Врач и пациент. Земские врачи. 5

    -5-

Заведующего хирургическим отделением я недолюбливала. У меня были для этого основания. Он не отличался доброжелательным отношением к коллегам и держался высокомерно. Но главное, меня поражало,что он не умеет лечить пациентов консервативно. Его назначения ограничивались антибиотиками,спазмолитиками и инфузиями физраствора. Как и многие хирурги он занимался охотой и рыбалкой. Во время его отсутствия больница оставалась без хирурга,что очень затрудняло работу дежурного врача и обслуживание пациентов.

Но не смотря на все это он пользовался огромным авторитетом у населения поселка. Его, можно сказать, «на руках носили». Я долго не понимала:почему? Со временем я больше узнала об этом неоднозначном  человеке.

Он был очень талантливым хирургом. Из-за травма он лишился глаза. Это случилось давно.  Он до такой степени адаптировался,что мог оперировать один без ассистента,только при помощи операционной сестры. А это было крайне важно в условиях районной больницы,так как очень редко у нас работало более одного хирурга. Оперировал он очень хорошо. Делал уникальные для условий районной больницы операции. Я расскажу о нескольких случаях.

В хирургическое отделение поступил мужчина с тупой травмой живота. Он находился в алкогольном опьянении,когда на него напало несколько подростков. Один из них ударил его доской по животу. Сразу за медпомощью он не обратился,несколько дней лежал дома. При  поступлении в приемный покой у него уже были признаки перитонита, то есть воспаления брюшины.

На операции при ревизии хирург обнаружил прободение кишечника,наложил кишечные швы и хотел уже закончить операцию,но интуитивно решил еще раз провести ревизию. И нашел еще одно прободение кишечника размером два-три мм. Найти такую «ранку» при наличие отека и воспаления тканей-это просто чудо. А если бы он не нашел ее,то больной погиб бы от перитонита.

Пока был жив доктор К. он занимался лечением послеоперационных пациентов. Это спасало жизни многих больных, так как хирург Л. ,блестяще проведя операцию,затем почти предоставлял пациента его судьбе. Проблемы, описанного мной больного, не закончились удачно проведенной операцией. Надо было лечить перитонит. У больного не восстанавливалась моторика кишечника,а это очень опасное осложнение. Обычное в таких случаях лечение действия не оказало.

Доктор К. изучил по медицинской литературе, как производится эпидуральная блокада-это введение лекарства в эпидуральное пространство позвоночника,и сделал эту процедуру больному. Моторика кишечника восстановилась,пациент выздоровел.

Я лично была знакома с двумя людьми,которым хирург Л. провел операции на сердце. Это были ножевые ранения сердца. Эти пациенты не только выздоровели,но и полностью восстановились и даже не имели инвалидности.

Для успешного хирурга важны его личные способности и интуиция. Если способностей к хирургии нет, никакие теоретические знания не помогут. Я была знакома с тремя хирургами, один из них обучал нас хирургии в институте,которые были очень хорошо теоретически подготовлены,а на операциях совершали непростительные ошибки.

Наш преподаватель хирургии за ошибки на операциях был переведен на кафедру топографической анатомии. Дальнейшая его судьба мне не известна. Мне кажется он не любил хирургию,а хирургом стал по настоянию его отца-известного хирурга. Это только мое предположение. Но я уверена,что ошибок на операциях он совершать не хотел. Просто он не обладал нужными для хирурга качествами.

У нас в ЦРБ несколько лет работал молодой хирург С. Если мне нужна была какая-либо информация по хирургии,я обращалась к нему. Он наизусть знал все хирургические болезни,умел хорошо объяснять материал и кроме того был доброжелателен. Но оперировал он плохо. Даже посттравматическую рану не всегда мог качественно зашить. Через некоторое время он получил место на одной из кафедр нашего института и уехал от нас.

Между терапевтами и хирургами всегда существуют трения. Терапевты презирают хирургов за «тупость». Но из своего многолетнего опыта я могу сделать вывод,что очень умных хирургов следует опасаться. Для хирурга важна быстрая реакция,интуиция,способность в доли секунды оценить ситуацию и действовать немедленно. Если он начнет задумываться и взвешивать,то это может стоить больному жизни. Классический средний хирург обычно физически крепок,здоров,груб и не очень хорошо умеет лечить консервативно.

Хирург Л. не всегда вовремя делал операции,иногда отказывался лечить пациента под предлогом,что это не «хирургическая патология». Возможно причиной этому была накопившаяся за долгие годы «каторжной» работы хроническая усталость.

Приведу один пример. Пациентка обратилась с жалобами на сильные боли в животе. Хирург Л. ,осмотрев ее,хирургической патологии не нашел. Она была госпитализирована в терапевтическое отделение. Диагностика затруднялась тем,что у больной было выраженное ожирение. Мы-терапевты подозревали,что у пациентки имеется прободная язва желудка. Это может доказать только наличие газа в брюшной полости. Но на рентгеновском снимке ничего  не было видно из-за огромного количества жира. Состояние больной прогрессивно ухудшалось и через несколько дней она умерла. На вскрытие подтвердился диагноз прободной язвы желудка. Она умерла от перитонита.

Главный врач нашей ЦРБ почему-то никогда не делал хирургу Л. замечаний в присутствие других врачей,возможно боялся его,а может быть была другая причина. Но поговаривали,что в этом случае, он серьезно разговаривал с хирургом Л. Но это не привело к изменениям. В скором времени хирург Л. перешел работать в маленькую железнодорожную больничку,находившуюся в нашем поселке.

Дальнейшая его судьба мне неизвестна,так как я уехала из поселка. По слухам,он был избран главой администрации поселка или района. На этой должности у него возникли большие неприятности и он закончил жизнь самоубийством.               


Рецензии