На волне моей памяти - 50

Сегодняшние мои воспоминания о самой горячей поре в жизни студентов -  экзаменационных сессиях.
 И помогут мне в этом, как всегда,  мои студенческие письма более чем пятидесятилетней давности.

         ПЕРВОЕ ПИСЬМО 
         Июнь 1967 год   
           2 курс КАИ               
 
...  В этой сессии осталось сдать два экзамена -  термех и матанализ. Готовлю термех.
Господи, если бы вы знали ,  какая дрянь  эта наука  - Теоретическая механика ...
Уж на что Кванты тяжёлый предмет,  но по сравнению с Термехом кажется раем.
Предмет наитруднейший,  а лектор Стрежнев курс читал нам препаршивейше. А сам зверь   зверем  -  по полгруппы и больше с экзамена выгоняет. Да и  лаборант у него не лучше. Раз уж наука паршивая,  хоть бы принимали по-человечески.  Так ведь нет,  начнут издеваться...
Для Стрежнёва    вообще не существует средних отметок  - либо завал,  либо не завал , то есть тройка
Столько термех у меня сил и времени забрал, что заваливать его никак не хочется.  Хоть бы на троечку сдать...

      ВТОРОЕ ПИСЬМО
 ...   Сдала вчера теоретическую механику. Получила тройку.
Видите, мамочка,  уже скатилась до троек. Тройка немного огорчила,  но в то же время и обрадовала.
Вы себе не можете представить,  какую невероятную тяжесть я  сбросила с себя.  Я уже не верила, что это может благополучно закончиться.
 Так что эта тройка для меня дороже всех школьных пятёрок.
Стрежнёв самодур последний,  сволочь...
И не знаю, чего он добивался разогнав нас - одна четвёрка (лаборант поставил),   четырнадцать  завалов,   остальные тройки.
14 завалов - это более половины группы,   а ведь ребята все очень умные и  пересдавать им придётся уже осенью.
Вообщем поиздевались над нами вволю. Моё положение по сравнению с другими блестящее. Стипендию дадут наверняка.

 Жаль Ильгиза Яруллина.  Он у нас отличник, а в этот раз и он  получил тройку,  а ему очень нужна повышенная стипендия, так как у него в деревне одна  мать больная.
Итак, мне остался один экзамен  - матанализ,  но по сравнению с термехом это уже ерунда.

    МОЙ КОММЕНТАРИЙ

   Осень 1968 года
   Третий курс КАИ
 В письме маме  пишу, что ребята всё ещё сдают Термех.
; У некоторых это уже седьмая и восьмая попытка
; Вот через какое мелкое сито нас просеиватели ...
; Вот так из нас делали настоящих инженеров...

;          ПИСЬМО ТРЕТЬЕ
          1968г 3 курс КАИ

...  Вчера сдавала курсовой проект по радиоприёмным устройствам.
 Защитилась на троечку. Собственно этого и следовало ожидать.  Ведь  на этой кафедре не очень-то разбрасываются хорошими отметками.
В группе две  четвёрки  - у Толика Мынина и Кости Кашневича , да у Мурата Туишева  "отлично", так как он работает на этой кафедре.
У остальных всех трояки.

     МОИ КОММЕНТАРИИ

 Сейчас вот читаю третье  письмо,  и думаю :
     Костя  Кашневич -
наш отличник, закончил КАИ с  красным дипломом,  будущий лауреат ВДНХ  СССР, занимался проблемой искусственного интеллекта,
    
      Толик Мынин  -
в будущем   -   первый заместитель главного конструктора АО "Ижевский мотозавод".
        Мурат Туишев -
в будущем -
 профессор Государственного университета в г. Великий Новгород.

И моя тройка рядом с их четверками мне кажется просто золотой.
 Я её не променяла бы на кучу отличных отметок ни в одном другом ВУЗе Союза.

Светлая память нашим ребятам
Косте и Мурату...


Я уже писала об этом в своих воспоминаниях,  но хочется ещё раз повториться.

Мы закончили школу в 1966 году.  Этот год был уникальным.
В 1966 году единственный раз в истории советской школы  были два выпуска одновременно:
год рождения 1948 заканчивал 11 классов, а  год рождения 1949 заканчивал 10 классов.

Представляете,  какие были конкурсы по поступлению в вузы в этом году?
На наш факультет был конкурс 5,5 чел на место, а ведь в КАИ идут ребята хорошо подготовленные, которые чувствуют в себе силы учиться в этом трудном Вузе.
Так что конкурс был по существу среди медалистов. Я писала в письме, что у нас в группе две трети  студентов были медалисты.

 В КАИ нередкими были  случаи, когда на пересдачу курсовой работы или зачёта студентам приходилось ходить по 5-6 и более раз.
В отношении экзаменов было строже - там давалось три попытки и после третьей неудачной попытки безжалостно отчисляли. И это было не потому, что мы были бестолковыми лентяями, а потому,  что требования были очень высокими.

 Сколько личного времени тратили наши преподаватели на наши пересдачи!   
Но тройку ставили не для "отмазки", а только тогда, когда было понятно, что материал проработан и усвоен.

В студенческие годы мы часто ругали наших  "зловредных" преподавателей, как и я в своих письмах,  и только спустя годы, я думаю, мы поняли, что это были добросовестные, ответственные и принципиальные люди, которые делали все, чтобы вбить в наши непутёвые и бесшабашные головушки знания, чтобы из нас получились классные специалисты, потому, что диплом КАИ - это показатель высокого качества образования.

Я не раз  в письмах описывала,  как сдавали экзамены и зачеты.
 А вот вечер после экзамена проходил примерно так.

 Так как мы все жили в общежитии,  то вечером жарили пару больших сковородок картошки, делали тазик винегрета,  покупали пару бутылок  вина "Алабашлы" ( в те годы это вино было самым популярным в студенческой среде),  собирались в комнате у Мурата (нашего старосты)  и начиналась "разборка полётов".
В подробностях вспоминали прошедший день -  кто как отвечал на экзамене,  кто кому что подсказал, кто смог пронести шпаргалки,  смог или нет списать  и так далее...

Вина на душу населения получалось на донышке стакана,  но  веселья,  смеха ,  шуток, приколов было хоть отбавляй. Хохотали все  до умопомрачения, в том числе и те, кто в этот день завалил.


И всё
 это очень даже хорошо снимало стресс и напряжение экзаменационного дня, потому, что на следующее утро после таких  посиделок я  просыпалась с таким ощущением , что голова пуста,  все ячейки памяти чисты и свободны, не помню даже тот предмет,  который вчера сдавала.

 И вот с такой "девственно" чистой памятью  принималась  снова "долбить гранит наук", готовясь к следующему экзамену.
Я думаю, что такое ощущение было не только у меня одной.


Фотографии оригиналов моих писем опубликованы на сайте Одноклассники на моей странице.


Рецензии
Да сложно было учиться. Это финансовый институт мог приходить на танцы, а девушки каистки с рулонами чертежей под мышкой через одну в очках шли свои листы дочерчивать. Каждая лабораторная работа была как зачет. Но ведь вынесли все трудности и на заводах работали наравне с мужчинами. Пример тому автор этих мемуаров. Молодец, Лидочка!

Людмила Ильина 3   01.10.2023 17:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Люда, за прочтение и добрые слова !
Да, непростой институт мы закончили, и работа была сложная, но всегда интересная Обнимаю тебя и желаю всего доброго!

Лидия Гончарова Ястребова   02.10.2023 06:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.