Растяни меха, гармошка!

"Я фанат музыки, и я могу слушать радио или музыку без всяких мыслей типа «Как бы мне это испоганить?» (смеется). Если я серьёзно задумываюсь о пародии, тогда уже настраиваю свои антенны и веду  себя более проактивно."
«Странный Эл» Янкович, музыкальный пародист

Странный Эл / Weird: The Al Yankovic Story, 2022

Наконец на стриминговых платформах вышел «Странный Эл» Эрика Аппеля, байопик о самом популярном и успешном музыкальном пародисте «Странном Эле» Алфреде Янковиче.

Немного о биографии самого Янковича: Альфред Мэттью Янкович родился в рабочей калифорнийской семье в 1959-м. В 7 лет он стал учиться игре на аккордеоне, родители хотели, чтобы в мире был еще один аккордеонист Янкович, отсылая к Фрэнки Янковику, популярному в 1940-х исполнителю польки. В 70-х треки Странного Эла начали крутить в юмористической радиопрограмме «Доктор Дементо», под этим псевдонимом выступал Бэрри Хансон. «Выстрелила» в 1979 году пародия на суперпопулярную в то время песню группы The Knack My Sharona (пародия называлась My Bologna, bologna - болонская колбаса, https://youtu.be/SHNeIjiTwpI  ).

В каждом из четырех десятилетий (с 1980-х по 2010-е) пародии Янковича исправно попадали в топ-40 списка Billboard Hot 100. Аналогичным достижением могут похвастаться только Мадонна, Майкл Джексон, U2 и Kenny G. Странный Эл - обладатель пяти премий «Грэмми», что является абсолютным феноменом для пародиста. Группа Nirvana полагает, что именно ему обязана несколькими дополнительными миллионами экземпляров проданного альбома «Nevermind» (1991), а рэпер Chamillionaire заявляет, что премией Grammy частично обязан Янковичу.

И вот, сам Янкович решил написать сценарий фильма о себе. На роль Странного Эла он без всякого кастинга взял Дэниэла Рэдклиффа и, надо сказать, не прогадал. Кстати, сам Эл тоже появляется в фильме в роли хозяина рекорд-компании Тони Скотти.  Сюжет фильма с определенными оговорками повторяет жизненный путь Странного Эла. Детство с жестоким отцом (Тоби Хасс), по причине, которая выяснится только в финале, запрещающем сыну даже думать об игре на аккордеоне. Знакомство с Доктором Дементо (Рэйн Уилсон), который становится своего рода наставником Эла. Забавна отсылка к Гарри Поттеру:
Эл: Ты будешь моим ментором?
Доктор Дементо: Я буду твоим де-ментором!
Персонаж Доктора действительно служит своего рода резонёром, отечески опекающим Эла. Доктор вводит Эла в свою тусовку, в которой мы видим и Энди Уорхола, и Сальвадора Дали, и Элиса Купера, и Джона Дикона из Queen (Янкович хотел, чтобы это был Фредди, но Queen этого не разрешили).

Надо сказать, что Эл как сценарист чётко соблюдает законы жанра, в котором работает наш герой. Пародия - это всегда гротеск, поэтому вторая часть - полная фантасмагория. Не случайно один из критиков назвал фильм «полубиографическим и полушизофреническим». В этой фантасмаогрии фигурируют и Опра Уинфри (Кинта Брансон), и Пабло Эскобар (Артуро Кастро), и Майкл Джексон, и (внимание!) Мадонна (Эван Рейчел Вуд) в качестве подружки Эла. В реальной жизни Эл и Мадонна действительно были знакомы, она даже попросила его сделать пародию на ее Like a Virgin, что он и сделал. Но о романтических отношениях речи не было. Но на то оно и кино. Когда я писал о фильме «Модильяни», я говорил о том, что многих событий из фильма в реальной жизни не было. Но таки ведь могло быть - здесь та же история.

Янкович хорошо проходится по индустрии шоу-бизнеса, особенно колоритны братья Скотти, то глумящиеся над Элом, то умоляющие его сотрудничать - в реальной жизни Янкович действительно какое-то время работал с The Scotty Brothers Records Company. И реальный Эл отличался завидной работоспособностью - выпускал по альбому в год, как он сам говорил, из страха, что его забудут. Забудешь такое, как же!

Особняком стоит фигура отца Эла, у Тоби Хасса отлично получился образ жесткого и бескомпромиссного «синего воротничка», работающего на фабрике, которая производит неизвестно что, и желающего такой же судьбы для своего сына.

Ну, и конечно, Дэниел Рэдклифф. Полагаю, что он уже давно вышел из шаблонов Гарри Поттера и заставил говорить о себе как о серьезном актере (взять хотя бы «Записки юного врача» или «Абсолютную власть»). И здесь Рэдклифф отрабатывает по полной, отнесясь к роли со всей серьезностью - он даже научился играть на аккордеоне, причем уроки ему давал сам Странный Эл.

Пусть в гротескной, абсурдной форме, но тем не менее фильм (не случайно это слово вынесено в название) задает серьезные вопросы: каково это - быть странным? Насколько далеко эта странность может быть бескомпромиссна? Ну, и извечные вопросы о бремени славы и жизненном выборе. Хотите подумать над ответами под руководством самого главного героя по сценарию его прототипа - добро пожаловать в странный мир Эла Янковича.

Photo by form PxHere


Рецензии