Музей тульских пряников

В последнее время Тула становится одним из привлекательнейшим местом для российского туризма. Открываются новые музеи, туристические центры, разработаны новые экскурсионные маршруты все это вместе привлекает сотни тысяч туристов со всей страны. Что хотят посмотреть приехавшие люди? Естественно то, о чем известно, о Туле в России. Оружие, пряники, самовары и белевская пастила.
Сегодня поговорим о пряниках. Музей пряников был открыт в Туле в 1996 г., но очень быстро стал известен не только в России, но и за рубежом. Такого музея нет больше ни в одном городе мира. Экспозиция размешается в одно¬этажном флигеле, построенном в начале XIX века и принадлежавшем когда-то братьям Лялиным, известным тульским оружейникам и самоварщикам. В этом же маленьком домике расположены и пряничный цех и магазинчик, где можно накупить тульских «сластей» на любой вкус.

В нескольких комнатах, куда вас пригласят на экскурсию, такое количество разнообразных сладких экспонатов, что глаза разбегаются. У этого лакомства очень давняя история. Она уходит в те далекие языческие  времена, когда славяне, освоив земледелие, стали делать выпечку из зерна для жертвоприношений. Для ритуального пиршества из теста выпекали фигурки домашнего скота. Этот обычай просуществовал очень долго, несколько веков, прежде чем «красно украшенное» печенье потеряло культовое значение, но осталось символом праздника. С развитием торговли на Руси появились заморские диковинные пряности - корица, кардамон, гвоздика, имбирь, анис. Их добавляли в сладкое тесто, отсюда и произошло слово «пряник». Впервые это знаменитое тульское лакомство упо¬минается в писцовой книге XVII века.

С пряником на Руси связано много старинных обычаев и обрядов. Начнем с того, что ни одно важное событие в жизни не обходилось без пряника. Крестины, свадьба, рождение ребенка и даже похороны - для каждого случая свой особый пряник.
Ко дню ангела делали пряники с начальными буквами ангела-хранителя. Его никогда не ели в первый день, а клали за икону.
Свадебные пряники делали особенно тщательно. В них клали много сдобы, орехов и ягод. Когда пряник преподносили молодым, говорили: «Дарим пряник и желаем, чтобы ваша жизнь была такой же сладкой».

В последний путь, провожая усопшего, обязательно всем раздавали поминальные пряники, стараясь угостить как можно больше детишек. Считалось, что чем больше ангельских душ помянут умершего, тем короче будет его дорога в рай.
Тульские пряники называли «сладкой газетой», ведь на них можно прочесть о самых важных событиях в России. Вот юбилейные даты Куликовской битвы, подвиг Ивана Сусанина, солдаты в форме образца 1812 г., герои Русско-турецкой войны, коронация царя Николая II. Наибольшую ценность для коллекционеров представляют так называемые «неграмотные» пряники — с орфографическими ошибками.

После революции на смену «Миндальному» и «Царскому» прянику пришли «Комиссарские». В годы советской власти поселились на пряниках новые слова «комсомол», «фестиваль», «олимпиада». Все, как в учебниках истории.
Мастеров в Туле было много, и каждый имел свой заветный рецепт, который старательно оберегали от чужих. Передавался он из поколения в поколение по мужской линии. Обычными гирьками не пользовались. Ведь на них был указан вес. У каждого пекаря были свои камешки-разновесы, которые прятали в сундук, чтобы, не лай бог, никто не нашел и не перевесил.

Вот один из чудом сохранившихся рецептов пряников, который был найден в записной книжке знаменитого тульского кондитера Петра Козлова: «Пряники тульские: 2 фунта муки крупитчатой, 2 фунта муки мягкой, I фунт меду, 2 фунта сахарного песка, полфунта маета сливочного, 2 яйца. Замешивать осторожно, во избежание затяжки. Подмазав деревянную форму растительным маслом, печатать, складывая отпечатанное на доску и после отпекать в очень жаркой печи часто переворачивая».

Мед в пряничном тесте — обязательный ингредиент. С ним замешивали тесто еще в те стародавние времена, когда на Руси не знали, что такое сахарный песок. Мед использовали разный - тот, что под рукой оказался, — гречишный, цветочный или липовый. Он давал пряникам свой особый аромат и цвет. Темный, бархатный - от гречишного меда, светло-золотистый - от липового. Кроме того, мед — прекрасный консервант. В музее есть пряник, которому семьдесят лет. Часто в пряники добавляли начинку, обычно ее делали из яблочного и ягодного повидла - того, чем богато было лето.

Сейчас, как и в старину, изготовление пряников на Тульской кондитерской фабрике - полностью ручная работа. По старинной рецептуре тестомесы приготавливают тесто. Мастера уже давно пользуются мерами скорее из уважения к этому труду, чем по необходимости. Рука знает тесто на ощупь, моментально определяя, всего ли достаточно. От знания и умения этих людей зависит качество теста. Затем бисквиты формуют пряники в досках с орнаментом. Готовое тесто раскатывают скалкой. Работницы внимательно следят за его толщиной. Затем кладут начинку, которая должна аккуратно лежать в центре пряника, не вытекая за его края. Далее пряник выбивают из формы и укладывают на пекарную кассету. Пекарь контролирует температуру в печи. Когда пряник приобретет коричнево-золотистый цвет и медовый запах, можно вынимать!

Имена самых известных тульских пекарей дошли и до наших дней. Василий Сериков, считающийся прародителем Тульской кондитерской фабрики, братья Белолипецкие, вещи которых до сих пор хранятся в музее. Петр Козлов, по чьим рецептам и сейчас пекутся пряники, братья Гречихины, которые в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже сделали свой павильон из пряников, и этот пряничный домик попал во все тогдашние европейские газеты.

Пряники Гречихиных не раз получали золотые и серебряные медали на выставках во Франции и Англии, а купцам Белолипецким от императрицы Марии Федоровны в награду был пожалован золотой перстень с рубинами и бриллиантами. Медаль Петра Козлова за Гран-при в Риме и сейчас хранится в тульском музее.

Отдельное слово — о резных деревянных пряничных формах. Делать пряничные доски издав¬на было целой наукой. Резали их из березы или груши, от всего огромного дерева брали только нижнюю, самую крепкую часть ствола около корня — комель. Из этой части нарезали заготовки.

В старину их сушили очень долго — от пяти до двадцати лет - в специальных сараях со съемными стенами, чтобы лучи солнца не попадали на них. И только после этого наступала очередь особого мастера в пряничном деле — резчика. Этот мастер должен не только знать свойства дерева, но и обладать умелой рукой и точным глазом.
Резчик должен видеть узор в зеркальном отражении и уметь вырезать его в дереве, а это совсем непросто. И рисовать непременно надо самому, а не копировать чужие рисунки. Хорошему резчику не возбранялось в известный рисунок добавить что-то свое, но с умом, в традициях, лишнего пряник не потерпит. Есть у этих мастеров и свои секреты: на многорельефной доске тесто расплывается. Там, где рисунок расположен слишком близко к краю или нарушена глубина резьбы, тесто разорвется. Пряник, изготовленный в мелкой форме, выглядит невыразительно. Выпуклый рисунок, надпись со смыслом вокруг узора дают прянику привлекательность.

Добрые ласковые слова на пряниках — «От всей души», «С юбилеем», «Кого люблю, тому дарю» — делают угощение еще слаще. Испокон века, так люди признавались друг другу в любви, сватались и поздравляли с праздниками. Сладкие слова на меловом тесте - славно замешанные пряники получаются. Ешь сам, угощай друзей и дари любимым.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.