Клейма и медали тульских самоваров

Определить время создания самовара можно, опираясь на клейма и зная время работы той или иной фабрики. Клейма представляют собой оттиски круглой или овальной формы с надписью по периметру с внутренней стороны. Подав прошение о разрешении открыть самоварное заведение, фабрикант сам устанавливал для себя клеймо и мог изменять его.

Строгих правил для клейм не было. Поэтому одна и та же фабрика выпускала самовары с клеймом, например, «Братья Василий, Александр и Павел Баташевы» или «Василий Баташев с братьями в Туле», то есть надпись клейма варьировалась. Мелкие производители могли использовать чужую фамилию и выступать как «преемники».

Многие фабриканты размещали оттиски медалей, полученных на выставках, на которых также указывалась дата проведения такой выставки. Право на медали переходило к наследникам, если таковые были, поэтому фабрика, работавшая позже, могла использовать награды, полученные другим фабрикантом, основателем заведения, в более ранний период.

Подделка медалей преследовалась по закону, поэтому безопасней было использовать имитацию медали с малоразличимыми надписями, или проставить оттиски одной и той же награды несколько раз, надеясь, что кто-то неискушенный примет это за многообразие наград.

Клейма, поставленные на самоваре, регистрировались Министерством торговли. Фабрикант, самовольно поставивший клеймо на самоваре, подвергался штрафу или заключению в тюрьму на срок от четырех до восьми месяцев. Подвергался наказанию и фабрикант, хранивший товар или продавший самовар с самовольно поставленным клеймом. Но в погоне за прибылью предприниматели продолжали совершать подделки. Возникали уголовные делами, в результате которых самовары с поддельными клеймами уничтожались, а владельцы подвергались штрафу.
 
Самоварное клеймо В.С. Баташева (Фото)

 
(Фото)
Медали на самоваре Шемариных

 
Клеймо на самоваре фабрики Салищевых (Фото)

 
Клеймо на самоваре фабрики братьев Воронцовых (Фото)
 

Клеймо на самоваре фабрики братьев Тейле (Фото)
 

Самоварная фабрика Ваныкина (Фото)

 
Клеймо на самоваре Тульского патронного завода (Фото)

 
Клеймо на самоваре тульской самоварной фабрики
им. В.И. Ленина (Фото)
 
Клеймо на самоваре фабрики П. Гудкова (Фото)

 
Медаль Первой кустарно-промышленной выставки в Туле 1897г
Памятный жетон о Нижегородской выставке (Фото)

Клейма представляют собой оттиски круглой или овальной формы с надписью по периметру. Подав прошение о разрешении открыть самоварное заведение (производство), фабрикант сам устанавливал для себя клеймо и мог изменять его. Строгих правил не было. Мелкие производители-кустари могли использовать чужую фамилию и выступать как преемники.

Первая публичная выставка российских мануфактурных изделий состоялась в 1829 г. в Санкт-Петербурге. Здесь же проходили следующие Всероссийские мануфактурные выставки 1833, 1839, 1849 и 1861 гг. Планированием и организацией этих смотров занимался Департамент мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов.
Участникам полагались награды: золотые и серебряные медали, публичная похвала и денежная премия. Всего выдали 16 больших и 35 малых золотых медалей, 38 больших и 17 малых серебряных медалей, 82 публичные похвалы и 4 денежные премии размером в 2500 руб. каждая. На всех медалях имелись одинаковые изображения: на одной стороне — портрет Государя Императора, на другой, в дубовом венке, — надпись «За трудолюбие и искусство», фамилия награжденного и указание года выставки.
В 1836 г. на Московской выставке были отмечены серебряной медалью самовары Василия Ломова.

В 1870 г. на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге братья Баташевы заслужили серебряную медаль за самовары и обширное производство.
Бронзовые медали получили: Семен Уваров — за самовары и скобяные изделия, Рудаков — за томпаковые самовары, Прасковья Сомова — за самовары и кофейники.
В 1882 г. — Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве. Братья Баташевы — золотая медаль за обширное производство, хорошее качество самоваров при невысоких ценах, Николай Иванович Баташев — золотая медаль за высокое качество самоваров. Серебряные медали вручили: братьям Воронцовым — за отличную отделку самоваров; Николаю Гольтякову — за разборный дорожный самовар; братьям Лялиным — за высокое качество расхожего сорта самоваров и очень дешевое производство; Рейнгольду Тейле — за введение разработанного самим предпринимателем усовершенствование в самоварном деле; бронзовые награды за самовары достались Егору Баташеву и Михаилу Тулякову.

На международных выставках в 1867 г. — Всемирная выставка в Париже — самовары братьев Баташевых и Семена Уварова получили почетные дипломы.
В 1873 г. — Всемирная выставка в Вене — братья Баташевы получили бронзовые медали.
В 1883 г. — Всемирная выставка в Амстердаме — за свои самовары братья Баташевы получили золотую медаль.
В 1893 г. Всемирная выставка в Чикаго — только памятные медали.
В Париже 1904 г. и Брюсселе 1905 г. медалями была отмечена продукция только Ивана Федоровича Капырзина.

Награды изготавливались из различных медных сплавов, позолоченные или посеребренные, довольно крупные и увесистые. Для ношения они не годились, поэтому показать их можно было только в виде оттиска — на самоваре.
Право на медали переходило к наследникам, поэтому фабрика, работавшая позже, могла использовать награды, полученные ранее основателем заведения.
Подделка медалей преследовалась по закону, поэтому медали обычно не подделывали напрямую, а ставили оттиски одной и той же награды несколько раз или ставили оттиски знака, похожего на медаль. Простой расчет на невнимательность покупателя.

Самовар фактически превратился в музейную редкость, поэтому точного прейскуранта на антикварные самовары составить нельзя. Самовар делался вручную, выпускался в единичном экземпляре и мог быть прихотью мастера, его изготовившего. Это было индивидуальное произведение. Каждый антикварный самовар индивидуален, и чем больше времени проходит - тем более индивидуальным он становится.

Знающие люди ищут клеймо - чем больше клейм и медалей, тем больше про самовар можно узнать и правильно оценить его. Однако здесь есть и оборотная сторона. Старинный самовар подделать довольно сложно. Однако высококвалифицированные специалисты по металлу могут взять серийный, более позднего года выпуска самовар и поставить на него одно или несколько старых клейм, в результате цена увеличится до нескольких десятков тысяч рублей.

Цену диктует и материал, из которого выполнен выставленный на продажу предмет, и год выпуска. Важна и форма. Например, литровый походный самовар 1840 г. выпуска без всяких медалей может стоить в несколько раз дороже типового «самовара-банки» того же года выпуска, увешанного медалями с выставок. Просто таких походных самоваров почти не осталось, а «ваз» и «банок» сохранилось достаточно много.
Цена коллекционных самоваров начинается с 500 – 700  долларов. Самовары, сделанные из меди, латуни, томпака с покрытием никелем или без него, но выполненные в малом количестве - до 300 штук - или на заказ, - могут оцениваться весьма и весьма недешево, поскольку сохранилось их чрезвычайно мало. Цена во многом определяется временем изготовления, формой, состоянием, комплектностью, наличием клейма фабрики или фамилии мастера.

Цены на посеребренные самовары знаменитых московских и санкт-петербургских фабрик (Дубинина, Севрюгина, Кондратьева, Розенштрауха, Матиссена и др.) начинаются со 120 тыс. руб. и могут превышать 550 тыс. руб. Цены на самовары варшавских фабрик накладного серебра (Геннигер, братья Хеннеберг, Фраже, Норблин, Бух и некоторые другие) колеблется в диапазоне от 80 тыс. руб. до 500 тыс. руб. в зависимости от формы.

Несомненно, самыми дорогими являются изделия из мастерских Карла Фаберже. Цены на них находятся в диапазоне от 100 тыс. до 450 тыс. долларов. Именные петербургские и московские самовары XIX - XX веков из серебра с отделкой слоновой костью и позолотой также оцениваются достаточно высоко - в 30 тыс. - 150 тыс. долларов.

Стоимость самовара «Петух», созданного по эскизу художника В.М. Васнецова и получившего в 1873 г. на Всемирной художественной выставке в Вене золотую медаль, составляет около 45 - 50 тыс. долларов.

Массовые изделия тульских фабрик значительно уступают вышеперечисленным образцам в цене, в том числе из-за использования дешевых материалов. Так, стоимость самоваров С. Лукьянова 1840 г., изготовленных из желтой меди, - 1500 долларов. Изделия же известной некогда фирмы «Наследники В.С. Баташева» оцениваются в 500 – 700 долларов.

Доходят русские самовары и до международных торгов. В декабре 2004 г. один из них - в виде головы Лешего работы К. Фаберже 1899 - 1908 гг. (высота 33,4 см) - ушел с торгов за 300 тыс. долларов при стартовой цене в 90 тыс. долларов. А медный самовар конца XIX века с клеймом фабрики Баташева был продан немного более чем за 1000 долларов на парижских торгах «Серебро - Русское серебро» аукционного дома Drouot.


Рецензии