Восток. Чимкент

Из серии Жизнь на колёсах. Часть 1. Советский Союз.

               
   А вообще, самым первым дальним моим путешествием стала поездка в 1973 году в Казахстан, в Чимкент.  Нина жила в Джамбуле, а в это время приехали они всей семьёй к родителям Сергея в Чимкент, и я там побывал.
   Это, конечно, были впечатления... Мы ездили на дачу к свату Филиппу Емельяновичу. Рядом была горная речка, и почти рядом начинались горы!
Это были настоящие горы! Отроги Тянь-Шаня... Нас набралось человек шесть, таких же, как я, по возрасту, и мы пошли в горы... Наверно это я слишком громко сказал... в горы... просто к горам.
   Первое впечатление нам немного подпортила какая-то тётка восточной внешности. Только мы отошли от речки в сторону гор — нам наперерез выбежала она с палкой и с криками... Я уже приготовился рвануть стометровку от неё, но мои спутники успокоили: «А, эт Фатима с инструктажем». Подбежала к нам и первое: «Гыр, гыр, гыр...» и что-то там про родителей, в основном по материнской линии.
    Потом на чистом русском выдала: «Камни не брать, цветы не рвать, бабочек, птиц, зверей не ловить!» Она работница заповедника, всё правильно вроде бы делает. Но  я подумал: «У, старая карга, напугала...» Ей тогда было лет сорок. А мне пятнадцать. А сейчас...  Однако, пошли дальше.

   Хотя казалось, что вот они, скалы, рядом, но идти до них оказалось долго, мне кажется, не меньше часа. Я там первый раз увидел явление «чёртовы ворота». Эффект для меня, пятнадцатилетнего степного пацана, был просто потрясающим...
Подходим к огромным, больше ста метров, скалам, и они перед нами плавно открываются; прошли немного, я оглянулся — а скалы опять сошлись, ворота захлопнулись... А объяснение простое. Поставьте перед собой две ладони на разном расстоянии и потом представьте, что вы проходите между ними, и потом оборачиваетесь.
   А впереди ещё больше скалы, верхушки покрытые снегом, а это июль. И вышли в какую-то котловину, вся она была покрыта ровной яркой зеленью. Просто альпийский луг... А впереди горы, скалы со снежными вершинами, и так сколько видит глаз... Это красота, не передать словами. Мы поднялись до половины скалы, пока было легко идти, а оттуда ещё красивее — дух захватывает...
   Таких гор я больше не видел нигде и никогда.
На Кавказе тоже горы. Тоже красивые.  Но те меня просто потрясли и очаровали. Я был тогда в восьмом классе.
   А вообще, все пейзажи красивые — надо только остановиться и не спеша посмотреть вокруг, посмотреть другими глазами. Леса разные: хвойные, лиственные — здорово, наши поля огромные, весной — зелёный бескрайний ковёр, летом — золотое, золотистое море — а в сильный ветер колосья, как волны, перекатываются и шелестят, и шепчутся как-то особенно. А речки и пруды утром, когда вода, как зеркало, и в ней отражается и трава, и деревья вокруг, и даже пролетающие птицы...
   Но горы завораживают, особенно когда на них смотришь с горы и не видишь края, они встают одна за другой, а следующая всё выше и величественней... Не зря наверно ещё в прошлом веке Высоцкий пел, что «лучше гор могут быть только горы».

   Запомнилась мне дача на крутом склоне: с одной стороны один этаж, с другой два. И огромный сад... По саду мы с Сергеем и с Валентином (они тогда были молодыми и задорными) пошли на речку... Идём, на ходу рвём, едим персики, урюк, ягоды, орехи и всё, что растёт в июле на даче. Перешагиваем через какие-то трубы, траву, тропинки. Они ничего не говорят, а я думаю: какой же длинный дачный участок, а потом оказалось, что там нет заборов между соседями, и мы объели несколько участков...
   Потом пришли на речку, вода исключительная, я заплыл и на спине плыву, и вдруг почувствовал: один камень чиркнул по спине, ещё и ещё... Потом я понял, что меня занесло течением на пороги. Я быстро встал на ноги, но течение там уже было такое, что  шагу никак не мог сделать, еле вышел. А оказывается, все купались в заводи, а я выплыл на течение и камни. Но и эта горная речка мне запомнилась надолго. Просто куча новых впечатлений.
   Потом на обратном пути я заехал в Уральск: там жил дядя, Василий Иванович. Он познакомил со всей своей большой семьёй. Показал дачу на Урале, город.
В общем, у меня получилось целое большое путешествие на восток.

А на следующий год мне довелось поехать далеко на запад.

2020год.


Рецензии