V. Идея единства нации и национальные герои

V. О ИДЕЕ ЕДИНСТВА НАЦИИ И О НЕКОТОРЫХ ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ.

    Идея единства была всегда одной из важнейших составляющих национальной идеи. Нация, народ, таинственным образом чувствовали необходимость быть вместе, сохранять единый тип жизненного уклада, культуры, традиции, культурные и духовные ценности. Кроме сохранения каждая нация стремилась и стремится по-своему развивать культурные ценности. Но об этом чуть позже. Сейчас особо остановимся на на том, для чего нация ощущала необходимость единства.
    Конечно, сама идея единства – идея, подчинённая чему-то более высокому, что нация далеко не сразу может уяснить и осознать, а тем более - воплотить в жизнь.  Известно, как высоко ценились и ценятся в народе личности, которые так или иначе способствовали сохранению или усилению единства нации, особенно в те трудные периоды её истории, когда ей грозили расколы или даже полное уничтожение.
   Идея единства народа русского звучит для нас ярко с самых ранних страниц истории, начиная с ЛЕТОПИСИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ. Где основной является идея необходимости единства и согласия между отдельными постоянно враждующими племенами, чувствующими свой единый этнический и мистический корень. Далее эта идея звучит  через «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» и постоянно возникает  на протяжении всей нашей трудной и даже трагической истории. Перечислю лишь некоторые имена национальных героев, наиболее ярко выражавших эту идею, воплощавших её в жизнь:
  Великий князь ВЛАДИМИР, объединивший Русь мистически вокруг единой христианской веры, что уже предопределило основную направленность нашей национальной идеи.
 Это князья БОРИС и ГЛЕБ – одни из первых русских святых великомучеников, не пожелавших участвовать в междусобных распрях, и отдавших жизнь ради того, чтобы христианские идеи восторжествовали в отношениях между братьями-князьями.
 Это великий князь АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, который не только умело отстаивал единство русских земель с помощью оружия, но проявил христианские добродетели: великое смирение и дальновидную мудрость «отца нации»  в нелёгкие годы тяготевшего над Русью ига.
 Конечно, особо следует остановится на фигуре великого святого СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО, который объединял земли русские не просто вокруг Московского княжества, но главное - вокруг веры в ТРОИЦУ.
 Это патриарх ГЕРМОГЕН, князь ПОЖАРСКИЙ и мещанин МИНИН – герои смутного времени.

 Имён таких в истории можно назвать много. Но обратимся к современности. Идея единства требовала и требует своих героев – людей, которые бы всегда так или иначе для нации олицетворяли и воплощали её, показывали бы своей жизнью пример  самоотверженного служения этой идее. Обычно идея единства в традиционном, уже почти отжившем типе культур и государств воплощалась в фигуре руководителя, монарха, патриарха...  Не хотелось бы, чтобы автора этих строк кто-то заподозрил в простом политическом «лизоблюдстве» (я хочу лишь попытаться ясно сформулировать суть национальной идеи, рассматривая все её важнейшие аспекты). Однако я считаю, что быстрым восхождением «звезда» В.В. Путина так же обязана тому, что он с первых же своих дней у рычагов власти доказал, что не только хочет, но и может остановить развал России, остановить распадение единства нации, а не какому-то там хитрому PR.  Не зря же целое политическое движение, а теперь партия вышла по популярности у народа вперёд именно под лозунгом и названием единства. Другое дело, что ни у Путина, ни у этого движения, как это для меня очевидно, нет ясного понимания, для чего это единство следует употребить, но это уже дело будущего. При развале же нации ни о какой национальной идее и возможности её реализации уже просто не могло бы быть и речи.
   Собственно, получается, что мы только стоим у порога попытки понять и воплотить национальную идею, которая не выдумывается для нации или народа разного рода политологами или философами, вождями или патриархами, а даётся свыше.
 Но эта идея не сводится к ряду рецептов и лозунгов, эта идея реализуется как цельный образ человека будущего (того самого «героя» народной мечты, как образ новой человеческой культуры, новый образ жизни людей, новый образ идеалов и ценностей, новый образ отношения с идеальным, сверхчеловеческим началом. (Сразу оговоримся, что слово «новое» здесь не употребляется как полное отрицание старого, прежнего, но как его очищение, возвышение и обобщение).

  В разное время идея эта ощущается и осмысливается по-разному. В начале истории народа - смутно, лишь в самом общем виде. Как некое отдалённое и размытое предчувствие каких-то потенций, заложенных в народе, его культуре… в виде мифов и сказаний, легенд и притч, в виде образов некоторых идеальных героев, их поступков и судеб.
   Отвечу на вопрос, который уже возник у наиболее проницательных читателей: почему Россия до сих пор ещё не реализовала свою национальную идею?
  Тут есть много разных обстоятельств, но одно из них, наиболее важное, я попробую назвать. Призвание России, её идея не узко национальная, а мирового масштаба. Для того, чтобы эта идея могла осуществиться  именно в мировом масштабе, условия начинают складываться только сейчас, только в XXI веке. До этого Россия, так или иначе, лишь готовилась хуже или лучше к её выполнению.  Масса условий внешних и внутренних стоит как препятствие на пути её осуществления.
  Одно из условий для того, чтобы Россия могла хотя бы осознать эту идею, хотя бы её усвоить на ментальном уровне - необходимость развития высокого уровня образования большинства населения, его ментальная развитость.
  В России в ХХ веке действительно сложился высокий уровень образованности большей части населения. Однако одновременно возник и такой уровень атеизма и примитивного материализма, который помешал решить эту задачу. Вот что пишет по этому поводу Даниил Андреев: «Таково было третье следствие векового рабства масс и церковной политики империи. Вряд ли нужно указывать, что и без этого следствия... был бы невозможен позднейший разлив примитивного материализма во всю ширь необозримого рабочего класса и полуинтеллигентных слоёв. Было бы немыслимо то религиозное невежество новых советских поколений, которое сравнимо разве только с первобытным нигилизмом знаменитого в науке племени кубу. Словом, была бы невозможной устойчивость такого религиозного уровня, который поставит перед просветителями следующей эпохи, перед провозвестниками Розы Мира задачу почти сверхчеловеческую по своей трудности» (Роза Мира с.164).
  Здесь идёт речь об умственном воспитании масс, привыкших к отсутствию самостоятельности мысли, привыкших получать готовые истины от начальства, церковного или политического руководства, видящих постоянное преследование тех, кто проявляет самостоятельность в мышлении, кто делает попытку переосмысления полученных из прошлого истин. Речь идёт о лишении свободы мышления, в том числе и права на ошибку. А значит народ был лишён возможности проявлять творческое начало в областях государственного строительства, религиозного преобразования и культурного роста. Без проявления этих навыков всестороннего творчества невозможно говорить не только о реализации национальной идеи, но и о возможности её осмыслить и сформулировать.
  В условиях  подавления всякого инакомыслия, путём тирании государства, церкви над мышлением масс, их культурным самовыражением и поисками смысла жизни  говорить о возможности осмысления национальной идеи просто невозможно.
 Поэтому для народа так называемые «державники» - сторонники жёсткой империи, самодовлеющего государственного начала никогда не смогут стать настоящими героями. Идея жёсткого единства не может быть самодовлеющей. Повторю ещё раз, эта идея может быть лишь служебной, подчинённой, хотя её актуальность в иные времена истории народа выводит её на первые позиции в народном сознании, как и героев, ей служащих.

          


Рецензии