I. О природе героического в жизни и искусстве

    РАЗМЫШЛЕНИЯ  О ПРИРОДЕ ГЕРОИЧЕСКОГО
                В ЖИЗНИ И ИСКУССТВЕ.

               
               I. СУТЬ ГЕРОЯ И ЕГО ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ.

   Что означает слово «герой»? Можно привести множество определений. Например:
- человек, совершивший неординарный, бескорыстный поступок, связанный с пользой для других людей;
- персонаж литературного произведения, пьесы, кинофильма, так сказать, действующее лицо;
- человек героического склада натуры, подвижник, для которого подвиг не случайное, редкое событие, а каждодневная реальность; это человек который может посвятить всю свою сознательную жизнь служению какой-то возвышенной цели, идее или сообществу людей, может быть беззащитным животным или растительному миру…

   Конечно, можно было бы привести ещё немало определений понятия «герой». Однако, в чём их суть? Что такое  особое выделяет героя из ряда себе подобных? Что лежит в основе героического склада натуры? Чем нам может быть интересен и замечателен «герой» вообще? Ведь одним могут быть неинтересны люди, которые являются героями для других. Например, люди, отстаивающие права кошек или собак, или защищающие рощицу возле своей деревни, или помогающие бомжам найти работу, или без устали молящиеся Богу и т.п.

    Что вообще привлекает нас в «герое»?
    Думаю, что то же самое, что привлекает нас в настоящем искусстве.
 Обычно распространённая сегодня точка зрения заключается в том, что искусство – это способ самовыражения человека, художника. Исходя из такого понимания, появились всяческие суррогатные поделки, в частности, современные эпотажные «произведения  искусства».  Например, человек раздевается  догола, приковывает себя цепью к столбу, и, теряя человеческое достоинство, оскотинившись, кусает прохожих и зевак, публично мочится на столб, лает и т.п.  После чего, ничуть не стесняясь, объясняет собравшимся представителям СМИ, что это де «образец высокого современного искусства». И, дескать, за ним стоит такая-то и такая-то эстетическая и философская концепция.
 
   И для того, чтобы низость и бесчеловечность не могла рядится в одежды «высокого искусства», для того, чтобы растаптывание человеческого достоинства и скотство не могли быть названы образцами искусства, а так же для того, чтобы понять, в чём состоит суть подлинного искусства, нужно дать ему другое определение. 
   ИСКУССТВОМ можно назвать всё, сотворённое человеком, что ВОЗВЫШАЕТ его и других над собой теперешним, сиюминутным, всё, что очищает от черт уродливых, тёмных, унылых, упаднических.
   Тогда и образцом искусства будет всякое творение, в котором человек превзошёл себя (как человека нынешнего), исправил себя, исцелил от душевных недугов и помог другим себя превзойти и исцелить, проявить в себе нечто ещё не проявленное. Недаром же однокоренное слово «искусник» означает не просто мастера-ремесленника, но того, кто превосходит в своих творениях очень и очень многих, постоянно превосходит самого себя, делает всё превосходно, чьё творение стоит выше простого ремесла.

   Можно и по-другому подойти к слову «искусство», при этом высветится в нём примерно тот же смысл. Если вести этимологию слова «искусство» от слова «искус», «искушение», то предметом искусства будет именно преодоление человеком искушения, ведущего к его деградации, а не впадение в это искушение.
   КАТАРСИС, ОЧИЩЕНИЕ, ПРОСВЕТЛЕНИЕ, ВОЗВЫШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕОДОЛЕТЬ В СЕБЕ ИСКУСЫ ЖИВОТНОГО и ДЕМОНИЧЕСКОГО НАЧАЛ – ВОТ СМЫСЛ ИСТИННОГО ИСКУССТВА.
 
  «За давностию лет мы как-то подзабыли, что поэзия, и вообще искусство, всегда от избытка и, в конечном счёте, — от счастья, которое она и призвана приумножать. Даже если речь о страдании, которое стихи именно преодолевают. Только не надо путать преодоление с “сублимацией”, чем частенько грешат стихи совсем молодых стихотворцев, изливающих (с пользой для себя) свои юношеские  печали» (Алексей Алёхин «Поэзия как поэзия», журнал «Арион», №3, 2003г).

    Если же человек не умеет творить, производить, изготавливать… такие образцы, которые возносят и его, и других над самим собой, не умеет сочинять тексты или музыку, которая приводила бы к подобному эффекту, но, тем не менее, постоянно работая над собой, ежедневно, ежечасно подвигая себя выше и выше, являет пример такого подвига для других, то его можно назвать героем и подвижником. Причём зачастую он работает не благодаря, а вопреки окружающим обстоятельствам и людям, постоянно преодолевая искус стать таким же, как все, или искус таких общественных влияний, которые не просто уравнивают, нивелируют людей между собой, но способствуют деградации, распаду личности. Отречение от себя сегодняшнего ради будущего других и приводит его к частичному проникновению в это будущее, он хотя и готовит его не для себя, но, окунувшись в эту работу, уже и сам немного находится там, в этом более просветлённом будущем.
   Таков удивительный эффект человеческого преображения: утверждая не себя, но других, человек тем самым утверждает в себе вечное, проявляет в себе те, истинно человеческие потенции, которые делают его подобным кому-то несравненно более Высшему, чем сам человек. Можно смело сказать, что он движется по пути богоподобия.

    Итак, если говорить о герое неярком, может быть и не особо заметном его современникам, то - это человек, постоянно преодолевающий себя, возвышающийся над самим собой путём самоотречения ради других.
    Поскольку такой истинный герой – это  человек будущего, то часто он не очень-то совместим с настоящим, неудобен современникам своей инаковостью (вот мы и подошли к ещё одному синониму слова «герой-подвижник», родному для нашего языка – это слово «ИНОК» - иной, не такой, как все). Такой человек и бывает чаще всего прославлен после смерти, иногда время его прославления далеко отстоит от времени жизни, ибо плоды его деяний для будущего становятся заметными лишь тогда, когда это будущее наступает. Потому часто и можно слышать, что в России, чтобы стать знаменитым и почитаемым, просто «нужно» умереть.

   Исходя из всего вышесказанного, легко понять, почему «предметом» искусства так часто является воспевание подвига, героизма, созидание образа героя (в истинном смысле, а не в смысле статистического действующего лица произведения). В искусстве и в подвиге сутью является одно и тоже – преодоление человеком себя нынешнего и созидание себя грядущего, более высокого и достойного звания Человека. Только способы достижения этой сути в искусстве и жизни несколько различаются.

    Из сказанного можно вывести несколько характерных черт героя, подвижника.
    Первым я бы назвал чувство юмора и умение посмеяться прежде всего над самим собой. Почему? Ответ очень прост. Человечество и каждый отдельный человек (как сказано ещё у классиков) расстаётся со своим прошлым, смеясь. Чтобы человек мог стать другим, новым, более совершенным, он должен быть не слишком привязан к своему нынешнему состоянию. Он должен видеть свои недостатки, относиться к себе  с достаточной степенью иронии. Иначе он рискует «забронзоветь», стать слишком законченным, слишком самодостаточным и самодовольным. И перестать постоянно преодолевать себя. Ведь главный подвиг, главное достижение любого человека - не в победе над кем-то и чем-то, но В ПОБЕДЕ НАД САМИМ СОБОЙ.

   Вторая вещь, которая необходима для постоянного роста – это чёткое ощущение и достаточно ясное видение ИДЕАЛА над самим собой.  Это как Солнце для растения, пока оно есть сверху, есть к чему тянуться. Растение возвышается над самим собой, если бы оно могло дотянуться до своего идеала, то рост бы прекратился. Или, как говорят физики, нужна постоянная разность потенциалов для существования тока, как только потенциал человека и идеала сравняется – рост прекратится.

   Что именно это за идеал? Ответы тут могут быть разными. Чаще всего в истории человечества – это был идеал религиозный, заведомо недостижимый образ Божества. Иногда это были идеалы другого рода, например, герои и подвижники других времён и народов.

    «Истина, не знающая родства, не может быть настоящей истиной». Так писал Владимир Соловьёв.
    Да, развитие подразумевает какие-то элементы отрицания того, что уже сложилось, но ещё более развитие основывается на преемственности, обобщении чего-то уже сложившегося, на включении его в более широкую систему взглядов и отношений как по-прежнему важного, но уже частного случая. А потому юмор не должен превращаться, как мы это часто видим на современной эстраде и в средствах массовой информации, в повальное зубоскальство, когда осмеивается всё подряд, всё принижается и отрицается, когда у человека уже не остаётся ничего святого. Такой человек превращается в циника, его личность при полном отсутствии идеалов (т.е. того самого, святого для души) теряет возможность развиваться, как это было описано выше. Начинается постепенное или быстрое разложение личности, её опускание либо в пучину животного состояния, либо даже в пучины демонического. На зубоскальстве можно сделать определённую популярность, оно освобождает в человеке тёмные разрушительные инстинкты, а значит, может потакать кое-каким потребностям личности, т.е. может иметь успех и свою (довольно большую) аудиторию. Увы, чаще всего (эти примеры уж очень многочисленны) сам такой «герой» публики, циник и зубоскал, падает жертвой либо спиртного, либо наркотиков, либо чего-то другого, и здесь внутреннее разрушение личности, ее деградация становится явной и внешне видимой. К чему такой зубоскал может призвать нас?  Весело, с заразительным гоготом катиться в тупик полного отрицания всяких ценностей. Можно сказать, что это и есть один из основных образцов т.н. «антигероя». Популярность таких натур во многом связана с тем, что в современном человеке в его сущностной глубине, при всей его внешней любви к благам цивилизации, при практически рабской зависимости от современного общественного и технического устройства, живёт одновременно желание освобождения от этой рабской зависимости и потому явный или неявный протест и отрицание всех без разбору ценностей цивилизации и ее идеалов.
   Итак, юмор истинного героя легок и не циничен, его смех светел и ненавязчив, своими тонкими и точными ударами он направлен именно на те тёмные, уродливые черты личности, которые существуют в нём самом и в нас с вами.

               

               


Рецензии