Значение и роль поэзии в современном обществе

О друзья, лишь поэзия прежде, чем вы,
прежде времени, прежде меня самого,
прежде первой любви, прежде первой травы,
прежде первого снега и прежде всего.
Белла Ахмадулина

Роль поэзии в современном обществе переоценить довольно сложно. Я считаю, что поэзия актуальна во все времена. Будь то античное время, средние века, эпоха Возрождения, советское время (Сталинская эпоха, Оттепель, Застой, Перестройка) или постсоветская Россия. Поэзия существовала, существует и будет существовать, пока держится мир. Поэзия всегда помогала людям в трудную минуту их жизни, указывала истинный путь к правде, спасала от одиночества. Кажется, с неё всё и начиналось, ведь поэзия в своём развитии идёт бок о бок со словом, имеет с ним тесную и непосредственную взаимосвязь. А как всем известно из Библии: вначале было слово.
Например, если вспомнить период Великой Отечественной войны в истории России, то в данном контексте следует сказать о спасительном и благотворном влиянии поэзии на укрепление боевого духа народа в борьбе с врагом и на всеобщий моральный подъём. Сразу вспоминается стихотворение Константина Симонова «Жди меня», которое стало чуть ли не символом эпохи и всего военного поколения. Можно перечислять множество знаковых имён поэтов, создававших свои шедевры в такое непростое для страны время. Своими произведениями они воодушевляли солдат на подвиги. Стоит лишь вспомнить поэму А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», главный герой которой простой советский солдат, не унывающий ни при каких обстоятельствах и вечно подбадривающий своих товарищей. Лично у меня творчество поэтов и композиторов военных лет ассоциируется, в первую очередь, с песней «Тёмная ночь», написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два бойца». Мне кажется, что именно эта песня наиболее ярко отражает весь спектр чувств простого русского человека, естественным желанием которого выступает попытка обрести долгожданное счастье, а также желание скорейшего окончания войны победой советского народа.
Безусловно, нельзя не упомянуть и «Смуглянку», написанную на слова Я.З. Шведова и музыку А.Г. Новикова. В результате проведённого в 2015 году журналом «Русский репортёр» социологического исследования, текст песни среди ста наиболее популярных в России стихотворных строк, включающих в числе прочего, русскую и мировую классику, занял место в 3-ем десятке.
Ещё одним из неформальных символов ВОВ была популярная советская песня «Катюша». Композитор – Матвей Блантер, автор слов – Михаил Исаковский. Впервые была исполнена 28 ноября 1938 года с оркестром под управлением Кнушевицкого.
Также нельзя забыть здесь и о легендарной 7-ой симфонии Д.Д. Шостаковича, созданной в 1941 году и состоящей из 4-х частей. Премьера состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, куда композитора вывезли вместе с семьей из блокадного Ленинграда.
С блокадным Ленинградом связано творчество знаменитой поэтессы Ольги Бергольц, которую прозвали музой осаждённого города. И неспроста: дни и ночи напролёт она сидела в помещении, откуда на весь город звучали стихи этой смелой женщины, эти произведения вселяли отвагу и надежду в сердца людей.
Итак, в эпоху войны поэзия оказала значение, переоценить которое не представляется возможным. Она поднимала дух народа и настраивала людей на духовно-нравственную победу над врагом, а это было крайне важно и просто необходимо.
Уже после сталинского тоталитаризма, в эпоху так называемой «Оттепели» (а позже в эпоху «Застоя»), вели свою активную деятельность поэты-шестидесятники: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Иосиф Бродский. Была среди них и женщина – Белла Ахмадулина – весьма самобытная поэтесса. Как и у любого поэта, у неё есть стихотворения о роли поэта и поэзии. Хочется процитировать несколько строк одного из таких стихотворений, которое называется «День поэзии»:

Не зря слова поэтов осеняют,
не зря, когда звучат их голоса,
у мальчиков и девочек сияют
восторгом и неведеньем глаза.

Белла Ахмадулина здесь говорит о том, что поэзия стоит как бы вне нашей обыденной жизни, она выше привычного нам физического мира, как высшая духовная материя. Поэзия – это то, что нас вдохновляет на свершение каких-либо благих дел, на осуществление мыслей и мечтаний, идущих от нашего сердца и от нашей души. Поэзия помогает нам понять наше истинное предназначение, встать на путь правды и справедливости. Она приходит к нам на помощь в самые трудные периоды нашей жизни. Одновременно с этим, Поэзия – это что-то странное, порой непонятное, но всё же, несомненно, чарующее и привлекательное.
Немаловажна и такая функция поэзии как борьба за правду, поиск справедливости.
Это актуально, я считаю, во все времена. Всегда есть, за что бороться. Например, за чистоту русского языка, как писала великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова в стихотворении «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Данную тему в своём творчестве развивали многие знаменитые русские поэты. Борис Пастернак об этом писал так:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Также у него есть замечательное стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», в котором отражены все функции Поэзии, значение творчества и предназначение Поэта.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов.
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

Стихотворение «Гамлет» на эту же тематику. В этом стихотворении, как и в предыдущем подчеркивается пророческая функция Поэта.

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

Я, как представитель современного поколения поэтов, тоже не обошла стороной эту тему в своём творчестве (отрывок из стихотворения «Разговор с Пастернаком о преемственности поколений»):

Мы вечной жаждою неутолимой
Хотим к свободе слова призывать,
Горим мы пламенем несокрушимым
Слова своим значеньем называть.

Обратимся к целительной силе искусства слова. Поэзия не только показывает красоту мира вокруг, но и лечит своим благозвучием. Здесь на ум сразу приходит стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»:

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

В данном стихотворении мы наблюдаем живительную силу Молитвы, то есть силу Слова. Оно способно исцелить человека, придать ему новые силы.
Поэзия призвана вызывать разные чувства в душе человека. Поэт своим словом должен затрагивать самые тонкие струны души. Это подтверждает своим примером стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

То есть творец должен созидать, и в то же время говорить о проблемах в обществе и призывать к их решению. Он должен быть выше уровня обывателя, но одновременно с этим должен быть близок к народу, отчётливо слышать и понимать его.
Недаром говорят, что Поэт – это пророк. Он поразительно чуток к грядущим переменам. По сути, в какой-то степени его можно назвать предсказателем, так как он предвидит будущее.

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
(А.С. Пушкин «Пророк»)

По-моему, данное стихотворение очень чётко отражает тему предназначения Поэта.
В творчестве молодых современных поэтов не хуже отражена данная тема:

Кому дано счастливым быть,
Кому-то - быть пророком.
Судьбы скрепляющею нитью,
Не спящим ночью оком.

Вещать с трибуны - нету сил,
Как этот мир жесток иль мил.
Уж лучше этого не знать,
Жить так, как научила мать.

Так пророк и днём, и ночью
Ходит, не смыкая глаз,
Ищет он в стране полночной
Вдохновенья свой запас.

Он не спит - всегда в труде,
Полдень бродит во дворе,
Он за письменным столом -
Там ему и хлев, и дом.

Он бы рад так жить, как все,
Видеть сны во всей красе.

Но его забота в том,
Дабы не жалеть потом,
Что не сделал, что хотел,
Что желал, да не успел.
Песню длинную слагать,
Чтобы в ней да рассказать,
Как устроен этот мир,
Мир страстей и мир могил.
И добавить: этот свет
Стар и слеп. Но есть просвет?

Считаю не менее значительным в творчестве данного автора стихотворение «Поэт» (с весьма прозрачным названием), посвящённое «раннему» Б.Л. Пастернаку, навеянное написанием курсовой работы. Оно получилось настолько удачным, что невозможно процитировать его частично, хочется сразу целиком:

Пророк, чья ноша нелегка,
Восстань из пламени как феникс,
Лети на крыльях мотылька,
Взмывай волной о камень, пенясь.

Ты в поле воин, к счастью, не один,
Есть у тебя соратников обитель.
Что ищешь ты среди морских глубин?
Зачем меня спасаешь, избавитель?

Ответить сложно - участь непроста.
Ты выбрал путь извилистый и трудный.
Я знаю точно - ты здесь неспроста.
Я не позволю быть тебе "паскудным".

Творения твои - как голос божества,
Порою слишком ты метафоричен.
Но чудны образы, прекрасны торжества,
И выход твой в поэзии эпичен.

Я не хочу нахваливать тебя
И осуждать твоих же оппонентов.
Скажу я просто, преданно любя,
Что ты заслуживаешь высших комплиментов.

Как сказал один из героев фильма Андрея Тарковского «Зеркало» (1974), «книга – это не сочинительство, не заработок, а поступок». Я полностью согласна с данным утверждением, так как поэт должен по жизни нести свой крест – показывать в своих произведениях не только красоту этого мира (хотя и это тоже немаловажно), но и обличать недостатки современного общества, приводить пути и способы их искоренения, а также говорить о насущных злободневных проблемах. И всё же, сквозь призму искусства, вести общество по пути спасения через стремление к совершенству.
Кроме того, дар Поэта – редкий дар, дар от Бога. Он даётся далеко не всем. А кому всё-таки «посчастливилось» его унаследовать от создателя приходится очень нелегко. Тому приходится нести тяжёлый крест, выполнять своё непосредственное предназначение.
Поэт порою бывает сам не рад предначертанной ему судьбе, но он осознаёт свой долг перед творцом и чётко следует по своему пути, потому что по-другому он просто не может. Внутреннее желание, идущее из глубины души, нравственная потребность творить и способность это делать как будто окрыляют художника и дают ему силы.

Я знаю: мир событий тесен,
За дар придётся отвечать.
И вновь нерадостные вести,
Как роковая уст печать.
(Хельга Красевская «Разговор с Пастернаком О преемственности поколений»)

«Поэт призван вызывать душевные потрясения, а не воспитывать идолопоклонников» (А. Тарковский из к/ф «Зеркало»).
Эта мысль уже высказывалась мною выше. Но всё-таки пусть будет закреплена авторитетом. В принципе, я считаю, в этом кроется ответ на заявленную в заглавии сочинения тему. Ещё раз повторюсь: поэзия актуальна во все времена, так как те чувства и мысли, которые она вызывает, будут мучить человека всегда. Потому что поэзия затрагивает вечные проблемы: любви, надежды, сострадания, веры, милосердия, красоты природы и человека, верности, храбрости, поиск смысла жизни и т.д.
В искусстве (в том числе в поэзии) человек находит утешение в самые безрадостные времена. Поэзия бывает необходима человеку как воздух. С её помощью он растёт духовно, тянется к чему-то светлому, стремится к совершенству.
Важно иногда напоминать человеку, что всё хорошо, хотя бы потому, что мы живы и у нас есть возможность проявить себя в этом мире.

Да, этот мир несовершенен.
Но что хорошего есть в нём –
Так это то, что мы не ценим,
За то, что просто мы ЖИВЁМ!


Рецензии