Разве разделился Христос?
«Умоляю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы … не было между вами разделений».
(Послание Апостола Павла к Коринфянам 1.10-12).
Мы были приглашены к нашим дачным друзьям на обед 25 декабря. Входную дверь украшал рождественский венок, в углу гостиной стояла нарядно убранная елка. Над камином висел плакат: «У нас сегодня торжество – Христа Святое Рождество!»
- Но это же католическое Рождество?!
- Да есть ли разница?! - улыбнулся Александр Иванович. - Когда в эпоху перестройки мы впервые отправились в Рим, мы предварительно даже к нашему, местному батюшке обратились за советом. Он напомнил нам Первое послание Павла к Коринфянам, сказав, что Христос не разделен. Что Библия и Евангелие у нас одни, что заповеданная Христом главная молитва «Отче наш», да и Символ веры практически одинаковы.
- К тому же, - подхватила Вероника Павловна, - мы обнаружили там свои иконы: Владимирскую Богоматерь, Троицу Рублева, Спаса. А в соборе Святого Петра изображения Святого Владимира и Ольги. Так что мы заходили в бесконечные римские храмы и молились.
А ещё открою вам секрет: сегодня день рождения Александра Ивановича. Потому Рождество Христово мы начинаем встречать именно 25 декабря. По мне, это вполне оправданно и логично. Родился Христос и с Ним начинается Новый год. А то как-то несуразно получается: на новогодние праздники как раз Рождественский пост приходится. Но кто же устоит от соблазнов праздничного, новогоднего стола?!
- Правильно, будем отмечать Рождество дважды. Мы же отмечаем сначала Новый год, а потом ещё и Старый Новый год.
- А ещё Новый год отмечают по восточному календарю…В общем, сплошные праздники и застолья. Прошу к столу.
После вкусного обеда с традиционными поздравлениями завязалась беседа, которая была, как всегда, увлекательной, поскольку друзья наши, профессиональные историки, неизменно радовали нас интересными рассказами.
- Александр Иванович, а почему католики отмечают Рождество 25 декабря, а мы 7 января?
- Потому что по григорианскому календарю Рождество Христово приходится на 25 декабря, а наша церковь продолжает использовать ещё юлианский календарь.
- От Юлия Цезаря?
- Скорее от Созигена Александрийского, который вместе с Клеопатрой прибыл в Рим в 46 году до н.э. и, по просьбе Цезаря, разработал Юлианский календарь.
- Кстати, - улыбнулась Вероника Павловна, - от давних времен сохранилось занятное правило определения количества дней в месяце, так называемое «правило костяшек». Вот сложите кулаки вместе. Смотрите, первой с краю выступает костяшка, значит, месяц январь у нас - длинный и в нём 31 день. Потом впадинка, но февраль у нас месяц не просто короткий, а даже укороченный. Потом поднимается костяшка марта – 31 день, впадинка апреля – 30 дней. В месте соприкосновения кулаков встречаются две костяшки, впадинки здесь нет, и поэтому июль и август – два длинных месяца подряд.
- А в России григорианский календарь ввел Петр I?
- Да. 29 декабря 1699 года он издал указ, по которому после 31 декабря 7208 года от Рождества Христова следовало 1 января 1700 года.
- Представляю, какое умопомрачение это вызвало у людей!
- В основном у чиновников да разного рода письмоводителей. А народ к этому никакого отношения не имел. К тому же простые люди в основном грамоты не знали. Крестьяне, как жили, так и продолжали жить по своему «природному», или аграрному календарю с учетом святых праздников. Сретенье наступило - зима встречается с весной. «Придет Евсей – овсы сей», наступает Яблочный спас – можно яблоки собирать, а на Медовый спас – мед. В Покров день - до обеда осень, а после обеда уже зима и Рождество на пороге.
Несовершенство юлианского календаря, где каждые 128 лет накапливался лишний день, выявилось при определении дня празднования Пасхи. Она отмечалась, как правило, в день весеннего равноденствия 21 марта. А к XVI веку Пасха относительно дня весеннего равноденствия сместилась аж на 10 дней. Поэтому в 1582 году папа Григорий XIII принял решение о реформе календаря. В нем уменьшили число високосных лет, и день Пасхи стали определять по новой формуле. Как и в случае петровской реформы, Папа просто объявил, что после 4 октября будет следовать сразу 15 октября. Новый григорианский календарь приняли не сразу. К примеру, Греция перешла на григорианский календарь в 1924 году, Турция в 1926 году, а Египет в 1928 году. В советской России переход на григорианский календарь произошел реформой «сверху». 14 февраля 1918 был принят декрет Совнаркома РСФСР, подписанный Лениным, в котором последним днём юлианского календаря был объявлен день 31 января 1918 года. За ним сразу шло 14 февраля, а вот дни с 1 по 13 февраля 1918 года тогда просто исключили. Так прошел переход со «старого стиля» на «новый стиль летоисчисления».
Однако Юлианский календарь продолжает использовать российская церковь, а также некоторые другие православные церкви и монастыри.
- А почему же они не перешли на новый календарь?
- Видите ли, к тому времени между западной и восточной церквями уже определился раскол. Такая очень сложная и во многом трагическая история.
- А когда он начался?
- Начался… Скорее он шёл постепенно, с разделения Римской империи на Западную и Восточную. Со временем в западной римско-католической церкви утвердилась власть римского папы, а в восточной - власть константинопольского патриарха. Веками между ними накапливались расхождения и противоречия. Их пытались решать на церковных соборах, но… Кончилось тем, что в 1054 году католики и православные предали друг друга анафеме. Так произошёл Великий раскол или Великая схизма. И хотя в 1965 году на встрече в Иерусалиме взаимные анафемы и отлучения были обоюдно сняты Папой римским Павлом VI и Вселенским Патриархом Константинопольским Афинагором I, этот раскол, по сути, продолжается.
- А в чем разногласия между ними?
- Понимаете, я – историк, а не теолог. На мой, элементарный, обыденный взгляд, расхождения между ними, скорее, обрядовые, литургические, церемониальные. Есть ещё некоторые различия догматического или канонического характера.
Со временем ведь все претерпевает изменения. Вот и обрядовая практика менялась. К примеру, православные используют в литургии квасные просфоры, или, как называют, «живой хлеб», потому что в нем продолжает идти реакция деления клеток, что символизирует бессмертие тела Христова. И вино, получаемое в результате брожения винограда, символизирует живую и неистощимую кровь Господню.
В Италии со временем от вина в Евхаристии отказались, а вместо просфор стали использовать сухие облатки.
- Да какая разница?! Главное, с какими чувствами ты принимаешь это причастие.
- Но не все так считают и считали. Когда константинопольский патриарх Михаил Керуларий в 1053 году узнал о таких отклонениях, он повелел закрыть все храмы латинского обряда в Константинополе и отправил разгневанное послание «самому почтеннейшему папе». А посланный им в латинские церкви дьякон выбрасывал из дарохранительниц приготовленные к причастию опресноки и даже топтал их ногами.
- Дикость какая-то! А может тут дело в простом вопросе: «Кто главный?»
- Вполне возможно. Потому как Папа в ответ направил патриарху Керуларию послание, где ссылался на небезызвестный документ, так называемый «Константинов дар», утверждавший верховенство Папы римского. Позднее в Константинополь прибыли три папских легата, которые возложили на алтарь собора Святой Софии «отлучительную грамоту», в которой патриарх был предан анафеме. Ну, а патриарх в ответ предал анафеме папских легатов.
Впрочем, это не был полный разрыв, потому что грядущий первый крестовый поход на время сблизил западную и восточную церкви. Был даже подготовлен документ, который приуменьшал различия между греческими и латинскими обрядами, называя их пустяковыми. Но вскоре разногласия снова обострились, когда крестоносцы, захватив Иерусалим в 1099 году, поставили во главе его церкви латинского патриарха. В ответ византийский император Алексей назначил своих константинопольских патриархов.
- Значит, возникли две разных иерархии, а это уже фактический раскол.
- Ситуация усугублялась тем, что католики рассматривали православных как еретиков и отступников. Поэтому в 1204 году во время четвертого крестового похода они штурмом взяли Константинополь и, ворвавшись в него, без пощады убивали простых горожан, грабили и разрушали христианские храмы и дворцы, жгли древние рукописи. Крестоносцы разграбили храм Святой Софии, и вывезли в Европу многочисленные реликвии и ценности. Воинство христово, ничтоже сумняшися, бесчинствовало в христианском городе. Особенно отличились венецианцы. Собор Святого Марка по сию пору украшает вывезенная тогда из Константинополя квадрига из позолоченной бронзы, созданная, по преданию, Лисиппом в IV веке до н.э.
- Такая история уж никак не способствовала примирению церквей.
- Но все-таки даже после этого попытки сближения родственных церквей продолжались. В 1273 году византийский император Михаил VIII отправил Папе послание с пожеланием преодоления разногласий и объединения церквей. В июне 1274 года состоялся Второй Лионский собор. Византийский император Михаил согласился на объединение церквей и признал власть Римской церкви. Однако в самой Византии политику императора осудили. Греческие верующие почитали унию предательством «истинной православной веры».
После смерти Михаила в декабре 1282 года, его сын Андроник II уже через несколько дней после смерти отца низложил назначенного Михаилом патриарха и заявил о восстановлении в Византии православия. В ответ Папа отлучил Андроника II от церкви. Впрочем, к концу своего правления Андроник возобновил переговоры о преодолении раскола.
Особенно активизировались переговоры к середине XIV века, когда Византии и Европе стали угрожать турки-османы.
Византийский император Иоанн V вынужден был обратиться за помощью к Папе римскому, но тот согласился предоставить её только на условии объединения Церквей. В октябре 1369 года Иоанн прибыл в Рим, принял участие в богослужении в соборе Святого Петра и… объявил лично себя католиком, признающим папскую власть. Впрочем, помощи он так и не получил, а мусульманская угроза всё нарастала.
Наконец, с 1438 по 1445 год сначала в Ферраре, потом во Флоренции и Риме состоялся Ферра;ро-Флоренти;йский собо;р, где собрались представители 33 христианских церквей. Собор не только переезжал с места на место, но и прерывался несколько раз из-за непримиримых разногласий
- И что же они столько лет решали?
- Римский Понтифик, к примеру, утверждал свое первенство, поскольку он является преемником Святого Петра, главы Апостолов и наместника Христа на земле.
Камнем преткновения стали догматические вопросы, типа Филиокве. В католическом Символе веры утверждается «исхождение Духа Святого от Отца и Сына».
- А у нас «иже от Отца исходящего».
- Ну и такие расхождения как крещение двумя или тремя перстами, догмат о чистилище, безбрачии и прочее. В итоге, представители некоторых церквей унии не подписали. Причем одни из них тайно бежали из Флоренции, а грузинский митрополит даже притворился сумасшедшим.
Русская православная церковь унии не признала. Митрополита Исидора, который принял участие в соборе, отправили в Чудов монастырь.
Сам Константипольский патриарх неожиданно умер за 8 дней до подписания окончательного документа. А уже в 1453 году Константинополь захватил турецкий султан Мехмед II. Кстати говоря, изгнав униатское духовенство, султан позволил назначенному им константинопольскому патриарху оставаться главой православной церкви. Его духовную власть признали в Сербии, Болгарии и многих балканских странах. Стоит заметить, что положение константинопольского патриарха в православии, его влияние на верующих и на православные церкви никак не равнозначны главенствующей роли римского папы среди католиков.
На Руси в падении Константинополя узрели «перст Божий и наказание Господне». В 1520 году монах Филафей в одном из посланий московскому князю Василию Третьему написал: «два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать».
Свидетельство о публикации №223010401294