале 2021 году. Это было самое популярное имя в роддомах в то время. Коричневые рубашки входили в моду. Речь идет не о Германии, а о Советском Союзе. Наиболее активные граждане изучали немецкий язык, чтобы «общаться с рабочими Германии». Советское Правительство регулярно поздравляло Гитлера с победами над государствами Европы. Мы были союзниками. Громких побед у нас не было. Все территории в 1939 году почти «добровольно» вошли в состав СССР. Осечка произошла с Финляндией, только под угрозой Англии и США оказать помощь Финляндии оружием и добровольцами, СССР остановился. А Англия была готова даже бомбить нефтяные промыслы Баку. Финляндия потеряла 11% территории, но «вступать в дружную семью советских республик» не стала. А чуть раньше вышел на экраны интересный фильм «Если завтра война». Не поленитесь, посмотрите его. Кто там напал вероломно на нас?
Не иностранные туристы, не жвачка и музыка и не мини юбки преобразили СССР. Об этом я еще напишу в другом рассказе.
Свидетельство о публикации №223010300381