Цирк моего детства окончание
Большинство цирковых жанров: эквилибристика, иллюзион, акробатика, дрессура и пр. никогда не имели прямого отношения к жизни простого народа. Лишь конные трюки связаны с народной, да и то лишь с кавказской и казачьей жизнью. Иное дело состязания силачей, в том числе и борьба. Для них не нужны профессионалы. На ярмарках и праздничных гуляньях схватки между силачами, которые накануне ковали железо, ходили за плугом или таскали тяжелые мешки на мельнице, всегда были и у русских, и у татар, и у среднеазиатов, и у народов Кавказа. Это было любимое развлечение российской провинции. Вероятно, поэтому Госцирк никогда не проводил «чемпионаты по французской борьбе» в столичном цирке, считая это зрелище второсортным и оставляя его для провинциалов. Провинциалы же искренне любили грубоватый, но азартный и понятный исконно свой аттракцион. Не были исключением и ижевцы.
Приезд борцов предварялся рекламной компанией. «Ижевский цирк. Новая программа. Чемпионат мира по французской борьбе». Далее следовал перечень из 12-15 звучных фамилий со многими громкими титулами.
Под куполом зажигаются все огни. На манеже «ковер» - ватные маты, покрытые квадратным брезентом. Шпрехшталмейстер левитановским голосом объявляет открытие чемпионата и командует: «Парад алле!». Под бравурный марш все борцы торжественно выходят на арену и становятся вокруг ковра. Однако перед тем как ведущий начнет представлять их, я открою вам несколько секретов, о которых узнал, уже став взрослым.
Цирковая «французская» борьба имеет мало отношения к спортивным соревнованиям. Это шоу, главная цель которого привлечь зрителей, дать им захватывающее, азартное зрелище. Большинство схваток и общий ход соревнований предварительно отрежиссированы, победители известны заранее. В отличие от борьбы спортивной, здесь нет весовых категорий и «легковес» может сойтись с «супертяжеловесом», что резко увеличивает накал поединка.
У борцов есть три главных амплуа: «герой – любимец публики», «комик» и «злодей». Герои обычно красивы, гармонично сложены, ведут себя сдержанно, вес их не велик – 90-100кг. И предъявляют их в этом качестве уже при первом знакомстве с публикой, во время «парада-алле». Они «мастера спорта», «неоднократные чемпионы какого-либо флота», «подающие большие надежды», «любимцы Киева и Одессы» и т.д. У них красивые звучные имена: Николай Богун, Алекс Аберг, Георг Лурих. После объявления всех титулов – гордый шаг-вперед и сдержанный поклон. Комики не очень молоды, смешны и несуразны. Вес 130-150кг при небольшом росте, квадратное или шарообразное туловище, короткие ноги, большой живот, полное отсутствие шеи. Фамилии соответствующие: Загоруйко, Збышко-Цыганевич и др. Во время «парада-алле» идут вперевалку, даже «шаг-вперед» у них комичный. В злодеи назначаются борцы огромного веса и роста, но без всяких животов и прочей комичности, со зверскими лицами, руками до колен, обильной шерстью на теле. Все повадки их соответствуют амплуа.
Кроме того, в чемпионатах участвует четвертое амплуа – «загадочный или экзотический борец». Однажды, это был «борец-боксер»(?) чернокожий Франк Гуд. Сам факт появления огромного негра в Ижевске 1948г мог заметно увеличить посещаемость цирка. В другой раз, в схватках участвовал худой двухметровый борец с маленькой головой и руками до колен. Его объявляли как борца-любителя, председателя одного из татарских колхозов, который «между жатвой и посевной» бросил вызов борцам-профессионалам. В одном чемпионате был также борец в маске. О нем ходили всякие слухи (изуродованное лицо, родимое пятно) и догадки, снимет ли он маску в конце матча. Маску он не снял, сохраняя интригу.
В схватках борцы вели себя соответственно. Любимцы публики проводили красивые приемы: «суплес с падением на мост», «тур-де-бра». Неожиданно делали «свечу», освобождаясь из-под навалившегося на них огромного комика, или, резко подняв вверх руки и подогнув ноги, выскальзывали из смертельного «двойного нельсона», в который заключил их крючкорукий злодей. Комики пыхтели, уползали с ковра на четвереньках или подпрыгивая на попе. Смешно подскочив, они обрушивали свою 140-килограмовую тушу на любимца публики, стоящего на мосту (опора на голову и согнутые в коленях ноги). Злодеи хватали более легких соперников огромными руками и швыряли на ковер. Обхватив шею, как будто случайно зажимали им рукой рот. Под безумный свист и крики: «Рот зажал!», «Не по правилам!», «Позор!», арбитр разводил борцов. При всем этом, надо признать, что и борцы и организаторы были весьма профессиональны. Герои – красивы и бесстрашны, комики смешны, злодеи коварны. Ни на одном чемпионате мира, ни на одних олимпийских играх вы не увидите такого количества красивых приемов. И аплодисменты, и возмущенные крики не очень искушенных зрителей были вполне искренними. Я возмущался и ликовал вместе со всеми. Надо также отметить, что борцы никогда и не скрывали (хотя и не афишировали) условность своих шоу. Каждый год наиболее сильные борцы проводили в Гамбурге настоящий чемпионат французской борьбы и определяли настоящего чемпиона мира «по гамбургскому счету». Именно здесь завоевали свои награды и звания знаменитые борцы Поддубный и Заикин.
Однако вернемся к нашему ижевскому чемпионату. На первых представлениях закулисные режиссеры не очень накаляли атмосферу. Побеждали разные борцы, наиболее ярких героев и злодеев вместе не сводили. Ближе к окончанию напряжение возрастало. В схватках часто побеждали злодеи, но либо не очень явно, либо применяя запрещенные приемы, якобы не замеченные арбитрами. (Свист и дикие крики зрителей: «Неправильно!», «Судью на мыло!». И тогда объявлялся матч-реванш. Цирк полон. Теперь побеждает герой. Весь город обсуждает наиболее яркие схватки. Мальчишки борются на заснеженных дворах; воздухе мелькают валенки и ушанки.
Постепенно ажиотаж неизбежно иссякает. Все борцы переборолись, все матчи-реванши состоялись. И вот в игру вводится новый персонаж – «четвертое амплуа». Неожиданно приезжает экзотический Франк Гуд, или вызов борцам бросает великан председатель колхоза, или…. Вот об этом третьем «или» я вам сейчас расскажу.
Вскоре после открытия нового цирка в наш город приехали братья Белозеровы, мастера спорт, тренеры по классической («французской») борьбе. Почему именно по борьбе? Может быть некий дальновидный спортивный руководитель просчитал, что с открытием цирка, с ежегодными чемпионатами борьбы этот вид спорта в Ижевске будет просто обречен на популярность? Старший брат Константин – красавец-тяжеловес килограммов под 100 мог бы стать «любимцем публики». Высокий стройный с крепкой шеей (отличительная черта борцов классического стиля), сдержанно-немногословный. Говорили, что на тренерскую работу он перешел из-за травмы позвоночника. Младшего брата Алексея я помню хуже. Он был таким же статным, но более легким (85-90кг) светловолосым. Нет необходимости говорить, что с ума сошли все городские девушки. Даже обкатчики мотоциклов отошли на второй план.
Братья вели секцию классической борьбы в спортобществе «Зенит», которая вскоре стала весьма популярной среди рабочих парней. Ижевские борцы стали брать призовые места на чемпионатах страны. Была и детская секция, которую вел Константин и в которую я, конечно же, записался. Тренировался я сначала с энтузиазмом, научился «качать шею», переворотам с моста на четвереньки и обратно, а также упражнению «забегание вокруг головы». Узнал, что такое «суплес» и «тур-де-тет», а также о том, что пукнуть на тренировке не стыдно, а даже почётно, так как этот «самый физкультурный звук» свидетельствует о неподдельных стараниях спортсмена. Увы, мальчишкой я был не спортивным, более склонным к посещению библиотеки, борца из меня не получилось.
Вот теперь можно и назвать третий вариант оживления угасающего интереса к схваткам борцов. Это были огромные афиши: «Чемпион РСФСР 1946г, мастер спорта житель города Ижевск Константин Белозеров вызывает на ковер призеров чемпионата…». С таким допингом не мог сравниться ни экзотический негр, ни великан-колхозник. Никогда еще ижевчане не болели с таким жаром, никогда так горячо не обсуждали каждый прием, никогда так не ненавидели «злодеев», зажимавшим Константину рот или сдавливавшим горло. Разумеется, наш кумир эффектно победил относительно слабых противников, сделал ничью с несколькими сильными и при спорных обстоятельствах проиграл главному «злодею». Затем был матч-реванш, закончившийся ничьей. Все как положено. Надеюсь, заплатили Константину немало, но думаю, ему хватило бы просто взрыва любви и энтузиазма горожан, которые он ощутил. Город, переживший массу искренних эмоций, тоже был счастлив.
Воспоминание четвёртое: Цирковые девушки и эротика.
В старших классах мужской школы (обучение было раздельным) нам было 16, 17, а кое-кому и 18 лет. Естественно и неизбежно, несмотря на полуголодное военное детство, в мальчишках пробуждалось мужское начало, «бродила кровь», глаза, уши, руки и губы жаждали эротических впечатлений. Что же видели жадные мальчишеские глаза? Длинные платья, которыми девушки быстро и стыдливо прикрывали случайно обнажившиеся коленки, сатиновые шаровары на стадионах и в спортивных залах, закрытые купальники в секции гимнастики или во время краткого пляжного сезона. А если при игре в волейбол девичья юбка вдруг задиралась повыше, могли промелькнуть сиреневые панталоны на резинках, высмеянные позднее Жераром Филипом. Из многочисленных средств обольщения: красивого белья, макияжа, парфюма и прочего, использовались лишь природное кокетство и тайком заимствованная у мамы «Красная Москва». Как понимали мы «легкомыслие» Пушкина, который ежедневно созерцал такие декольте.
Девчонки из 25-ой школы, с которыми мы начали дружить в восьмом классе, были прелестны. Однако их чистота, естественность и скромность, в первую очередь, располагали к платонической дружбе, которая у некоторых пар плавно перетекала в законный брак на всю жизнь. Конечно, были и юношеская влюбленность, и провожания по ночному городу, и прощания с поцелуями. Но в неумелых поцелуях встречались плотно сомкнутые губы, а нетерпеливым ладоням позволялось осваивать очень ограниченные территории. Одним словом, все эти юные страсти лишь отчасти совмещались со словом «эротика». И когда недавно мой преклонный возраст и изменившееся отношение к «запретным темам» позволили задать прямой вопрос, одна из самых осведомленных наших подружек искренне ответила: «Конечно, все наши девчонки закончили школу невинными. Я, во всяком случае, ни об одном «взрослом» романе не знаю».
Что же еще могли увидеть жадные глаза взрослеющих подростков в 1948-1951гг? Самой эротической сценой советского кино был танец Любови Орловой на пушке («Я из пушки в небо уйду! Диги-диги-ду!». Большой фурор среди мальчишек произвел трофейный фильм «Девушка моей мечты» с Марикой Рёкк. На фоне других фильмов тех лет, он был не только необычно красочным, но и эротичным, хотя все сцены не переходили границ жёсткой немецко-австрийской нравственности. Показ его сопровождался всякими байками; говорили, что в фильме вырезаны многие откровенные сцены. Не вызывали особых чувств и обнаженные женские тела на картинах великих мастеров. Возможно из-за ужасного качества репродукций. Тем не менее, открытки и почтовые марки с такими картинами ценились и охотно демонстрировались друзьям. Испанскую почтовую марку с картиной Гойи «Маха обнаженная», которую я выкрал из коллекции старшей сестры, можно было обменять на десяток других марок. Вот на этом-то скудном фоне на рождающуюся юношескую чувственность огромное впечатление производили оперетта и цирк.
Ярославльский театр оперетты был эвакуирован в Ижевск в самом начале войны. Психологический феномен интереса людей к развлечениям легкого жанра в периоды трагических событий, когда близкие на фронте, а сами зрители изнемогают от тяжелого труда и экономят каждую копейку, обсуждался неоднократно. Сомнений он не вызывает, и в военном Ижевске проявился ярко. Конечно, театр ставил и патриотические спектакли типа «Раскинулось море широко», где действовали опереточные немецкие шпионы и храбрые советские разведчики, но основой репертуара, безусловно, были «Сильва», «Марица», «Роз Мари» и прочая классика.
Представления пользовались большим успехом, и мы, мальчишки и девчонки, именно здесь постигали азы романтической любви, коварства, ревности и сердечных страданий. Красивые актрисы, яркие костюмы, смело обнаженные (по тем временам) девушки балетной группы и прекрасная музыка рождали первые сильные эротические впечатления. Именно на «Роз Мари» в 14 лет я пригласил свою первую любовь, и впервые со страхом положил горячую руку на девичье плечо. К сожалению, театр вернулся домой вскоре после окончания войны.
Театр уехал, но остался цирк. Именно яркие цирковые впечатления совпали с рождением моей уже настоящей юношеской эротичности. В те годы только в цирке можно было увидеть такие прекрасные, тренированные, умело обнаженные женские тела. Красоту и смелость полета воздушных гимнасток, акробаток на батуте, гибкость девушек в пластических этюдах, изящество танцовщиц на канате, грацию наездниц. И такие костюмы, такие яркие улыбки, такие взгляды в зал, когда кажется, что взгляд этот предназначен только тебе. Одним словом, я очень благодарен цирку моего детства и юности, подарившему мне не только образцы смелости, силы, мастерства, но и прекрасные образы для юношеских эротических фантазий.
Послесловие: Сейчас мой детский цирк сломан, и на его месте воздвигнут огромный цирковой комплекс со всякими излишествами, вплоть до специальной гостиницы для VIP-персон. Я уверен, что там выступают прекрасные артисты, превосходящие любимцев моего детства. Однако современного зрителя, видевшего «по ящику» всё, вплоть до международных цирковых конкурсов в Монте-Карло и разоблачения цирковых фокусов, мало чем удивишь. А мне так жаль навсегда ушедшую простоту и естественность послевоенных цирковых артистов, наивность, способность восхищаться, удивляться и радоваться дорогих моих ижевчан. Впрочем, это уже стариковское. Сам город теперь прекрасен. Даже Михайловский собор, на развалинах которого мы играли в детстве, полностью реставрирован.
Свидетельство о публикации №223010400838