У смерти на оглядках

                Оставь надежду всяк сюда входящий,
                Здесь бесполезно связями грозить,
                Здесь не помогут слезы, взгляд молящий,
                Здесь и немые будут говорить!

                Божественная комедия,
                Данте, песнь 3, «Ад»


      Высокая, черная ограда, коваными полукружьями отделяет серое здание в три этажа от остального мира. Хмурые окна насуплено поглядывают на суетливый, всегда спешащий мир и недовольно косят. Осенние рыжие листья, выстилают узкую аллейку кленов, верб и лиственниц, прилепившуюся к ограде.
     Сыро… Неуютно…
     Октябрь…
     Половинка широких ворот всегда открыта, но войти в нее не просто. Трудно преодолеть какую-то внутреннюю преграду.
Направо тропинка, ведущая к лестнице о шести ступенях, в темной, коричневой плитке.
     Эти последние ступени преодолеть оказалось еще труднее. Никогда, даже в самых жутких мыслях своих, не думал Никита, что предстанет ему взойти по ним.
Сколько судеб, вот так же останавливалось пред ними, и, оставляя надежды, восходило к своему новому периоду жизни, часто последнему…
     - Не хочу…!!! – кричит кто-то внутри Никиты, - Не пойду!!!
     - Пойдешь, - шепчет, вдруг ниоткуда взявшаяся серенькая мерзость, и подталкивает в спину. И он идет…

     Снова вильнула судьба Никиты… Да так уж круто, как никогда ранее. И снова он на самом краю…
     Когда доктор, пряча глаза в бумажку, озвучил диагноз…, он испытал, что-то очень похожее на кратковременную потерю сознания. В горле мгновенно пересохло, в голове звон…
     И мысль, первая, пришедшая после возвращения в действительность, заметалась в черепной коробке, словно в пустом ведре – гулко, пробирая до самых кончиков пальцев: может это сон. Очень страшный, но сон.
     - Опухоль у Вас злокачественная, - словно сквозь вату доносился монотонно-извиняющийся голос.
     - За что? – пульсировало в воспаленном мозгу, - За какие грехи? Метущаяся боль, наконец, нашла выход, и тупой, рвущей ткани стрелой, вонзилась в сердце…
Но время, как известно, всё расставляет на свои места, упорядочивает события и действия, успокаивает мысли. Уже через месяц о своем плачевном состоянии, думал Никита как о чем-то неизбежном, но чужом, как бы со стороны.
И самое главное – он понял, что начал умирать. Медленно и неуклонно.
     Никто не сказал ему, сколько времени осталось: месяц, год, может больше… Никто не сказал, потому что не знал. Потому что ни кому не дано знать…
Но Никита тогда явственно почувствовал, что каждый прожитый день приближает его к последнему…  Это жуткое чувство преследовало долго…
     Прошел еще месяц, и оно стало не таким острым, но не покидало никогда. И теперь, думал Никита, уже не покинет…
     Неожиданно понял, что оставшийся срок, который отмерен ему, на самом деле предоставлен его близким, его семье: жене, детям…
     - Наверно это хорошо, - думал Никита, - за время пока он будет увядать, они свыкнуться с неизбежностью смерти, и когда настанет срок, удар утраты будет не таким острым, как при внезапной кончине.  И Никита понял, наконец, что тяжкие болезни даются на самом деле не умирающему, а его близким, как последняя возможность подготовиться к неизбежному, может даже привыкнуть, если можно привыкнуть к такому.  Это как награда. Звучит, конечно, жутко, но это так. Когда близкие тебе люди умирают неожиданно, это очень больно. Он это испытал, и знает не понаслышке. Совсем другое дело, когда человек уходит после долгой хвори – вольно, или не вольно, начинаешь ожидать, и даже желать кончины, только бы муки близкого прервать.
     Есть такое выражение – «у смерти на оглядках», то есть смерть уже пришла, приглядывается к  очередному клиенту, примеривается, обдумывает какой срок можно дать очередному искателю истины, что бы он смог подготовиться и достойно (а может и не очень достойно, тут уж как получится) встретить последние дни свои. Вот и Никита был теперь у смерти на оглядках. И сколько отпущено ему, неизвестно, равно как неизвестно, сколько отпущено и всем остальным.
     Лечащий доктор, после дополнительных исследований и анализов, равнодушно сообщил, что лечение будет долгим, и завершится это лечение операцией, после которой Никита неизбежно станет инвалидом до конца дней своих. Зачем жить дальше…??? Зачем, если впереди только болезни и смерть…???
     Время… Как беспристрастно и надменно оно… Течет чередом своим молчаливо наблюдая за человеком, возомнившем себя венцом природы. Только оно, ВРЕМЯ, знает что ждет человека впереди, но молчит оно, ни словом ни знаком не подскажет человеку как и когда закончится жизнь его земная… Что ждет его там…


Рецензии
Да, сложные вопросы Вы, Николай, поднимаете. Вопросы, на которые ответа, четкого, определенного, нет. Мы можем только предполагать, почему последние дни жизни человека бывают такими мучительными и невыносимыми. Я знаю, о чем говорю. Мой отец умирал от рака на моих руках. Он был очень хорошим, добрым человеком. И если все болезни посылаются нам по грехам, то с моим отцом этот постулат не работает. А значит, он также из области предположений, а не законов бытия. Раньше я думала, что мучительный конец - это своего рода благодать, чтобы не так жалко и страшно было человеку уходить из жизни. Но, видимо, истина где-то рядом, и нам ее узнать не дано.

Я написала рассказ о том, как отец уходил из жизни. http://proza.ru/2014/07/01/9
Будет врем и настроение - посмотрите.

С уважением - Нина.

Нина Роженко Верба   09.11.2023 16:08     Заявить о нарушении
От такого талантливого человека как Вы, Нина получить рецензию очень даже приятно. А относительно рассказика могу сказать только одно: это все обо мне. И все чувства, которые испытывал Никита, это мои чувства. Вот теперь живу и мучаюсь, потому что не знаю ЗАЧЕМ живу... И истину, Вы правы, узнать в этой жизни нам не дано, остается надеяться что узнаем только ТАМ....

Николай Ляшко   10.11.2023 04:01   Заявить о нарушении