Хлынины из Первых Малых Алабухов

                Хлынины из Первых Малых Алабухов
                (Старшая ветвь Хлыниных в «диком поле»)


       От корней к стволу и ветвям родового дерева трудно искать сведения о родственниках на замшелых просторах русской архивной службы. Наиболее доступными оказались документы хранящие «налоговые декларации» или так называемые «Ревизские сказки» Борисоглебского уезда за 15 декабря 1833года, 1834года (дело № 1151); в коллекции метрических книг Борисоглебского уезда Архангельской церкви села Малые Алабухи за 1803-1810 год (Фонд №1049, Дело № 47); 1858 года Фонд №12, 15 Дело № 1911, 1915); даже Избирательные списки в Учредительное собрание за 1917 год ( Фонд №1068, Дело № 104 из государственного архива Тамбовской области) также явились огромными помощниками в установлении имён предков. Таким образом, я познакомил заинтересованного читателя с некоторыми «документальными инструментами», которые вполне сегодня доступны для установления своего семейного дерева или ветви. Очень важно: я не ограничился поиском только своей фамилии родственников, но пытался проследить взаимосвязи с другими жителями селения в участии при крещении и рождении детей, в похоронах, а также сравнении имён, чтобы увидеть и понять родственные связи с другими фамилиями. И это мне удалось узнать! Также исследователь может понять из документов какому помещику на данный исторический период принадлежало поселение, в котором проживали ваши предки, что тоже весьма интересная информация к осмыслению нашей русской истории. С именами и датами гораздо легче углубиться и в другие исторические документы, сведения, мифы и истории, чтобы представить себе более широкую картину жизни ваших предков. Вас ждут удивительные открытия, которые захватят ваше воображение похлеще любого киносериала, потому что это сериал о вашей семье!
      Не менее семи поколений моих предков прожили в селе Малые Алабухи. Село впервые упоминается во время правления Петра Алексеевича 1, в самой первой ревизии 1719 года, как новопоселённый посёлок Малый Алабух. Там была построена церковь архистратига Михаила, датируемая историками не позднее 1759 года, потому что с этого момента имеются метрические книги. По мере продвижения границ России на Юг, город Борисоглебск и окрестные поселения теряли своё военное значение, преграждавшие Московское царство от набегов калмыков и татар. Можно предположить, что поселение Малые Алабухи было основано практически в одно и тоже время, как и город Борисоглебск в 1698 году (некоторые источники указывают на 1646 год). Город и поселения в округе служили «для береженья» от набегов беспокойных крымских, азовских и ногайских людей, которые «прохаживали изгоном и те все места воевали, людей побивали и в полон служивых и уездных всяких людей имали». До 1704 года он носил имя Павловск (Новопавловск). Пётр Великий, предположив покорить Азов, сделал Борисоглебск временным депо для заготовки мачтового Теллермановского дубового леса к постройке каботажного флота, что немало содействовало привлечению сюда населения и развитию промышленности и земледелия.
       В какой год Малые Алабухи превратились в «дворцовое поселение» точно не известно, но при внимательном рассмотрении биографии Григория Григорьевича Кушелева известного как первого помещика Малых Алабухов, мы узнаём что 22 февраля 1799 года Кушелев возведён в графское достоинство и в том же году, 29 июня, награждён орденом Св. Андрея Первозванного, а также он получил от Павла обширные земельные наделы.
       В результате изучения «ревизских сказок», мне удалось установить, что в селе Малые Алабухи, Грибановского района, Борисоглебска Воронежской-Тамбовской губернии помещиками были Кушелевы-Безбородко и Волконские. До 1834 года помещиком села был адмирал Григорий Григорьевич Кушелев (1754 — 26 (14) ноября 1833) — русский государственный и военный деятель, адмирал (с 24 ноября 1798 года). Он в правление Павла 1 осуществлял фактическое руководство российским флотом. В 1834 году Тамбовская усадьба-поселение Малые Алабухи перешли по наследству его старшему сыну от второго брака с Любовью Ильиничной, урождённой графини Безбородко к графу Александру Григорьевичу Кушелеву. Александр Григорьевич Кушелев был женат в 1829 году на княжне Александре Николаевне Репниной-Волконской (05.03.1805—09.10.1836), дочери князя Николая Григорьевича Репнина-Волконского и графини Варвары Алексеевны Разумовской. В статистических списках населённых мест 1862 года записывается как владельческое село «Малыя Алабухи (Поселки) при речке Алабушке» между левою стороною транспортной дороги из г. Кирсанова в г. Борисоглебск и правого берега реки Вороны. В то время там числилось дворов - 545, в которых проживало мужчин - 2180, женщин - 2202. Расстояние от центра уезда составляло 21 км.
       Как раз в 1862 г. сын декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского, Михал Сергеевич, купил у графа Г. Кушелева-Безбородко имение в Тамбовской губернии «состоящее… из сёл Павловского и Малых Алабух и деревень Григорьевки, Александровки, Никольской и Таловой, со всеми постройками и наличностью, какими окажутся в оном имении, конными и овечьими заводами». С 1868 г. его супруга княжна Елизавета Григорьевна (дочь светлейшего князя Григория Петровича Волконского и Марии Александровны Бенкендорф) жила в этом имении, занимаясь воспитанием шестерых детей, уходом за парком, созданием книг по истории христианства, открытой ею школой для крестьянских детей. О ней следует сказать особо, поскольку это была «первая женщина в истории России, серьёзно занимавшаяся богословско-историческими вопросами, видный деятель российского католического движения XIX века». Согласно «Католической энциклопедии. Т. 1. М.:2002, ст. 1068—1069», многолетние исследования привели её к выводу об истинности папского примата и католической трактовки истории христианства I тысячелетия, а также, согласно её исследованиям, позволили обнаружить в русских переводах святоотеческих текстов многочисленные искажения и тенденциозные вставки. Обер-прокурор Константин Петрович Победоносцев назвал княгиню Волконскую «самой опасной женщиной в России», а её книга «О Церкви» была официально запрещена к ввозу в Россию. Также княгине принадлежит труд «Род князей Волконских», посвящённый истории рода и изданный в Санкт-Петербурге в 1900 году уже после её смерти. В 1887 году княгиня Волконская официально перешла в Католическую церковь. В ту эпоху переход русских в католицизм до 1905 года был в Российской империи законодательно запрещён, а нарушители наказывались высылкой из страны и лишением имущественных прав, но власти не трогали княгиню Волконскую. Как считают историки, «вероятно, это было связано с её высоким общественным положением и даже личным покровительством императора Александра III, который заявил: «А для меня она все-таки останется православной».
       Непосредственно с Елизаветой Григорьевной и поселением Малые Алабухи связан такой исторический документ, который вынес на свет краевед и генеалог Евгений Пажитнов. В 2015 году он опубликовал на страницах   (http://proza.ru/2015/09/11/1482) архивный документ - Ф56 М.С.Волконский Картон 1 е.х. 44. «Приговор общества крестьян-собственников с. Малые Алабухи о выражении кн. Е.Г.Волконской благодарности за помощь деньгами и материалами. 1880 июня 16». Из этого документа мы узнаём имена крестьян и то, что они уже называют себя «обществом собственников». Это говорит о том, что крепостное право, если оно и было установлено когда-то, то после его отмены в 1861 году, крестьяне снова стали полноценными хозяевами своей земли. Я приведу частично письмо крестьян:
       «1880 года июня 16 дня, мы ниже,  мы подписавшиеся Тамбовской Губернии, Борисоглебского уезда, Мало-Алабухской волости, села Малых Алабухов, 1-ого общества крестьяне собственники в числе 63 человек домохозяев по распоряжению нашего Сельского старосты Колчева, были сего числа собраны по некоторым общественным делам на сельский сход, где между прочим имели суждение и о том: так как ея Сиятельство Княгиня Елизавета Григорьевна Волконская погорельцам из нашего общества крестьянам, каки в настоящее время, так и прежде помогает и помогала деньгами и материалами в виде пожертвования, то мы сим нашим приговором изъявляем от всего общества Ей почтительнейшую благодарность, и вместе с тем если кто из крестьян нашего общества будет делать в виде краж порубку в Ея Сиятельства лесных дачах, и кому будет о том известно мы должны делать содействие к розыску виновных, и доводить до сведения кого следует, для преследования по закону; погорельцы же из нас в бывший пожар 25-го Мая, согласно желания Ея Сиятельства и на основании постановления Земства обязуемся вновь возводимыя жилыя строения крыть глинно-соломенными крышами. Каковой наш приговор утвердив нашим подписом, просим наше волостное Правление по засвидетельствовании законным порядком предъявить Ея Сиятельству Княгине Елизавете Григорьевне Волконской.
В сём и подписуемся Сельский Староста Степан Колчев, и по безграмотству прилагаю должностную печать и крестьяне:
1. Рубцов Пётр …
2. Поздняков Трифон Семёнов
3. Кажевников Дмитрий Андреев
4. Порамонов …
5. Татаринов Иван ..
6. Ширшов Тимофей Егоров
7. Растяпин Иван Яковлев
8. Быков Иван Васильев
9. Сложеникин Трофим Иванов
10. Бочаров Егор Степанов
11. Колчев Илья Андреев
12. …
13. Никифоров Фёдор Марков
14. Горшенев Иван Минаев
15. Горшенев Ефим Потапов
16. Садаев Иван Иванов
17. Копейкин Дмитрий Иванов
18.Шамин Алексей Тарасов
19. Сурков Иван Иванов
20. Бочаров Дмитрий Федотов
21. Никитин Пётр Андреев
22. Куренков Тимофей Никитин
23. Порамонов Иван Ларионов
24. Поздняков Иван Петров
25. Хлынин Яков Никитин
26. Петрин Дмитрий Леонтьев
27. Вершков Степан Дмитриевич!
28. Вершков Пётр Фёдоров
29. …
30. Аистов Андрей Фёдоров
31. Рубцов Фёдор Кононов
32. Петрин Алексей Дементьев
33. Горшеневы Григорий Дементий Фёдоровы
34. Покидушев Степан Яковлев
35. … Филипп Агафонов
36. Пивоваров Марк Петров
37. Кажевников Михаил Андреев
38. Поздняков Ефим Леонтьев
39. Григорий Данилов
40. Рябикин Борис Андреев
41. Фомин Иван Гаврилов
42. Щёголев Илья Филиппов
43. Куренков Егор Тимофеев
44. Фомин Василий Павлович
45. Покидушев Семён Евтеев
46. Щербаков Яков Антонов
47. … Степан Дмитриев
48. …  Прокофий Николаев
49. Брасалин Казьма Иванов
50. Аистов Василий Филиппов
51. Боярсков Фёдор Тихонов
52. Никифоров Фёдор Марков
53. Епанчин Гаврил ..
54. Сурков Алексей Иванов
55. Растяпин Архип Петров
56. Пивоваров Василий Иванов
57. Пересыпкин Николай Степанов
58. … Иван Акимов
59. … Григорий Акимов
60. Захаров Михаил Леонтьев
61. ………»
       Далее исследователь Пажитнов приводит небольшую историческую справку о селе. «Село Малые Алабухи 1-е расположено и живописнейшем месте, богатом пойменными лугами, лесами, реками и речушками. Малоалабухское сельское поселение составляют четыре села. Большая часть села Малые Алабухи 1-е расположена по правому берегу реки Алабушка, село Малые Алабухи 2-е занимает левый берег, поселки Чичерино и Красная Заря расположены западнее села Малые Алабухи 1-е. До Октябрьской революции эти села составляли одну Малоалабухскую волость, Борисоглебского уезда, Тамбовской губернии.
Название села Первые Малые Алабухи, присвоено с первых дней основания села.
       Слово Алабуха переводится как «Большой Окунь». Видимо из-за того, что места были очень богаты рыбой. Край своим плодородным чернозёмом, лугами, реками прельщал многих «сиятельных лиц». Для заселения этих «дикого поля» мест Московские цари охотно жаловали земли «служивым людям». В их числе и оказались Кушелевы-Безбородко, а позднее Волконские. Переселенцы назвали край Павлодаром, в честь Павла.
       Недалеко от села Павлодар на красивой Чумаковской вершине с крупным дубовым лесом было основано боярское имение Павловка. А по берегу реки Алабушка поселены крестьяне имения Павловка, для дворцовых услуг. К югу от села Павловка тянулись деревни Фёдоровка, хутор Владимирский, деревня Татьяновка, Александровка. Все эти деревни названы по имени первых поселенцев. Несколько позднее многие жители деревень были переселены ближе к реке Ворона, которая впадает в Хопёр. Переселенцы образовали новое поселение. Исторически за этим поселением осталось название Посёлок (имя собственное) с большой буквы. Село 1-М-Алабухи многие старые люди так и называют. Со дня образования села самыми распространенными фамилиями были: Аистовы, Бреховы, Колчевы, Растяпины, Рубцовы, Рябикины, Поповы, Хлынины». 
       Теперь мы знаем точно, что ветвь Хлынины (Тамбовские-Царицынские и Воронежские), скорее всего продолжилась из 17 века в селе Малые Алабухи. Там проживали четыре брата Хлыниных: Пётр, Василий, Даниил и Иван (даты рождения пока безуспешно пытаюсь установить в 1700 - 1750 х годах). По всей видимости, основываясь на других исторических документах и логике становления русской государственности, они были одни из первых переселенцев из Белёва, Хлынино (Курская губерния) или Гремячего (Тульская губерния) во время правления Петра Первого для защиты новых земель России. Их дети, родившиеся с 1777 по 1790, уже значатся в ревизских сказках Малых Алабухах и Александровке с 1818 года до 1854 года. У меня пока не подтверждено точное происхождение моего деда Ивана Максимовича Хлынина 1884 г.р., потому что было два кандидата на роль отца - Максим Семёнович из линии Василия и Максим Иванович из линии Даниила Хлынина. Были ли эти четыре брата от одного отца или двоюродные - покажут исследования дальше в начало 17 века!
        Тем не менее, я теперь точно знаю имена всех моих родственников из Первых Малых Алабухов до 8 поколения, а для моих сыновей - это уже будет 9 поколением! В этом смысле, родительский долг я выполнил, но пока не перед всем древом Хлыниных, которое уходит в 1151 год к Мирошке Несдиничу Хлыну из В. Новгорода к его древу ГЮРЯТИНОВИЧЕЙ (Юрьевичей).
            Какие же были имена у сыновей этих четырёх братьев в Малых Алабухах и в Александровке и в Павлодаре?
        Пётр, Василий, Даниил и Иван «родили» Семёна, Наума, Савву, Владимира, Андрея, Алексея, Александра, Гавриила, Дмитрия, Николая, Максима, Ивана, Егора, Никиту, Калину, Фёдора, Филипа, Тимофея, Павла, Семёна, Мирослава, Юрия и Иакова.
         А какие русские имена у жён и дочерей?
         Анастасия, Татьяна, Домна, Марфа, Дарья, Мария, Прасковья, Аграфена, Наталья, Александра, Матрёна, Василиса, Соломонида, Феврония!
       Также у меня теперь есть архивные документы (Ревизские сказки - налоговые документы) на всех жителей Малых Алабухов с 1818 года Дьячковых, Колчиных, Бреховых, Поповых, Аистовых, Сложеникиных (стали Служеникиными), Ребикиных (которые стали позднее Рябикиными), Растяпиных, Куренковых и так далее!
      Внимательно рассматривая документы прошлых столетий, читая имена, меня не оставляла мысль, что многие из них стали дальними или ближними родственниками, проживая почти триста лет в одном месте. На самом деле это так грандиозно и масштабно. Такой была почти вся «дореволюционная Россия» !..
      Из Малых Алабухов Хлынины вначале и середине 19 столетия стали продвигаться ближе к Волге в Царицын, в станицы Дона и Кубани. Но это уже другая история, которая непременно будет описана потомками…
       Ну и как говорится, в этой истории есть и «вишенка на торте». В начале декабря 2022 у меня возникло большое желание вскрыть серебряную печать с хрустальным навершием - ручкой. Эту печать мне передал мой папа, Василий Иванович, а ему соответственно, его папа Иван Максимович. Печать была закрыта серебряной напаянной плитой, поэтому было не понятно - что там внутри. Прошло более ста лет как ювелир закрыл печать. Я её всё время хранил среди своих других адвокатских и нотариальных печатей. Я обратился к нескольким ювелирам в Виктории с просьбой – могут ли они вскрыть эту печать, чтобы увидеть какая она внутри? Многие отказались, выразив сомнение, что они смогут это сделать так, чтобы не навредить изделию. И всё же я нашёл такого ювелира, который за 300 долларов аккуратно срезал серебряную пайку. Но, к сожалению, за сто лет серебро залило оттиск печати и увидеть мне оригинал рисунка не удалось. Очень жаль.
       Но вот, когда я писал это исследование, меня вдруг осенило, что это, возможно, и есть та самая «должностная печать сельского старосты Степана Колчева», которой в 1880 году от имени «Общества домохозяев Малых Алабухов» визировал свои «приговоры» и «договоры» с третьими лицами?! Она досталась потом дедушке Ивану Максимовичу Хлынину, а через моего отца, оказалась в моих руках. Её я передам на хранение моим сыновьям и внукам до лучших времён. А вдруг им удастся всё же открыть оттиск когда-нибудь?




 


Рецензии