Недострой

В давние времена жил плотник, большой мастер. Любую закавыку мог смастерить. Бывало, сдвинет картуз на левый глаз, прищурится, прутиком по земле черкнет аль угольком по доске и пошел инструментом туда-сюда! Вот, к примеру, сделал одному заказчику дверь в избу. Дверь как дверь, а кого ни попадя на порог не пустит. И никаких тебе крюков и засовов, а чужому нипочем не открыть. А хозяин подойдет, особо стукнет, она и откроется. Уж и подглядывали, и подслушивали, чтоб манеру перенять. Ан нет – не дается дверь никому! А мастер только посмеивается.

И было у плотника, как водится, три сына. Старший по основным работам помощник и ученик, средний – по добавочным делам, а младший – на подхвате, и там и сям. Как говорится – наш пострел везде поспел.

И построил мастер себе дом. Все свои знания и умения в него вложил. Большой получился дом, крепкий. Про такие говорят: на века. Ну и секреты, конечно, в него свои вложил. Да вот беда – как построил, так и занемог. И не успел, так сказать, в притолоку ключевой гвоздь вбить. Собрал он тогда сыновей и говорит: «Дети мои. В доме моем случился небольшой недострой. Нет у меня сил завершить его.  Большинство моих секретов вы знаете, а оставшимся нет у меня времени вас обучить. А потому вот мое слово: живите дружно, места всем хватит, но кто найдет в доме недострой и доведет до завершения, за тем и будет дом в собственности». Сказал так и умер.

Погоревали сыновья какое-то время, успокоились мало-помалу, и разгорелся меж ними спор – за кем дом останется. А чтобы решение было независимым – призвали на судейство окрестных плотников да столяров, чтобы, значит, оценили знания и умения каждого, чтобы помогли решить, чей же все-таки дом будет.

Старший говорит: «Я у отца основной и главный ученик был, мне и начинать». Собрал отцовский инструмент и пошел по дому недострой искать. Весь дом насквозь прошел вдоль и поперек, все углы мерилом измерил, все стены отвесом проверил. Вышел из дома, репу чешет, плечами пожимает, руками разводит. Расстроился, не нашел никаких недоделок. Но раз отец сказал – значит, что-то есть…

Выступил вперед средний сын: «Я у отца был учеником по дополнительным работам. Думаю, что там что-то не основное, а добавочное дело недоделанное». Взял инструмент соответствующий, пошел в дом. Двери проверил, оконные рамы, столы, скамьи… Работают секреты и дверей, и окон, всё открывается-закрывается как надо…
И средний расстроился, что не оправдал собственных ожиданий.

А младший молча вошел в дом и прислушался… Дышит дом… Пошел по комнатам – поскрипывает пол. Присмотрелся – не хватает гвоздей на полу. Отец спешил, половицы «начерно» прибил, а завершить не успел. Добил младший половицы, дальше идет. Внимательно присматривается к дому. Зашел в кладовую. На пустых полках лежат деревянные топоры. Задумался. Топоры как топоры, только работать ими не будешь. А если не для работы, то зачем? Вышел младший из дома, посмотрел по сторонам. Рядом дом кузнеца – на коньке крыши молоток и подкова. И осенило последыша! Вернулся в дом, вынес деревянные топоры, забрался на крышу и прибил находку на конек. Чтобы все видели – это дом плотника.

Посовещались третейские судьи и решили – дом по завещанию должен отойти младшему. Он нашел недоделки и, главное – «подписал» дом, обозначив принадлежность проживающих к сословию мастеровых.

И сказал младший брат старшим: «Братья, мы одна семья. Будем жить вместе. Пусть мы не такие большие мастера, как отец, но вместе мы сможем работать так, что не уроним честь профессии».


Рецензии