О разнице между кровным и духовным

***

В романе Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» поднимается вопрос, который позволяет порассуждать о разнице в понятиях кровной и духовной близости, а так же над тем, что из этого над чем преобладает. И почему.

В книге есть эпизод, где родной брат главной героини - Джеймс Таггерт - совершает акт совокупления с Лилиан Риарден — женой другого главного героя.

Этот случай является кульминацией их отношений, отправной точкой которых становится мстительная ненависть Лилиан к собственному мужу Хэнку, а Джеймса — к своей сестре Дагни. Точно так же как Дагни и Хэнка объединяет общность их убеждений и взглядов на жизнь.

Хотя Джеймс является президентом трансконтинентальной железнодорожной компании, а Дагни — ее вице-президентом, его не покидает ощущение, что он живет в ее тени. Поскольку на ее решениях и ответе за них держится фундамент их предприятия.

Аналогичным образом Лилиан живет в тени своего мужа Хэнка Риардена, для которого его собственное сталелитейное предприятие лежит в основе его жизненных сил, каким для Дагни является железнодорожное дело, унаследованное вместе с ее братом от отца.

Как Дагни и Хэнка объединяют общие черты, такие как смелость, упорство, целеустремленность, ответственность и нон-конформизм, так Лилиан и Джеймса в итоге объединили личные качества, полностью им противостоящие. И в том, и в другом случае торжеством их отношений является половой акт.

Различаются их отношения разве что следующим. Если «любовь» Джеймса и Лилиан обусловлена обьектом общей вражды, то любовь последних не нуждается в этом, так как сама определяется как источник собственных сил, в основе которых лежит способность созидать.

Сама враждебная установка первых к последним определяется ненавистью к качествам, которыми первые не обладают, а вследствие этого не исполнены созидательной потенции. Отсюда следует, что они укоренены в ненависти к созидательности как таковой.

Если следовать патриархальной мировоззренческой парадигме, то отношения Дагни и Джеймса должны представлять собой то же, что ее с Хэнком, только без эротической составляющей. Принадлежность к общему роду, близкая кровная близость должны служить объяснением самим себе в прочности их отношений. Прочности, которой - однако - нет.

Этой прочности не возникает по причине того объективного факта, что кровная близость необходима, но недостаточна. Поскольку важным шагом человека в его развитии как личности служит психологическое обособление от семьи, что вовсе не означает отсутствие любви к ней.

Это означает способность достигать целей с опорой только на свой душевный и физический ресурс, на свой моральный кодекс, выведенный из максимально полноценного взаимодействия с жизнью. И готовность отказаться от такого же ресурса, который предоставляет семья. В данном случае ресурсом является унаследованный ими семейный бизнес.

Как это ни парадоксально, именно поэтому Дагни, с раннего возраста пройдя процесс трансформации себя в личность и обособившись от семьи, впоследствии становится опорой для нее. Привилегию быть вице-президентом компании она зарабатывает, пройдя путь от охранника сторожевой будки в «Таггерт Трансконтинентал».

Чего нельзя сказать о Джеймсе, который получил свой титул в наследие, не приложив для этого никаких сил. Так же как и Лилиан Риарден получила возможность роскошно жить, просто выйдя замуж за талантливого промышленника Хэнка Риардена.

Отношения Джеймса и Лилиан — это собирательный образ отношений большинства людей, в корне которых лежат мещанские ценности. Мещанство подразумевает под собой скупость, накопительство и невежество. Скупость — как антипод бережливости. Накопительство — как антипод накоплению. Невежество — как антипод учености.

Сама ученость означает готовность учиться, поскольку в абсолютном смысле реальность непознаваема. Мещанская идеология рассматривает это как зло, в то время как созидательная — как благо.

Это мы наблюдаем в американской литературе XX столетия с поправкой на то, что Айн Рэнд — это псевдоним русской иммигрантки Алисы Зиновьевны Розенбаум, бежавшей в США по студенческой визе, полученной ею во время получения высшего образования в Петрограде.

Тот же пример мы видим и в русской классической литературе — на примере романа «Что делать?» Николая Чернышевского. В нем главная героиня Вера, бежавшая от собственной семьи, желавшей против ее воли «выгодно» выдать ее замуж, основывает швейное предприятие со своим супругом, которое впоследствии приносит прибыль.

Можно ли предположить, что Айн Рэнд является наследницей идейной традиции Николая Чернышевского? Вполне. Покидая Россию, Алиса Зиновьевна была уже в сознательном возрасте (около двадцати лет) и, родившись в образованной семье, имела возможность знакомиться с русской классикой. Что - судя по всему - и делала.

Впрочем, это остается в области посторонних догадок, не относящихся к тезису, поднятого в этом рассуждении. Тем не менее, роман «Атлант расправил плечи» убедительно доказывает истинность того, что близость духа объективно преобладает над близостью крови.

Завершить это рассуждение я бы хотел отсылкой к роману «Мать» Максима Горького, в котором главный герой - большевик Павел Власов - обнимает свою мать и говорит ей примерно следующее:

«Ты на стачках со мной была, в подполье со мной ходила, брошюрки со мной тайно раздавала. И спину под штыки ставила. Теперь не только по крови, но и по духу ты мне мать».

04.01.2023. Москва


Рецензии