Слава людей науки

Заметка в школьную стенгазету, написанная моей дочерью.

Научно-технический прогресс, запущенный в 19-м веке, в 20-м стал главной доминантой общественной жизни. Заменив собой религию, он оттеснил со своих позиций в рейтингах популярности искусство и моду. Еще бы! Ведь именно он быстрыми темпами менял облик цивилизации, вторгаясь в дома и мозги ее представителей. Казалось, что человечество зародилось и просуществовало свой условно говоря миллион лет, терпя невзгоды и взгоды, только для того, чтобы накопить знаний достаточно, чтобы они сдетонировали в виде того сверх ума, или скорее сверх безумия, которое мы с уважительным придыханием называем научным знанием. В тени ученых оказались даже политики, со своими загадочными улыбками, считавшие себя истинными творцами истории, которые делали ставку не на знания и ум, а на изворотливость и хитрость. Возможно, они и правы, но для 20-го века были слишком замшелые и не симпатичные, поэтому публика восхищалась умниками, хотя ни слова не понимала из их основополагающих трудов. Страны стали гордиться своим вкладом в мировую науку, щеголяя им одна перед другой.  Далеко ходить за примерами хвастовства не надо. Достаточно вспомнить ученых мужей и их открытия, попавших на банкноты национальных валют. Галилей номиналом 2000 лир, Ньютон достоинством 1 фунт, Коперник служащий фоном для 1000 злотых, Гаусс, воцарившийся на банкноте в 10 марок, Паскаль на 500 франках, Гюйгенс на 25 гульденах… Их так много, что приходится вынужденно сказать: и так далее. Через Резерфорда и Бора к Эйнштейну и Шредингеру. В этих ярмарках национального тщеславия Россия, а затем Советский Союз, а затем снова Россия, к несчастью, а возможно к счастью, никогда не участвовала. Подобно пушкинскому скупому барону, который спрятал свое золото в сундуки, пробурчав: «С меня довольно сего сознанья!»  Родина ограничилась тем, что повесила чёрно-белые, многократно засиженные мухами портреты своих ученых сынов в школьных классах, где они, нависая над учениками словно говорили: эту науку изобрели мы, что бы учителя ею мучили вас. Хочется крикнуть во весь голос: "Кто этот гад?! Который придумал такой бездарный рекламный ход?! Благодаря ему, я теперь рефлекторно вздрагиваю, завидя портрет Менделеева, и тем более Павлова." А ведь нам есть кем и чем гордиться. Ладно, не надо помещать их на дензнаки, чтобы профаны не залапали святое, но не надо делать из них изуверов с мертвенными лицами, которые в современном жизнерадостном мире даже на кладбищенские памятники нельзя поместить. Надо что-то сделать по-другому, чтобы эти люди, прожившие интересную, полнокровную жизнь и подарившие человечеству каждый в своей отрасли нечто важное продолжали оставаться живыми, продолжали нас радовать в минуты уныния и помогать в трудные часы.  Чтобы молодые, интеллектуальные, талантливые не колебались в вопросе, идти в коммерцию или посвятить себя научным исследованиям. Пример предшественников ценен тогда, когда он может завести, вдохновить на соразмерный подвиг. Мы должны вернуть своим героям науки то общественное признание, которым воздали своим представителям европейцы. Или, говоря современным языком, мы в наших средних школах должны лучше работать над созданием позитивного имиджа людей интеллектуальной сферы.


Рецензии