Анасазийская цивилизация

Проект Цивилизациум
---
     Цивилизация возникла 16 в. назад.
     Цивилизация остановилась 6 в. назад.
---
     Цивилизация Анасази, предки пуэбло, определяется нынешними учёными как индейского типа социокультурный союз, существовавший на юго-западе США, на территории штатов Колорадо (историческая родина анасазийцев), Юта, Аризона, Нью-Мексико до юга Невады. Свидетельства древней культуры анасази обнаруживались вплоть до Великих равнин, в области около рек Симаррон и Пекос, а также в бассейне реки Галистео.
     Своё название цивилизация получила от учёных в 19-м веке. Как себя называли сами анасазийцы науке неизвестно. Некоторые из социокультов Цивилизации Анасази перешли к их наследникам -- пуэбло, могольонам, патайян, хохокам, говорящих на разных языках.
---
     Основной ячейкой цивилизации была семейно-родовая община, где почиталась женщина. Во главе общины стояли вожди. Но во время ведения военных действий власть переходила к военным.
     Религиозные представления народов цивилизации, несмотря на их территориальные различия, опирались на культы силы, на природные явления, на солнце, на животных.
     Религия Анасазийской цивилизации позволяла сохранять единство племён и семейно-родовых общинах. Суть религии заключалась в следовании заветом своих предков, которые верили в силы природы и необходимость сохранять с ними дружеские или деловые отношения.
     Археологи обнаруживают на территории цивилизации церемониальные центры, которые ориентированы по сторонам света достаточно строго, что говорит о знании анасазийцами основ астрономии. Эти центры строились из камня и адобы и не подлежали переносу, если община переезжала на новое место. Религиозные здания забрасывались и теряли своё назначение.
     Согласно преданиям пуэбло, сохранившиеся от их предков, анасазийцы обладали большой духовной силой, которая позволяли им управлять природными духами, менять климатические условия вокруг общин. Нынешние пуэбло утверждают, что древние анасази не исчезли, а перебрались на другие земли, откуда продолжают управлять природными стихиями, позволяющим нынешним людям благополучно существовать.
---
      Экономика анасазийцев была основана на земледельчестве, рыбной ловле, собирательстве и охоте. Общины цивилизации предпочитали равнины с сухим климатом, но насыщенными травой и низкорослой растительностью. Было хорошо развито ремесло изготовления керамики с уникальным стилем. Они также создали много петроглифов и пиктографических изображений.
     Жили люди цивилизации в домах из адобы, строенные из смеси тростника с глиной, которые они сооружали на скальных плато вдоль ущелий, где было меньше ветра.
     Анасази хорошо изучили климатические циклы на территории своей цивилизации, и были готовы менять места дислокации своих общин при наступлении длительных погодных кризисов, чаще всего засух с 20-30 летними циклами. Их общины населяли до 100 жителей, которые располагались по 10-15 селений в одной семейно-родовой группе. Они быстро собирались, объединялись с другими общинами и перебирались на другое место, где могли стоять до 30 лет.
---
     В первые 2 столетия после возникновения цивилизации её земледельческие социокульты не были рассчитаны на длительное использование земель, они почти не применяли ирригацию.
     Рост и расцвет цивилизации был анонсирован необычно резким приростом населения в пределах цивилизации, который наблюдался в течение 6-ти веков, с 7-го века до 14-го века по Рождеству Христову. Приток людей был связан с увеличением доходности сельского хозяйства в эти века почти в 10 раз, когда стали применяться высокоэффективные агротехнологии, удобрения, ирригация, изготавливаться керамика для хранения избыточного продовольствия.
     К 10-му веку н.э. появляются новые социокульты, позволявшие привлечь мигрантов на приграничные территории, что позволяло регулировать степень миграционных потоков и создавало буферные зоны для враждебных иноязычных племён.
     С 9-го века н.э. отмечается расцвет Цивилизации Анасази, который продолжается до середины 12-го века. Это был период умеренного климата в зоне существования цивилизации, когда светило солнце и выпадали умеренные животворящие осадки. Общины цивилизации постоянно увеличивались, стали появляться новые агротехнологии, позволявшие собирать больше урожая. Это позволило общинам оставаться на одном месте значительно дольше. Появляется архитектура, более совершенная керамика, появляется торговля и торговые кланы, способные доставлять товары на многие сотни километров. Появились одомашненные птицы и скот.
---
     Основные мифологические сюжеты народов Анасазийской цивилизации восходили к сказаниям о происхождении анасази из-под земли, словно ключи, которые потом наполнили озеро на плоскогорье. Выйдя из озера, они шли во главе своих героических военных вождей, ведомых в свою очередь Великим Духом. Через много столетий скитаний, анасазийцы, наконец, пришли туда, где спусти 500 лет их и обнаружили археологи. Согласно легендам о Анасази, которые сохранили их наследники Пуэбло, постоянные миграции во главе племенных вождей закалили общество, помогли анасазийцам усовершенствоваться, научиться гармонировать с окружающей средой и выживать в самых неблагоприятных условиях.
     Учёные подтверждают некоторые сведения из древних мифов анасазийцев, связанные с их миграцией и миграционными волнами первых веков второго тысячелетия по Рождеству Христову. Археологические данные подтверждают миграционные волны на территорию цивилизации в 12-13 вв., акторами которых становились племена из Колорадской долины, говоривших на языках семейства нуми, гонимые длительной засухой приводившей к эрозии почвы, к уменьшению площади лесов.
---
     Начиная с конца 12-го века на территорию цивилизации обрушивается беда за бедой в виде засух, которые шли нескончаемой чередой почти 3 века. Цивилизация уменьшила свои торговые дела, она замкнулась, культурный обмен с соседями почти остановился. Несмотря на развитие ирригационных технологий, появление террасного земледелия, накормить всё население цивилизации, ремесленников становится всё труднее. Община снова стали переходить к мобильному образу жизни, покидать поселения и поля при неблагоприятных условиях.
     Появилось разделение на оседлых и кочевых анасази, между которыми начались столкновения. Цивилизационные основы анасази были подорваны.
---
     После окончания Великой трёхсотлетней засухи, Анасазийская цивилизация ослабла, вера её населения в покровителей ослабла, производительность земли упала, стало не хватать еды, начались внутрицивилизационные конфликты. В 13-м веке анасазийцы начинают уступать свои земли новым мигрантам. Изолированные друг от друга общины, не объединённые общими целями и с цивилизационными социокультами, не могли противостоять новым мигрантам, пайютам, ютам, шошонам, носителям других культурных ценностей и говорящих на других языках.
+++++++++++++++++++++


Рецензии