Подведение итогов

НАШИ УЧАСТНИКИ


1. Ископаемое. Визиты в преисподнюю  - Евгений Парушин - http://proza.ru/avtor/oldwhitecat

2. Муха. Арахнофобия  - Ольга Горбач - http://proza.ru/avtor/gretta3

3. Марина. Прощай, проф  - Варвара Солдатенкова -  http://proza.ru/avtor/varyasoldmail

4. Лада. Выжить  - Убейсингха Патабедиги Ольга - http://proza.ru/avtor/uphelga

5. Лю Си. Алёнка в Гонконге   - Инкогнито

6. Ерёма. Среди болот   - Татьяна Шорохова  -  http://proza.ru/avtor/gjkbyfhmz

7. Елу. Книга   - Александра Стрижёва - http://proza.ru/avtor/yukava



НАШИ ПОБЕДИТЕЛИ


ПЕРВОЕ МЕСТО

Муха. Арахнофобия  - Ольга Горбач - http://proza.ru/avtor/gretta3


ВТОРОЕ МЕСТО

Елу. Книга   - Александра Стрижёва - http://proza.ru/avtor/yukava

Ерёма. Среди болот   - Татьяна Шорохова  -  http://proza.ru/avtor/gjkbyfhmz


ТРЕТЬЕ МЕСТО

Марина. Прощай, проф  - Варвара Солдатенкова -  http://proza.ru/avtor/varyasoldmail


© Copyright: Мария Шпинель, 2022
Свидетельство о публикации №222122601184


http://proza.ru/comments.html?2022/12/26/1184

Рецензия на «Подведение итогов» (Мария Шпинель)

По следам конкурса «Невероятно» хочу предложить вашему вниманию еще один невероятный рассказ.

Когда одна лыжа гнутым концом найдет на другую, то валишься вперед: жгучий снег забирается за рукава, и очень трудно встать. Керн, давно на лыжах не бегавший, сразу вспотел. Чувствуя легкое головокружение, он сдернул шерстяную шапку, щекотавшую ему уши; смахнул с ресниц влажные искры.
Весело и лазурно было перед шестиярусной гостиницей. В сиянии стояли бесплотные деревья. По плечам снеговых холмов рассыпались бесчисленные лыжные следы, что теневые волосы. А кругом - неслась в небо и в небе вольно вспыхивала - исполинская белизна.
Керн, скрипя лыжами, взбирался по скату. Заметя ширину его плеч, конский профиль и крепкий лоск на скулах, его приняла за своеземца та англичанка, с которой он познакомился вчера, в третий день приезда. Изабель - летучая Изабель - так называла ее толпа гладких и матовых молодых людей аргентинского пошиба, всюду сновавших за ней, в бальном зале гостиницы, на мягких лестницах и по снежным скатам в игре искристой пыли...

Это «Удар крыла» Набокова.
Лыжница становится любовницей падшего ангела, изменяет ему, и ангел убивает неверную на лыжном трамплине.
Короче, такое…
Хотя спойлер лукав. А в чем лукав, узнаете, прочтя рассказ.
Я продолжу после некоторой паузы.

МБ

Аделаида Немаркова   01.01.2023 18:10   •   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Итак, Набоков «Удар крыла».
Это один из ранних рассказов Набокова, опубликован в берлинском еженедельнике «Русское эхо» под псевдонимом В. Сирин.
Небольшая историческая справка для тех, кто смутно представляет себе биографию Набокова.
Владимир Владимирович Набоков (1899-1977) – сын Владимира Дмитриевича Набокова, члена 1-ой Государственной думы, впоследствии управляющего делами Временного правительства, одного из богатейших людей России.
В 1919 году семья Набоковых эмигрировала из Крыма в Грецию, из Греции в Лондон, из Лондона в Берлин. В 1922 году Набокова-отца застрелил террорист-черносотенец, покушавшийся на Милюкова. Довольно драматичная история, почти боевик, можете углубиться самостоятельно.
К тому времени Набоков-сын окончил Кембридж и приехал в Берлин на пасхальные каникулы. С этого начался т.н. берлинский период Набокова. В это время он пишет ряд рассказов, среди которых и «Удар крыла», и начинает свой первый роман «Машенька».
Если кто-то из вас сподобится прочитать литературоведческие эссе Набокова, то узнает, как писатель представлял себе рассказы (новеллы) и романы и какую разницу между ними видел.
Из экономии времени я на это отвлекаться не буду, обращусь сразу к «Удару крыла».

Сюжет вы уже оценили.
35-летний Керн переживает смерть своей жены, которая отравилась стрихнином из-за любви к любовнику-вору. Керн в состоянии депрессии приезжает на фешенебельный горнолыжный курорт, дабы предаться страданиям и по возможности самоубиться. В отеле он встречает некоего Монфиори, который разъезжает по курортам в поисках самоубийц с целью присутствовать при их кончине, и некую Изабель, таинственную женщину умопомрачительной красоты.

Уже на этом этапе видно, что сюжет рассказа целиком пришел из Серебряного века. Декаданс и символизм, которые вкупе с импрессионизмом составляют т.н. «психологическую лирику» (по Бальмонту).
Подобное наследование не удивительно, т.к. во время пребывания семьи Набоковых в Крыму (см. выше), Набоков-отец познакомил своего 16-летнего сына с художником и поэтом Волошиным, который стал наставником Набокова(сына) и значительно повлиял на круг его литературных предпочтений. Так, юный Набоков писал свои первые стихи согласно метрической теории Андрея Белого, ведущего русского символиста.
Поэтому немудрено, что ранние рассказы Набокова несли на себе печать этого самого триединства (декаданс + символизм + импрессионизм). Взять хотя бы совершенно дикий сюжет «Удара крыла» про ангела-инкуба, прекрасную даму и мефистофелеподобного Монфиори, протекавший на фоне заснеженных Альп, однако.
Однако даже в ранних своих рассказах Набоков показал себя гораздо более значительным писателем, чем просто последователем красивого и модного течения.
Давайте внимательно присмотримся к отражению вышеупомянутого триединства в рассказе «Удар крыла».
Декаданс. Символизм. Импрессионизм.

Импрессионизм. От франц. impression – впечатление. Передача личных ощущений артиста (в значении: художника, писателя).
В художественном произведении яркость (тон, цвет, свет, мазки) передаются метафорами.
Посмотрите, рассказ «Удар крыла» буквально соткан из метафор. Причем метафор разных видов.
Есть метафоры, обращенные к слуху читателя:
\\ Люди в ярких шарфах пили крепкий чай, готовые снова лететь на мороз, на скаты, что гудящим блеском били в широкие стекла\\
\\ Керн, спеша, поволок его к шкафу, откинул зеркальную дверь, стал вталкивать, втискивать крылья в скрипучую глубину\\

метафоры, обращенные к зрению:
\\По плечам снеговых холмов рассыпались бесчисленные лыжные следы, что теневые волосы. А кругом - неслась в небо и в небе вольно вспыхивала - исполинская белизна.\\
\\Глаза, продолговатые, словно близорукие, бледно-зеленые, как воздух перед рассветом, не мигая, смотрели на Керна из-под прямых, сросшихся бровей.\\

к зрению и слуху:
\\ И тусклое пение струн перебивалось постукиванием варварских молоточков \\

к тактильным ощущениям:
\\ Керн перевалился на другой бок, - осторожно, - чтобы не лопнула грудь от выпуклых ударов \\
\\ Чей-то любопытный взгляд кольнул его, как игла, задевшая зубной нерв.\\

к тактильно и слуховым:
\\ Утром, на следующий день, он почувствовал вдруг, после полугода привычного равнодушия, как приятно войти в оглушительный конус ледяного душа\\

к обонятельным:
\\ Душистый холод ее волос щекотал ему висок… \\
и т.д. и т.п. Ни один орган чувств не остался обойденным.

Обратили внимание, что т.н. стертых (т.е. общеупотребимых) метафор у Набокова практически не встречается? Все метафоры авторские, образные, развернутые (т.е. реализованные фразой или несколькими фразами). Именно за счет подобных метафор и возникает «набоковский стиль», стиль утонченный, стиль рафинированный, стиль интеллектуальный.
Когда будете читать его зрелые вещи, то обязательно отмечайте их метафоричность. Набоков – непревзойденный стилист, я считаю ровней ему только Тургенева и Бунина, вот кто возносили русский язык на невероятную высоту. Пушкина и Бродского не беру, они поэты, и этим все сказано.

Что можно извлечь практического?
Первое, самое явное: если вам надо украсить ваше повествование, без метафор не обойтись.
Второе: метафора метафоре рознь. Авторская метафора, конечно, лучше, чем общеупотребительная (стертая), однако держите себя в руках. Метафора – это скрытое сравнение, позволяющая выделить интересующий автора объект (или отдельное качество объекта). Срав-не-ни-е. А сравнивают все-таки подобное. С умом и целью сравнивают, а не так просто, для пущей красоты, шпалу с термометром.
Третье: метафоры не должны затенять смысла повествования. А то бывают авторы, любящие настолько обильно приправлять свой текст метафорами, что в нем, кроме метафор, ничего и не помещается. Это как высыпать грузовик щебенки на газон и надеяться, что трава прорастет. (Тоже метафора, если что).

Следующий компонент триединства – символизм.
Для символизма характерно: идея двоемирия (мир реальный – мир потусторонний) и отражение действительности в символах.
Как видите, в рассказе «Удар крыла» этого предостаточно.
Здесь обязательно надо отметить, что набоковские произведения часто содержат мистическую составляющую, причем мистика Набокова не совсем христианская, а скорей, христианизированная, т.е. апеллирует и к язычеству тоже. В зрелых романах Набоков уводит это в подтекст, но в ранних рассказах все как на ладони.

Смотрите, Керн, мучимый одиночеством и суицидальными намерениями, покидает родные места и приезжает в отель. Символика отеля/ гостиницы – временный приют, странничество.
Дело происходит зимой. Зима – одно из реализаций архетипа Смерть.
Постояльцы отеля резко контрастируют с «исполинской белизной» – расписные свитэра, клетчатые рейтузы, терракотовые лица и пр. Однако их витальность обманчива.

\\Керн постоял в лиловых тенях, и внезапно знакомым ужасом пахнула на него тишина. Кружева ветвей в эмалевом воздухе стыли, как в страшной сказке. Странными игрушками показались ему и деревья, и узорные тени, и лыжи его\\

Отель в рассказе предстает как некропространство, захваченное потусторонними силами, цель которых – соблазнение человека и его погубление.
\\Жизнь в гостинице бьется пьяно и легко после мертвых лет войны\\
Постояльцы, суетные люди, эсхатологически обречены, поэтому все они представляются лягушками, утками, козами и прочими низменными созданиями.
Главный герой Керн имеет «конский профиль», что тоже не случайно. Конь – символ Эроса, который правит жизнью людей наравне с Танатосом. Не зря же именно Керн сделался прямым соперником инкуба. Жеребец против демона, мда…
Некоторые набокововеды (гм) считают, что «конский профиль», именно профиль, половина лица, тоже намеренная деталь, которая подчеркивает половинчатость героя. Керн, хоть и являясь постояльцем некроотеля, все же выделяется среди них.
Вы можете самостоятельно пройтись по описаниям прочих персонажей и, уверен, с легкостью наберете с десяток (а то и два) таких говорящих деталей. Символов, ибо как вы помните, мы сейчас говорим о символизме.

Итак, Керн прибывает в отель в поисках тишины, покоя и радости, вроде как вполне библейских понятий, однако каких именно радостей?

\\ Он приехал в эту гостиницу, в этот морозный и модный уголок Церматта, чтобы слить впечатления белой тишины с приятностью легких и пестрых знакомств - ибо полного одиночества он боялся пуще всего. \\

Согласно его желаниям, Керн тут же становится объектом соблазнения. Соблазнения теми самыми темными силами, в которые Керн не верит.
Искусы начинаются с обильной и вкусной пищи
\\ плотно и толково позавтракав\\ велел подать себе холодного ростбифа, винограду и флягу «кианти»\\

алкоголя
\\ По другой стороне стойки, где на полках поблескивали разноцветные бутылки, словно коллекция выпуклых жуков, жирный черноусый человек в малиновом смокинге необычайно искусно мешал коктейли. Лакей распахнул длинный список напитков - бережно и благоговейно, как антиквар, показывающий дорогую книгу\\

похоти
\\Керн тесно наступал на Изабель. Шаг - и упиралась в него ее стройная нога, шаг - и она упруго ему уступала. Душистый холод ее волос щекотал ему висок, под ребром правой руки он ощущал гибкие переливы ее оголенной спины. Не дыша, входил он в звуковые провалы, снова скользил с такта на такт... Кругом проплывали напряженные лица угловатых пар, развратно-рассеянные глаза\\

Но самый главный искус, как вы понимаете, это искушение неправедной мыслью. Обеспечивает это искушение Монфиори (меланхолические козьи глаза, уши в рыжем пуху).

Мужик Бородатый   02.01.2023 16:01   Заявить о нарушении
Кстати, о цвете (импрессионизм + символизм).
Среди всех прочих, в тексте последовательно возникают 4 прилагательных – белый, черный, рыжий, бледный. Это аллюзия на Библию, 4 всадника Апокалипсиса: конь белый, конь рыжий, конь вороной и конь бледный.
Вообще, все цвета в рассказе говорящие.
Карминный рот Изабель: кармин – краска, которую получают из тел самок насекомых.
Плечи слоновой кости, терракотовое, кирпичное лицо – «мертвые» текстуры.
Пижама Изабель и крылья ангела: бурый и желтый – цвета бражника, бабочки, по латыни Sphinx (страсть Набокова – энтомология). Бражник способен издавать звуки, улавливаемые человеческим ухом, в мифологии бражник – зловещее предзнаменование.
Помните, ангел сидел в позе сфинкса? Сфинкс – это демоническая сущность, так что тут все сплетено – и цвет, и фактура, и мифологема, и образ героя: подчеркнута звериная сущность персонажа.

Вернемся к Монфиори, персонажу хоть и антропоморфному, но все же не вполне человеческому.

\\- А в Бога вы верите? - спросил Монфиори с видом человека, который попадает на своего конька. - Ведь Бог-то есть. Керн фальшиво засмеялся.
- Библейский Бог. Газообразное позвоночное... Не верю.
- Это из Хукслея, - вкрадчиво заметил Монфиори. - А был библейский.
Бог... Дело в том, что Он не один; много их, библейских богов... Сонмище... Из них мой любимый... "От чихания его показывается свет; глаза у него, как ресницы зари". Вы понимаете, понимаете, что это значит? А? И дальше: "... мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут". Что? Что? Понимаете?
- Стойте, - крикнул Керн.
- Нет, вникайте, вникайте. "Он море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю: бездна кажется сединою!"
- Стойте же, наконец, - перебил Керн. - Я хочу вам сказать, что я решил покончить с собой...
Монфиори мутно и внимательно взглянул на него, ладошкой прикрыв рюмку. Помолчал.
- Я так и думал, - неожиданно мягко заговорил он. - Сегодня, когда вы смотрели на танцующих, и раньше, когда встали из-за стола... Было что-то в вашем лице... Морщинка между бровей... Особая... Я сразу понял... \\

Вот это то, о чем я упоминал выше – не христианская религия, а христианизированная мистика.
Керн выступает в некотором роде, как богоборец. Речь Монфиори является проповедью, вывернутой наизнанку, но их беседа дает Керну возможность сделать осознанный выбор и лишает возможности притвориться незнающим на божьем суде.
Будет интерес, почитайте «Книгу Иова», на которую ссылается Монфиори, найдете еще параллели (в т.ч. Левиафана и ангела из номера Изабель).

Тема Танатоса (тема смерти, мортальная тематика) в произведениях Набокова занимает существенное место. В одной из своих работ Набоков назвал земную жизнь «только щелью слабого света между двумя идеально черными вечностями».
В поздних работах эти мотивы, повторюсь, уходят в подтекст, но «Удар крыла» написан писателем в 24 года, и не забываем про трагическую смерть его отца (см. выше), так что…

Образы Изабель и ангела-инкуба отдаю вам на самостоятельное рассмотрение, уверен, что теперь, вооруженные знаниями, вы найдете в них гораздо больше смысла, чем при первом прочтении.

Я же попробую подытожить – что же практического мы можем почерпнуть из символизма данного рассказа?
Что символы (архетипы), введенные в повествование, значительно его <повествование> углубляют. Помогают раскрыть сущность образов героев (всякий герой в той или иной степени метафизичен, ведь он – фикция, придумка автора).
Ну, и ряд интенций автора (в т.ч. идея произведения) может быть раскрыта только путем использования определенной символики.
По случаю хочу напомнить вам прекрасную работу Еремы на прошедшем конкурсе. Помните, про дерево с богами и пропавшее копье вогулов? Это, разумеется, не символизм в классическом понимании, но произведение, основанное на архетипических связях, за счет которых и возникает глубина и осмысленность повествования.

И, наконец, третий компонент – декаданс.
От франц. dеcadent – упадок, разложение. В литературе это направление характеризуется утонченным эстетизмом греха и порока, имморальностью, отрицанием ценностей, состоянием безнадежности и мистикой, соединенной с эротизмом.
Как видите, все присутствует.

Еще раз обращу ваше внимание, как воля автора может менять образы предметов и явлений.
В рассказе «Удар крыла» действие происходит в горнолыжном отеле. Казалось бы, идеальное место для занятий спортом, прогулок на свежем воздухе, короче, здорового образа жизни. Но нет, у Набокова отель – это некропространство, место, где творятся страшные вещи. Страшные и в то же время умопомрачительно красивые и потому безмерно притягательные. Посмотрите, как чувственно и соблазнительно дан образ Изабель, как утонченно напивается Керн, в каких прекрасных интерьерах страдают герои. Эстетика греха и порока, имморальность красоты.

То, что Набоков так все написал, не удивительно, вспомните, как начинался его литературный путь.
Декадентство в русской литературе – это мощные фигуры: Бальмонт, Брюсов, Сологуб, Розанов, Мережковский, Гиппиус. Имена!
Примечательно, что в эмиграции Гиппиус оказалась одной из ожесточенных противниц Сирина (Набокова). Война между писателями-поэтами-эмигрантами в Берлине шла не на шутку. Впрочем, это уже другая история, кто захочет, погрузится в нее индивидуально.
Я же задамся традиционным вопросом: что практического можно почерпнуть?
Ответ будет нетрадиционным. Пожалуй, что ничего <нельзя почерпнуть>.
Декадентство себя изжило, и для современных писателей, переживших пост- и пост-пост-модернизм декадентсткие штучки, точно фижмы. Даже на маскарад не наденешь, слишком будут мешать. У нас, современных, появились иные литературные инструменты для отображения разочарования в ценностях и выражения состояния безнадежности.
Надо сказать, что у зрелого Набокова декаданса не найдешь.
Проза Набокова утонченно-интеллектуальная, сквозной мотив его романов – увековечивание личной творческой победы над смертью и забвением. Ну, а ранние рассказы… Они еще незрело жесткие, местами даже грубоватые. Ну на то они и ранние. Даже гении с чего-то начинали.

\\Стой! Вот опять чувствую, что сейчас выскажусь по-настоящему, затравлю слово. Увы, никто не учил меня этой ловитве, и давно забыто древнее врожденное искусство писать, когда оно в школе не нуждалось, а разгоралось и бежало как пожар, - и теперь оно кажется таким же невозможным, как музыка, некогда извлекаемая из чудовищной рояли, которая проворно журчала или вдруг раскалывала мир на огромные, сверкающие, цельные куски, - я-то сам так отчетливо представляю себе все это, но вы - не я, вот в чем непоправимое несчастье. Не умея писать, но преступным чутьем догадываясь о том, как складывают слова, как должно поступить, чтобы слово обыкновенное оживало, чтобы оно заимствовало у своего соседа его блеск, жар, тень, само отражаясь в нем и его тоже обновляя этим отражением, - так что вся строка - живой перелив…\\
(Набоков «Приглашение на казнь»)

Если начнете читать Набокова, не пропустите «Приглашение на казнь». Самый загадочный роман в русской литературе. Пространство, по которому можно блуждать бесконечно, находя все новые и новые детали, которых, ей-богу, при прежней прогулке не было.
Роман с самым загадочным концом. Я вот до сих пор не уверен, погиб ли Цинциннат.
Ну, и роман с моей любимой фразой: «Покуда в тех садах будут дубы, я буду тебя...»

С неизменным уважением ко всем присутствующим,

Мужик Бородатый   02.01.2023 16:02   Заявить о нарушении
Прекрасно! Что можно добавить к этому слову? Хочется продолжения, хоть сказано всё.
Спасибо, МБ.

Александра Стрижёва   02.01.2023 17:34   Заявить о нарушении
Это надо сначала научится читать, так читать.

Я например, осознаю, что до такой степени до такой глубины, я не понимаю текст.

Да, конечно, "ловлю" лыжу //гнутым концом находящую на другую//, потому что знаю как трудно встать, выхватываю, что есть элемент автобиогрфичности как минимум потому что у Керна //родины нет//, чувствую точность описания гладких матовых людей аргентинского пошиба, вижу цвета и терракотовое лицо и жаркий кармин, но я ж их не трактую никак - просто воспринимаю. Так же как и отель - как временное пристанище или зиму как символ танатоса.
Конский профиль, безусловно запомнился, но я его с эросом никак не связала...

Перечитаю еще раз. С новым знанием.

Спасибо, МБ

С уважением,
Ольга

Убейсингха Патабедиги Ольга   02.01.2023 18:37   Заявить о нарушении
Вот еще вот эта фраза четко врезалась, оставшись не понятой //Это он понял, когда сыщик в замшевых перчатках...// - т.е. это некий заскок в будущее когда уже Изабель погибла или это воспоминание об отравившейся жене?

И таких оборванных недоговоренных фраз с троеточиями несколько по тексту. Они как бы рвут текст на обрывки, но все остальные кроме этой о сыщике понятны.

И в любом случае осталась загадка. И что теперь Керн не будет самоубиваться? Или то, что он зовет за собой Монфиори значит что он идет "наверх" самоубиваться...

Чем была Изабель последней уничтоженной ударом крыла надеждой или жертвой которая предотвратит его самоубийство?

С уважением,
Ольга

Убейсингха Патабедиги Ольга   02.01.2023 19:42   Заявить о нарушении
До такой степени, как МБ, я тоже не научилась вникать в текст, но люблю литературу и живопись Серебряного века. Символизм и импрессионизм сразу чувствую, получаю удовольствие.
Сколько раз читала, столько тормозила, обращала внимание на несоответствие (для меня) описания лица Керна: «конский профиль и крепкий лоск на скулах»; его руки и жеста: "Откинув газету, он потер лоб огромным кулаком", с его утончёнными чувствами, с его восприятием природы.
"Кружева ветвей в эмалевом воздухе стыли, как в страшной сказке. Странными игрушками показались ему и деревья, и узорные тени, и лыжи его".
И восприятие жены: "... он снова разглядывал жемчужно-серый снимок - детские глаза и теневые губы лондонской красавицы - его покойной жены".
А Изабель...Вот это: "рот такой яркий, что, казалось, Творец, набрав в ладонь жаркого кармина, горстью хватил ее по нижней части лица" преследовало до конца рассказа. Этот рот перечёркивает нежный образ девушки.
Заставил содрогнуться от отвращения и ангел - "холм сырой пахучей шерсти, холодные, липкие плечи", и рыжий дьявол -"меланхолические козьи глаза, уши в рыжем пуху".
Короче говоря, рассказ похож на несколько картин, прекрасно написанных, вызывающих желание рассматривать детали. Все, кроме причины для самоубийства Керна. Этого не понимаю. Оно неестественное, надуманное. Причина дурацкая. Самоубийца действует, а не рассказывает окружающим и не уговаривает себя.

В итоге, благодаря МБ, я глубже вникла в рассказ и очень этому рада.

Александра Стрижёва   02.01.2023 19:47   Заявить о нарушении
Искала возможную экранизацию и наткнулась на короткое видео -
Керн и Монфиори (Удар Крыла) - http://www.youtube.com/watch?v=BX6faOzJC7U&t=40s - если интересно... можно увидеть, как выглядят герои - артисты мне незнакомы.

Любушка 2   03.01.2023 08:14   Заявить о нарушении
С огромным удовольствием прочла рассказ. Оно многократно умножилось после прочтения разбора.
Осмысление и анализ это здорово!

Варвара Солдатенкова   03.01.2023 11:26   Заявить о нарушении


Рецензии