Пушкин Отечество нам - Сарица
В этом месте Пушкин вырос поэтом. Он стал гением этого места. Сюда он зачем-то привез на лето 1831-го свою жену-красавицу, зная, что это загородная резиденция Двора и его дворовых. Решил из тщеславия похвастаться приобретением и за счет красоты жены получить доступ в дома аристократии. В Царском Селе Пушкин сам зашел в загон западни столичной Конгрегации хищников клеветы
Поселение, именуемое в наши дни Царским селом, впервые упоминается в 1502 г как Сарица — в «Переписной окладной книге по Новгороду Водской пятины».
Поэт Николай Оцуп в ст. «Царское село» уточнил: Сарица русская вотчина Сарчаза (шведский Дудеровский погост Новгородского уезда) только в 18 веке становится пышной загородной резиденцией императорского дворца.
Сарица это еще и Саризгоф или Сарская Мыза. И там при Елизавете – Петра творенья – появилось название Сарское село, ставшее Царским и царским при Екатерине II . Обе императрицы обожали это место и превратили его в наш Версаль. Его ненавидели император Павел I и его странно на него абс-но непохожий внешне сын император Николай I, перенесший Лицей в столицу
На картах, составленных для Бориса Годунова, поместье имеет аналогичное название.
В 1617 г шведы отнимают эту территорию у новгородцев и переименовывают в Сарицгоф. Среди земель значится шведская мыза — на языке коренного населения Саари-мойс (место на возвышенности) = см. Царское село. Дворцы и парки; Н. Попова, А. Раскин, 2009, изд-во П-2, Санкт-Петербург. Благодаря этому в русском — к моменту утверждения земель за Россией и за Александром Меншиковым конкретно — закрепляется топоним Сарская мыза.
Здесь в 1711 году — после объявления Екатерины «Истинной государыней» — начинается формирование резиденции дворцового характера, Царского села.
Неизвестно, когда именно стал нормой привычный нам вариант произношения и написания. Ещё в начале 19 века бытовало (в том числе в официальных документах) устаревшее название. В указе императора Александра I от 1808 года читаем: «Сей соединенный город именовать отныне город Сарское Село, или София». См. Полное собрание законов Российской империи, 1-е издание, том 30, с.565, закон 23.257
Это название присутствует в стихотворениях Державина и Ломоносова, в письмах Тургенева и министра юстиции, по совместительству поэта И. И. Дмитриева. И даже у его протеже, автора знаменитого «19 октября» А. С. Пушкина — в письмах и черновой сатире.
В 1825 Пушкин написал знаменитое:
19 октября
Роняет лес багряный свой убор,[1]
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Хотя есть у многоликого Нашего на то и Всего и такое:
Роман в стихах Евгений Онегин. Глава IV. Строфа XVIII. Вы согласитесь, мой читатель, Что очень мило поступил С печальной Таней наш приятель; Не в первый раз он тут явил Души прямое благородство, Хотя людей недоброхотство1 В нем не щадило ничего: Враги его, друзья его (Что, может быть, одно и то же) Его честили так и сяк. Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас, боже! ... Уж эти мне друзья, друзья! Об них недаром вспомнил я.
Или в Друзьям в 1828-ом:
Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.
***
Но мы, фра, отвлеклись… от темы нашего дневника Дуэльной истории Пушкина. На с интересует ответ на вопрос:
ЗАЧЕМ ПУШКИН ПОВЕЗ МОЛОДУЮ КРАСИВУЮ ДО БОГОПОДОБИЯ ЖЕНУ ИМЕННО В ЦАРСКОЕ СЕЛО ЕДВА ЗАВЕРШИВ МЕДОВЫЙ СВОЙ МЕСЯЦ?
ОТЧЕГО НЕ ПОВЕЗ В свою Кистеневку или в Михайловское, чтобы решительно уверенно продолжиться?
Ведь он был знатоком народной мудрости:
ХОРОШУЮ ЖЕНУ В ПИР ЗОВУТ
Поэт В Берестов в «ЛЕСТНИЦЕ ЧУВСТВ» (Начало в № 4-6”99):
« И ещё одна песня, поразившая меня звучанием и содержанием. К тому же она записана рукою Пушкина:
Как за церковью, за немецкою,
Добрый молодец богу молится:
— Как не дай, Боже, хорошу жену, -
Хорошу жену в честной пир зовут,
Меня, молодца, не примолвили*.
Молоду жену — в новы саночки,
Меня, молодца, — на запяточки.
Молоду жену — на широкий двор,
Меня, молодца, — за воротички.»
так, в большом городе, где есть иноверческие церкви и где православный почему-то молится за немецкою церковью, живёт человек, женатый на красавице. За молодость и красоту её то и дело зовут на зимние праздники к некоему лицу, столь могущественному, что от приглашения не откажешься. А мужа красавицы унижают какие-то ОНИ. Смотрят ОНИ на него как на холопа, ливрейного лакея, которого можно поставить на запятки саней, везущих красавицу во дворец. Вопреки народному обычаю ОНИ могут позвать её одну, без мужа, а если он явится с ней, то выставят его за ворота. Чья это судьба? И кто ОНИ?
Если это стихи Пушкина, то они по-новому освещают события, описанные им в Дневнике и в письмах. Если же это народная песня, то она их предсказывает.
«Теперь они смотрят на меня как на холопа, — пишет поэт жене после того, как его пожаловали в камер-юнкеры, — с которым можно им поступать как им угодно». А в Дневнике — о причинах этого: «Двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцовала в Аничкове». Вот вам и ОНИ, и «двор», и «хороша жена», которую «в честной пир зовут». И обращение с мужем как с холопом: «меня, молодца, — на запяточки».
Неужели ОНИ Пушкина выставили за ворота? «
Да, брат. …да … как-то так… Но дали мундир, жалованье не по штату и открыли денежную кредитную линию … бери сколько хошь… но не рыпайся … терпи = попользуются и вернут.
А когда он помер, не вытерпев измывательств и бестолковости женки-кокетки, вдове его красы неписанной выдали из казны «золотой парашют» объемом купола в 750 тысяч казенных рублей
Свидетельство о публикации №223010401721