Деятельницы ханов
Совратилась эта женщина на путь шайтана. (Чингиз-наме)
Рассказав о «замятнях», случившихся практически одновременно во всех частях «монгольского мира», вернемся в Улус Джучи. В 1357 году умирает хан Джанибек. Согласно одним источникам это была естественная смерть, согласно другим хан был убит своим сыном Бердибеком. Вступив на престол, Бердибек приказал уничтожить всех тех, кого он считал потенциальными претендентами на власть.
Картина дальнейших событий в целом ясна, но вот ее детали до сих пор оставляют место для столь любимых историками спорам по частным с точки зрения «макроистории» вопросам. Прежде всего, сумятицу вносят некоторые расхождения в русских и татарских летописях, а также чрезвычайно большое количество Чингизидов о происхождении которых нет достоверных сведений. Если же учесть тот факт, что имена многих из них дошли до историков в нескольких написаниях (на русском, тюркском, персидском и арабском языках), то путаница эта возрастает. Окончательно запутывало ситуацию разночтение в прочтении тюркологами, арабистами и иранистами одних и тех же мусульманских (а в еще большей степени немусульманских) имен.
По версии А. П. Григорьева последовательность была такова (имена приводятся согласно цитируемому источнику): Бердибек (осень 1357 г. – август– сентябрь 1359 г.) Кулпа (август – сентябрь 1359 г. – январь 1360 г.) Навруз (январь 1360 г. – май\июнь 1360 г.) Хизр (май\июнь 1360 г. – начало августа 1361 г.) Тимур-ходжа (август 1361 г.) Ордумелик1 (сентябрь 1361 г.) Кельдибек (октябрь 1361 г. – сентябрь 1362 г.) Мюрид (август 1361 г. – осень 1364 г.) Хайр Пулад, он же Пулад-ходжа или Пулад-Тимур, (осень 1364 г.- начало сентября 1365 г.?) Азиз-шейх (1365 – 1367 гг.?) Урус (1374 – 1375 гг.) Салчи-Черкесс, он же Черкесбек, (1374 г. – вторая половина 1375 г.) Каганбек (вторая половина 1375 г. – сентябрь 1377 г.) Арабшах Параллельно на территориях, находившихся под контролем Мамая, правили спасенный им от палачей Бердибека самый младший сын Узбека Абдулла (август 1361 г. – июнь 1370 г.), а затем сын Абдуллы сын Мухаммед Бюлек (июнь 1370 г. – сентябрь 1380 г.)2
Все смены власти были насильственными, а для легитимации очередного хана уже не требовалось созывать курултай – достаточно было просто произнести молитву с упоминанием его имени в главной мечети столицы.
Теперь «о подробностях». Если верить татарской летописи, Бердибек был очень глупым и безрассудным человеком. «Убивал он своих родственников и огланов3 своих в страхе, что оспорят они ханство у него»4. Однако в 1359 году убили и его самого. Сделал это Кулпа (Кульпа, Кульна) – по одним версиям самозванец, объявивший себя сыном Джанибека, по другим – действительно его сын, по третьим – просто один из уцелевших после репрессий Бердибека потомков Батыя. (Именно убийство Бердибека принято считать началом Замятни.)
После убийства Бердибека процесс пошел, что называется, по нарастающей, поскольку количество Джучидов было уже настолько велико, что к услугам любой из соперничающих придворных группировок всегда имелись готовые на все, в том числе рискнуть собственной жизнью, кандидаты. Ханы менялись на престоле с калейдоскопической быстротой, а, если учесть, что эпоха Замятни – «киммерийская тьма» историографии Улуса Джучи, то становится понятно, почему у историков нет единства при составлении простого перечня правителей, побывавших на престоле в Сарае.
Уже через полгода Кулпу свергает с трона и убивает Навруз (он же Наврус, Наурус, Науруз, Ноуруз), подлинное происхождение которого также неизвестно5. Зато не вызывает сомнения то, что одну из ключевых ролей в этом заговоре сыграла, сохраняющей влияние в Орде Тайдула, ставшая женой Навруза.
В таком всевластии вдовы Узбека не было ничего удивительного. Женщины в кочевых обществах, в том числе и женщины из дома Чингисхана, не только пользовались традиционным уважением, но обладали и весьма обширными правами – вплоть до права принимать участие в государственных делах. Согласно обычаю вдовы ханов вплоть до избрания нового хана управляли улусами своих мужей, и, естественно, изо всех сил старались продвинуть на престол своих детей. На протяжении XIII–XIV вв. наблюдается активное участие женщин правящего дома в придворных интригах и борьбе за власть. Например, вдовы Угэдэя и Гуюка на протяжении нескольких лет практически единолично управляли империей, большим авторитетом и немалой властью пользовалась и жена Хулагу Сорхахтани-беки6, сыгравшая важную роль в победе партии Мунке7 и Батыя. После смерти Батыя и наследовавшего ему Сартака старшая жена Батыя Боракчин-хатун согласно распоряжению Мунке стала правительницей улуса при малолетнем сыне Сартака Улагчи.
И это были отнюдь не случайные эпизоды. Можно с уверенностью говорить о своего рода традиции, сложившейся во время династических распрей внутри Монгольской империи, согласно которой «старшая жена умершего правителя в борьбе за престол возглавляла лагерь сторонников династии именно этого хана против всех других претендентов. В качестве примера можно привести Туракин-хатун, которая упорно и, в конечном счете, успешно добивалась престола в Каракоруме для своего сына Гуюка, а также борьбу между Союркуктени-хатун (женой Тулуя) и Огул-Гаймиш (женой Гуюка) – каждая из бегим8 боролась за признания ханом своего сына. Из истории Улуса Чагатая известно девятилетнее правление Эргене-хатун, а правнучка Чингисхана легендарная «феминистка» увековечена в образе принцессы Турандот (дословно «дочь Турана») в одноименной драме Карло Гоцци и опере Джакомо Пуччини. Из примеров более позднего времени можно назвать старшую жену сына и наследника Тамерлана Шахруха Гаухаршад-бегим.
Не меньше подобных примеров дает нам история ильханата, империи Юань и Улуса Джучи. Достаточно назвать вдову Батыя Боракчин-хатун, назначенную великим ханом регентшей при его малолетнем внуке Улагчи, или Джиджек – жену другого внука Батыя Менгу-Тимура – разделившую после смерти мужа управление государством с Ногаем. (Кстати, и сам Ногай не побоялся использовать свою жену Байлак в качестве секретного эмиссара, передавшего Тохте «просьбу» об убийстве неугодных временщику эмиров9.) Другая жена Менгу-Тимура Олджай-хатун, отстаивала династические права своего сына Токты, против интересов его дяди Туда-Менгу10».
Собственно монголы отнюдь не были исключением среди народов, занимавшихся кочевым скотоводством. Начиная с эпохи хунну, китайские источники регулярно упоминают знатных женщин активно участвующих в политической жизни степных государственных образований. А еще более ранние примеры женского равноправия у народов Великой Степи можно найти изучая историю скифов, а также в легендах о амазонках.
Ничего удивительного в подобной «эмансипации» прекрасной половины степного населения нет. И обуславливало ее отнюдь не джентльменское отношение мужчин, а, прежде всего, тяжелый изнурительный быт. В то время как сильный пол по обыкновению был занят охотой и войной или, как минимум, подготовкой к ним: «Мужчины ничего вовсе не делают, за исключением стрел, а также имеют отчасти попечение о стадах; но они охотятся и упражняются в стрельбе»11 на долю монголок выпадало практически полное обеспечение жизнедеятельности рода: «Жены их все делают: полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, также они правят повозками и чинят их, вьючат верблюдов и во всех своих делах очень проворны и скоры. Все женщины носят штаны», а некоторые и стреляют, как мужчины»12.
Но какими бы бездельниками не казались из описания Паоло Карпини монгольские мужчины, настоящие испытания выпадали на долю монгольских женщин после их гибели, или ухода на войну. Достаточно вспомнить о скитании матери Чингисхана Оэлун в лесах вместе с детьми после смерти Есугей-багатура. Естественно, женское затворничество, характерное для многих оседлых азиатских обществ, у кочевников по определению было невозможно. Поэтому попытки представить мужской шовинизм «Домостроя» в качестве последствий монгольского нашествия вряд ли правомочны и для объяснения в целом бесправного положения прекрасной половины российского «истеблишмента» в XV–XVII веках (о женщинах низших сословий и говорить не приходится) следует поискать другие причины.
1. Другие варианты прочтения имени хана: Орду-Мелик (А. Н. Насонов), Ордумелик (А. Ю. Якубовский), Ордамулюк (М. Г. Сафаргалиев), Орда-Мелик-шейх (Г. А. Федоров-Давыдов), Ордумелик-шейх (В. Л. Егоров).
2. Григорьев А. П. Золотоордынские ханы 60–70-х годов XIV в.: хронология правлений.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/mongol/10.php
3. Оглан (оклан, огул) – дословно «сын», «княжич». Тюркский титул, который носили Чингизиды не являвшиеся ханами.
4. Утемиш-хаджи ибн Маулана Муххамад Дости. Чингиз-наме
5. Как и в случае с Кулпой, существует несколько версий: самозванец, уцелевший Батуид, Ордуид.
6.Сорхахтани-беки (?–1252) – старшая жена Толуя, мать Мунке, Хулагу, Хубилая и Ариг-буги. С момента смерти мужа около 20 лет управляла его уделом. Ее поведение во время династических смут 1241–1251 годов оправдывает характеристику «умнейшей в мире женщине», данную ей Угэдэем.
7. Мунке (1208–1259) – внук Чингисхана. В русских летописях известен под именем Менгу-хан. На курултае 1251 года при поддержке Джучидов был избран великим ханом. После интронизации жестоко расправился со своими политическими противниками. Во время правления Мунке завоевания монголов продолжились. Под их ударом оказались Западный Иран, Закавказье и Передняя Азия, поход на которые возглавил Хулагу. Сам же великий хан лично возглавлял военные действия в Южном Китае, где и умер при осаде Чунцина.
8. Бегим («моя госпожа») – в настоящее время женское имя у тюркских народов. Ранее термин бегим являлся титулом знатных женщин.
9. Рукнеддин Бейбарс аль-Мансури аль-Мысри. Сливки размышления.
10. Хафизов Г. Г. Распад Монгольской империи и образование Улуса Джучи. Казань 2000. С 85.
11. Карпини П. История Монгалов
12. Там же.
Свидетельство о публикации №223010300094