Где звёзды?

Как часто мы, урбанизированные современные люди, поднимаем по ночам наши глаза к небу, чтобы увидеть звезды? Помню, я делал это давно, когда возвращался с позднего спектакля, и не увидел ни одной звезды, а только неоновое марево над кварталами.

Сейчас мы не нуждаемся в звездном небе, но как сложилась бы наша жизнь, если бы звезд и вправду не было. А даже если они были, то интенсивность их света достигшего Земли была бы намного ниже порога светочувствительности человеческого глаза, и тогда никто даже не заподозрил бы, что звезды существуют. Только лемуры и пустынный муравей знали бы о них, но хранили от людей эту тайну.

***
– Дед, ты же бывал в других городах, расскажи, как ты странствовал?
– Это были далекие земли на самой окраине Содружества, тогда я был принят в службу королевских ориентирщиков. Мы только начали прокладывать пути к новым поселениям. Как это делалось? Шли в том направлении куда улетают птицы и устанавливали шест с флагом.
– А зачем?
– Так мы отмечали дорогу. Сперва шестами, потом их заменяли на высокие столбы, а иногда сооружали наблюдательную вышку. Ведь нет никаких меток, солнце и луна все время движутся по небу и не могут служить ориентиром долгое время, а холмы… они так похожи друг на друга. Поэтому на путях между селениями люди ставили столбы на таком расстоянии, чтобы, стоя около одного, можно было видеть два других. В нашем королевстве их почти повсеместно заменили на каменные колонны с гербами и надписями, но кое-где еще до сих пор пользуются шестами и флагами.
– А зачем вы шли за птицами?
– Птицы летали в пустыню и прилетали из неё, это давало нам надежду, что пустыня не бесконечна и за ней есть плодородные земли, а значит там могут жить другие люди. И мы находили другие королевства, которые присоединялись к Содружеству, и помогали нам исследовать мир.
– А за морем тоже могут быть королевства?
– Думаю, что да; птицы летают и через море, и на той стороне могут быть люди. Но в морскую волну не воткнёшь шест, и редко кто из тех, кого уносило за горизонт, возвращался. Куда безопаснее плавать по рекам. И если землю ещё можно изучить, и со временем вы это сделаете, когда система королевских ориентиров будет покрывать все территории, то Заморье навсегда останется легендой придворных мудрецов.
– Деда, мне теперь будет грустно от того, что я никогда не узнаю о том, правда ли Заморье существует, или это сказка.
– Это немного печально, но и на земле так много интересных и замечательных мест, что на твой век хватит. И даже больше. Так что не грусти понапрасну.
– Деда, а может…
– Та-а-ак, это почему ещё не спим, чего вы опять к деду пристаете, дайте же вы отдохнуть пожилому человеку, сорванцы, а то завтра никого с собой не возьму, – опять они прилипли к тебе с расспросами, отец? Снова про Заморье?
– Внукам интересно послушать отставного королевского ориентирщика, какой тут сон, хе-хе.
– Отец, по-секрету скажу: говорят, что какой-то искусник смастерил… то ли наконечник стрелы, то ли гвоздь особенный. Его много раз бросали в чан с водой, и каждый раз он занимал одно и то же положение. Если это и правда так, то его можно будет использовать для расчета путей, не нужны станут ориентиры, направление будет определяться по положению этого гвоздя. А если столбы не нужны, то можно будет уходить далеко в море и при этом всегда возвращаться.
– Меньше сплетни слушай, доченька. Гвоздь-указатель, впервые слышу! Как такое в голову может прийти? Шарлатанство какое-то, совсем мир рехнулся…


Рецензии