Об авторитетах. Глава третья

Одним из многих представителей европейской литературы, почитаемых образованной Россией, стал француз Никола Буало-Депрео(1636 - 1711), знаменитый поэт, литературный критик и теоретик классицизма.
Суть его классической эстетики - в духе строгой регламентации, дисциплины, незыблемого авторитета, который и является руководящим принципом классической эстетики. Универсальным авторитетом стал для классицизма человеческий разум, а его идеальным выражением в искусстве утверждалась классическая древность.

"Эстетическая теория классиков выросла на основе рационалистической философии, нашедшей своё наиболее законченное и последовательное выражение в учении Декарта".

"Признавая единственно достоверным методом рационалистическое обобщение и абстракцию , <...> эстетика классицизма  резко отрицательно относилась к эмпирическому восприятию отдельных частных явлений". Её идеал - абстрактный художественный образ (абстрактно общее).

Вместе с тем, классическое искусство постепенно утрачивало "в поисках всеобщего связь с конкретной жизнью".
Метафизически неизменным, то есть "вечным", оставался и эстетической идеал классицизма: "хороший" вкус, единый и неизменный, основанный на незыблемых правилах; всё, что не соответствовало этим правилам, объявлялось "дурным вкусом".

Трудно сегодня согласиться с тем, что "комедия" и "сатира" (лучшие их произведения) - это дурновкусие, "низкие" жанры...
Тогда как "трагедия - высокий"!

Однако, уже в те времена возникли враждебные классицизму течения: "прециозность"(салонная поэзия) и "бурлеск". Прециозная литература воспевала возвышенно-слащавые чувства, бурлеск намеренно низводил надуманную героику до уровня обыденности, ниспровергая тем самым авторитеты античности.

Классическая эстетика неустанно боролась(но, как мы знаем, проиграла эту битву) с этими явлениями литературы, а заодно и с литературой бытового реализма, слепо следуя "правилам", обнаруживая при этом нетерпимость, косность и антидемократические черты.
Но вот в России явился Пушкин и, сам того не предполагая, поставил в эстетическом споре окончательную точку: успешно осваивая "низкие" жанры, поднял русский бурлеск до уровня лучших образцов поэзии, населив свои сказки уникальными персонажами, волшебно-аллегорическими сюжетами, украсив тексты жемчугами русского национального языка!

Сегодня классицизм воспринимается всего лишь как важный этап формирования и развития общемирового художественного процесса. Тогда как пушкинский бурлеск пережил "высокие" оды и элегии русских классицистов конца 18 - начала 19 веков.

"Плебейское начало", столь ненавистное Буало, в русской литературе послепушкинского периода обретёт популярность и станет называться "народностью".


Рецензии
Алена! Как же Вам повезло. Я почти написал рецензию, ругая Вас налево и направо, а компьютер всё стер. Повторю всё только в тезисах. Зачем Вы пишите так сложно. Море терминов, которые смутно знает 0,01 часть из 0,001 части специально обученных. Тот кто хорошо понимает, тот говорит просто - объясняет на пальцах и вполне доступно пониманию других. Сложно о простом любой расскажет, а никто не поймёт, просто о сложном - тот, кто сам понимает и его многие поймут. Феликс Довжик

Феликс Довжик   12.07.2023 20:43     Заявить о нарушении
Так я работаю с научными статьями. Или поочти "так".
Данная статья написана научно-популярным стилем.
Цитирую себя же : пишу для тех, кто понимает.
Мой мозг так устроен. И, конечно, стихи, обнародованные мною,тоже не все просты и не всякому понятны...
Вы же поняли! Значит, на Стихире и, помимо Вас, обитают умные и образованные.
Вас я нашла на странице Левашова. Уважаю данного человека за доброту, и только. Но вот ведь какое дело: этого недостаточно для создания шедевров. Таковые Вы можете встретить у Татьяны Костандогло.
С пожеланиями.
Вы вот пишете пьесы... А их принимают театры к постановке?
Если "да", то какие?

Алена Кейдюк   12.07.2023 21:12   Заявить о нарушении
А "повезло" мне не сегодня, а в те годы, когда моим научным руководителем был Чуринов Николай Мефодьевич.

Алена Кейдюк   12.07.2023 21:15   Заявить о нарушении
Алёна! Думал вы сильно обидитесь, а вы отнеслись с долей понимания. Если я верно понял, это способ ознакомить тех, с кем можно обсудить подобные вопросы. Тогда я просто не в свою лужу попал Стихи понравились, я ждал нечто подобное в прозе. Я в этом новичок, мне в голову не приходило, что эту трибуну можно использовать не по прямому назначению. Помните в детской сказке - я не волшебник, я только учусь.
Вопросы вы мне задали очень хорошие, и у меня есть ответы.
В театрах даже почитать пьесу не берут. В моём любимом театре зав литературной частью полтора часа от меня отбивался, чтобы не взять почитать. И не взял. Я долго не понимал, в чем дело. Театрам не пьеса нужна, а гарантия, что она хорошо пройдет. Людей с собственным вкусом и мнением - один на сто миллионов. На этом не только театры, но и мода держится. Иная гордо идёт и думает, что она неотразима. Она с иголочки по моде. А наряд на ней, как на козе пианино.
Драматурга Вампилова помните. Очень хороший драматург был. Большой литературный чин приехал на Байкал. Ему устроили шикарную рыбалку. Когда Ампилов приехал в Москву - к нему с упрёком. Мы вас уже погода ждём, не дождёмся.
С моим романом у меня очень просто получилось. Собрал небольшую коллекцию отзывов - как будто друг у друга переписали. А в последнем журнале вышестоящий полистал мой труд и добавил: у вас же прекрасная профессия, а у нас свои авторы годами ждут очереди. Я подсчитал возможности журнала и больше их не тревожил.
Познер работал секретарём Маршака. Маршак уговорил его показать свои стихи журналу. Познер три своих двумя стихами Маршака переложил. Вердикт всё плохо, а эти два вообще никуда не годятся.
Такова жизнь, таковы люди. Я как-то своё послал в Науку и жизнь. Ответила образцовая дура. Школьная и институтская Зубрёжка. По-моему таких специально держат, чтобы отсылали не своих.
Проза и стихи ру - кто-то меня читает, даже иногда "Рассказы о математике" Хотя бы так. Издательствам нужны гарантии, что они на тебе заработают, а не твоя работа.
Найдешь важного, который даст гарантию, тебя опубликуют. Маршак учил - заводите знакомства. Я теперь вспоминаю Кавказскую пленницу: Будь проклят день, когда я связался с этим ослом. Вернуть бы годы, я бы отбил себе охоту заниматься литературой. Был бы читателем в своё удовольствие. В технике, в которой я работал, твой труд могут не взять, но, если макет работает, никто уже не заикнется, что твой труд не годится. А в литературе, ты же не знаешь, от каприза каких личностей ты зависишь. Поэтому свою инженерную работу вспоминаю с огромным удовольствием.
Не обижайтесь на меня. Не понял и полез куда не надо. Характер трудно переделать, почти невозможно. Феликс Довжик

Феликс Довжик   13.07.2023 18:32   Заявить о нарушении
Поскольку ответ Ваш пространен, отвечать буду тезисно.
1.Как раз - "по прямому назначению"! Данная статья опубликована в разделе "литературоведение".
Но у меня на Прозе есть и серьёзные произведения, и то, которое отражает мои взгляды на космогонию.
Есть я и на Стихире. Там давние произведения, и только стихи. Всё новое публикую на Прозе.

Алена Кейдюк   13.07.2023 21:03   Заявить о нарушении
2. Пьесы надо предлагать провинциальным театрам.
Вампилов начинал именно так.

Алена Кейдюк   13.07.2023 22:03   Заявить о нарушении
3. Никаких обид с моей стороны.
Диалог получился. При желании с Вашей стороны он может быть первым, но не единственным.

Алена Кейдюк   13.07.2023 22:08   Заявить о нарушении
4.Пишите, не сомневайтесь! "Душу выплеснуть в слова" - потребность, и не следует этому противиться.
"Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся"!
С пожеланиями!

Алена Кейдюк   13.07.2023 22:11   Заявить о нарушении