Академисты
Академическая гребля – это вид гребного спорта, гонки на академических судах. Спортсмены сидят в лодках спиной к направлению движения и гребут вёслами. Наиболее распространена и популярна в странах Западной Европы, России, США, Австралии, Новой Зеландии и Румынии.
Самые ранние сведения о гонках на гребных судах, которые проводились на Ниле в Древнем Египте, восходят к 25 веку до н. э. Позднее такие состязания стали проводиться в Древнем Риме.С начала 13 века в Англии интенсивно использовались небольшие лодочки и баржи для перевозки пассажиров и грузов через Темзу, а также вверх и вниз по Темзе близ Лондона, а уже в 16 веке перевозчики стали устраивать гонки.
Академическая гребля как вид спорта впервые начала развиваться в викторианской Англии в XVII - начале XVIII в. В XIX в. этот вид спорта - гребля на академических судах - лодках с подвижными сиденьями и выносными уключинами, приобрел популярность в различных странах Европы и оттуда распространился в Северную Америку и Австралию.
Гонки между университетами Оксфордом и Кэмбриджем, а также Хенлейская королевская регата в 19 веке положили начало академической гребле как виду спорта. Гребные лодки того времени были мало приспособлены для проведения спортивных соревнований. Чтобы добиваться побед, надо было увеличить скорость лодок. Вот тогда стали появляться различные новшества.
Первыми появились широкие сидения, смазанные салом, по которым гребцы, одетые в кожаные штаны, сгибая ноги, легко скользили. В 1857 году появляются подвижные банки (сидения), а в 1904 году - металлические уключины (держатели весел), вынесенные за борта лодки. К началу ХХ века академические лодки достигли своего почти современного вида.
Различают греблю распашную - спортсмен работает одним веслом, парную - двумя веслами, на лодках с рулевым и без него, на учебных и скифовых (спортивных) лодках. Классы судов определяются количеством гребущих. СКИФ – это аббревиатура Ленинградского института физкультуры им. Склифосовского, разработавшего современные академические суда. Мы свою четверку назвали СКИФ «Ястреб» и летали на ней по Дону с гордостью.
В России гребля начала развиваться так же, как и в Англии, в 18 веке. В 1718 году Петр I подписывает указ о создании в России "Невского флота". С 1742 года в Петербурге и Москве большой интерес вызывают гонки "краснорубашечников", перевозчиков "рабочего люда и товаров". Первой спортивной организацией в России со своим "Уставом и командором" стал Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, открытый 21 мая 1860 года. Именно здесь были разработаны первые правила ведения гонок, установлена длина соревновательной дистанции, появились протокольные записи результатов гонок.
В 1867 году такой же клуб открылся в Москве: Московский речной яхт-клуб, который существует и поныне, располагаясь у развилки реки Москвы и обводного канала. Называется он "Гребная база "Стрелка". В 1892 году проводится первое первенство России, победителем которого стал москвич Сергей Шустов. Всего было проведено 22 чемпионата, в которых на одиночках участвовали гребцы только из Москвы и Петербурга. 7 раз побеждали москвичи, 15 раз - петербуржцы.
В 1922 году было проведено первое первенство РСФСР по гребле и плаванию, а в 1925 году, в Ленинграде - первое первенство СССР, в котором все призовые места достались представителям Москвы и Ленинграда. В 1928 году в Москве состоялась I Всесоюзная Спартакиада, собравшая более 7 тыс участников. В ее программу были включены заезды и по академической гребле. С 1945 года проведение чемпионатов Советского Союза стало ежегодным.
В 1950 году на Москве-реке были проведены первые международные соревнования со спортсменами из Чехословакии, входившими тогда в элиту мировой гребли. Несмотря на это, все заезды были выиграны советскими гребцами. В 1951 году советские гребцы впервые выехали за рубеж, в Берлин, для участия в I Всемирных студенческих играх и, завоевав 6 золотых медалей, заняли первое место в общекомандном зачете.
В 1892 году была создана Международная федерация гребных обществ - ФИСА, в 1996 году Международная федерация получила новое название - Международная федерация гребного спорта. Начиная с 1893 года стали проводиться чемпионаты Европы по академической гребле.
С 1900 года академическая гребля входит в программу олимпийских соревнований. До 1976 года в олимпийских регатах участвовали только мужчины. В Монреале на Играх XXI Олимпиады впервые стартовали женщины. До Олимпийских игр 1920 года национальные команды могли участвовать несколькими экипажами в каждом классе судов. Дистанция гонок на первых Олимпийских играх не была постоянной: в 1900 году - менее 2000 м, в 1904 году - 2 английские мили - 3218 м, в 1908 году -1 миля 880 ярдов - 2412 м, в 1948 году - 1850 м, с 1952 года и до настоящего времени - 2000 м.
Чемпионаты мира проводятся с 1962 года. Федерация гребли СССР вступила в Международную ассоциацию гребных обществ в 1952 году. Во времена СССР наши гребцы постоянно занимали призовые места на крупнейших соревнованиях. С середины 1980-х годов успехи пошли на убыль. Выход в финал крупных соревнований после распада СССР уже считался неплохим результатом. Только на Олимпиаде в Афинах в 2004 году мужская четверка парная смогла завоевать золотые медали.
В Ростове на Дону, как и во многих республиках и городах СССР, гребной спорт был всегда в почете и развивался по тем же правилам, что и во всем мире. Я, тогда студент техникума (это были 60 е годы 20 века), часто, в свободное время, посещал водную станцию общества «Буревестник» к которому был приписан и наш техникум - РПС (Ростовский на Дону Политехникум связи, министерства связи СССР).
Дон был рядом, всего в 200х метрах от техникума. Водная станция имела большой ангар, в котором на стапелях лежали вверх дном спортивные лодки разных типов. Здесь были академические суда: от одиночки до восьмерки, и народные, одиночки, двойки и даже четверка. Выбирать суда для индивидуальных тренировок тренер предоставлял самим спортсменам. Если для академической гребли наша команда выбрала СКИФ четверку, на которой мы множество раз выигрывали городские и областные гонки, то для личных тренировок я выбрал лодочку типа Фофан, одноместную узкую спортивную. На ней несколько раз на соревнованиях одиночек - народников приходил первым.
Следил за всем этим великолепием наш тренер Сергей Иванович Яровой, заслуженный мастер спорта СССР, академист, прекрасный тренер и добрейший человек. Каждую тренировку он сопровождал нас на катере, идя поодаль и подсказывая через рупор что делать. У него мы переняли упорство и мастерство в гребле на академичках, что помогало, и не раз, быть первыми на соревнованиях. Это был настоящий тренер – наставник, отдававший нам душу, а мы его боготворили.
Это был настоящий тренер – наставник, отдававший нам душу, а мы его боготворили. И когда, в 1956 году, мы выиграли все заезды на четверке, были включены в состав сборной Ростовской области на Спартакиаду РСФСР в Москве уже на восьмерке. В гонке восьмерок, когда наша Ростовская восьмерка, вырвалась первой со старта, но когда мы прошли пол дистанции, нам наперерез выскочил глиссер, на полном ходу развернулся, создав крутую волну, в нее мы и вошли носом лодки на гребке, оказавшись по пояс в воде
Дотолкали лодку к финишу вплавь и получили грамоты за 4 место. А первыми были Москвичи, затем Питерцы, Саратовцы и мы, четвертые из 10 команд. А могли быть первыми. Конечно мы были расстроены, но наш тренер успокоил, сказав, ребята, не отчаивайтесь. В спорте бывает всякое. А у вас еще все впереди.
Тренировки начинались ранней весной, когда Дон разливался аж до Батайска и мы ходили по открытой воде, лавируя меж кустов и затопленных деревьев, представляя себя матросами корабля в море. В свободное время мы часто бегали на водную станцию, чистили, подкрашивали свои лодки, работали на тренажерах и слушали рассказы нашего тренера о былых соревнованиях, в которых он участвовал.
Хочу назвать вам, мой читатель, все суда, на которых когда – то пришлось ходить мне и моим друзьям:
Лодка типа «Фофан»
Одиночка академическая
Двойка парная, двойка распашная.
Четверка парная
Четверка распашная
Восьмерка женская
Восьмерка мужская
Во время службы в армии в Ленинграде, я вышел, фотографируя достопримечательности Ленинграда, к водной станции ЦСК. У большого причала суетились ребята в майках с эмблемой «СК Ленинград». Справа был огромный ангар. В открытые ворота его я увидел лежащие на подставках академические лодки всех категорий, от одиночки до восьмерки. Подошел к тренеру (он выделялся от остальных почтенным возрастом), поздоровался.
«Ты что солдат, хочешь заняться греблей?» спрашивает тренер. Отвечаю, что я – академист, сидел на восьмерке левым загребным, участвовал в 56 году в Спартакиаде народов РСФСР в Москве за команду Ростовской на Дону области, имею 1й спортивный разряд по академической гребле.
Ребята обступили нас и говорят тренеру, а пусть солдат попробует потренироваться с нами, тем более что как раз левый загребной сегодня и отсутствует. Хорошо, говорит тренер, как тебя зовут? Отвечаю Владимир, Володя. Так, Владимир, бегом в ангар, там в шкафу форма, майки, трусы, кеды. Переодеваться и в строй. Есть, отвечаю и в ангар. Через три минуты вместе с ребятами снимаем с подставки лодку, поднимаем её над головой и на вытянутых руках несем к причалу.
По команде опускаем восьмерку на воду. Ребята приносят из ангара весла, красивые, с изогнутыми красными лопастями. Разбираем вёсла, вставляем в уключины кронштейнов. Занимаем свои места, я левый загребной. Впереди меня загребной правый. По загребным равняются остальные гребцы. Я по первому, левые - по мне, правые по первому. Тренер садится на своё место на корме, лицом к носу лодки. Он видит фарватер и управляет рулем в его ногах. Отходим от причала и начинаем тихонько движение к Малой Невке.
Когда вышли на середину реки, тренер в мегафон скомандовал «спурт», что означало что мы как бы стартуем с максимальной нагрузкой. Некоторое время я еле справлялся с веслом, стараясь не сбиться с ритма, потом приловчился, руки, давно не держащие весло, вспомнили и все пошло как надо. Мне тяжеловато далась эта тренировка, но и тренер и ребята похвалили. До появления основного загребного мне предложили быть в команде.
Вопросы с моим командованием уладили одним звонком в мою часть. Так я оказался в команде академистов Ленинградского клуба ЦСК на целых 25 дней на сборах перед спартакиадой РСФСР 1960 года. Незадолго до спартакиады, наконец, вернулся основной левый загребной и меня отпустили в свою часть, а вскоре последовала и демобилизация.
Поступив после Армии в РИИЖТ (Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта), я сразу же стал ездить на водную станцию общества «Локомотив» что на левом берегу Дона около Зелёного острова. Подобралась хорошая команда на четверку распашную. Это Роман Белый, Александр Анисимов, я и Леонид Евминов.
Этой командой мы не раз завоёвывали призовые места на различных соревнованиях города и области, но к 4 курсу команда распалась. Саша и я перешли в ТРТИ (Таганрогский радиотехнический институт), Рома и Леня остались в РИИЖТе. В ТРТИ мы с Александром вновь собрали команду на четверку и продолжали тренировки теперь уже на Азовском море.
Однажды, выйдя на тренировку на академической четверке, мы стали свидетелями аварии гидросамолёта «Чайка». Пока мы шли по акватории залива, нам виден был весь заводской двор, когда из ангара выполз гидросамолет, потихоньку прошел ворота завода и набрав скорость, взлетел, направляясь в море, на юг. Но на высоте метров 200, вдруг качнулся и носом плюхнулся в море. Поскольку, там было мелко, хвост самолета остался торчать над водой.
Мы бросились было спасать экипаж, но нас опередили два заводских катера, пролетевшие близко и предупредившие нас, что бы не мешали. Мы наблюдали, как выплыли пилоты «Чайки» и как их подобрали катера. А затем подошел буксир, тросом зацепил самолет и потащил его на завод… Тренировка наша не удалась, зато мы были рады спасению экипажа «Чайки», который состоял, как мы узнали позже, из курсанта летного училища при заводе и инструктора.
Наши тренировки продолжались вплоть до защиты дипломов в 1965 году и прервались в связи с разъездом по направлениям на свои заводы. Я попал в Брянск, где гребля как спорт не культивируется, Александр уехал по направлению в Воронеж. Со всеми друзьями переписывались некоторое время. Сейчас на связи остался один Леонид Евминов. Он в Белоруссии в Гомеле преподает в университете. Вот такие судьбы Академистов.
Свидетельство о публикации №223010401154