Страна Халиб в чеченских тептарах

О чрезвычайной древности источников, которые легли в основу опубликованных Н.С. Семеновым чеченских этногенетических преданий (тептаров), свидетельствует упоминание в них страны (местности) Халиб [1, с. 215]. На это обстоятельство в свое время обратил внимание исследователь А.Ф. Гольдштейн:

«У чеченцев есть легенда о миграции... какой-то части их предков из Закавказья вдоль Черноморского побережья. В книге Н.С. Семенова приводится перевод виденной им рукописи на арабском языке, в которой рассказывается об этом переселении. Детальное повествование, с обозначением попутных географических названий, заставляет верить в аутентичность этого предания. Между прочим, в этой легенде упоминается местность Халиб. Теперь такого названия нет, но в древности у юго-восточного побережья Черного моря жил народ халибы. Чеченские муллы не могли этого знать, если бы это они сочинили легенду о переселении. Исходным пунктом миграции, согласно этому преданию, называется Нахче-ван, т.е. "страна нахчей" (как называют себя чеченцы). На юге Закавказья есть город и селение с таким названием» [2, с. 209].

Геродот прямо отождествлял халибов с алародиями, т.е. с урартийцами («История», III, 94 и VII, 79). Представляется очень важным, что и Страбон засвидетельствовал тождество причерноморских халибов с халдами, как называли себя урартийцы. Античный географ отмечал, что «современные халдеи в древности назывались халибами» («География», XII, 3, 19). У Ксенофонта эти названия также чередуются и он посвящает им большие разделы как в «Киропедии» (кн. III, гл. 1, § 34; III, 2, 1; III, 2, 7; VII 2, 5), так и в «Анабазисе» (VII, 8, 5; IV, 3, 4; V, 5, 1; V, 5, 17; IV, 7, 15 и т.д.). Гекатею Милетскому и Ксенофонту известны два государственных образования, основанные халдами-урартийцами после падения Урарту – одно к северу от Армении, а другое, интересующее нас в данном случае, на Черноморском побережье [3, с. 122].

Исходя из этих и других античных свидетельств, австрийский урартолог Карл Фридрих Леман-Хаупт (С. F. Lehmann-Haupt) пришел к выводу, что после падения Урарту часть его жителей под давлением армянских племен отступила к северу и северо-западу, и те из них, что перебрались в историческую Колхиду, стали впоследствии известны под названием халибов//халдов [4, с. 708]. Отметим, что концепция Леман-Хаупта разделяется большинством европейских ученых-востоковедов.

Халды-урартийцы, судя по всему, продолжали жить не только в Причерноморье, но и в центральных областях Закавказья через много столетий после падения Урарту. К примеру, они упоминаются в картвельских источниках, относящихся к эпохе крещения Грузии, которое состоялось, как известно, в середине IV в. н.э. [3, с. 123]. Сохранился любопытный древний текст, повествующий об обстоятельствах крещения грузинского царя Мириана III св. Ниной: «На другой день царь Мириан и весь народ пришли, чтобы искать своих богов и, не найдя их, они, сильно перепуганные, встревожились и удивились. Большинство народа, жестокосердого и непреклонного, говорило: "Бог халдейцев Итруджан и наш бог Армаз всегда во вражде между собою, ибо сей Армаз когда-то напустил на него (т.е. на Итруджана. – Авт.) море, а теперь тот отомстил и это явил на этом"» [5, с. 69].

Этот текст дает ясно понять, что халды-урартийцы были известны грузинам по крайней мере в раннее средневековье. По всей видимости, отношения грузин с соседями-халдами были весьма неоднозначными, поскольку взаимная враждебность главных божеств этих народов – Армаза и Итруджана, на которой акцентирует внимание процитированный нами источник, свидетельствует о сложных взаимоотношениях и поклонявшихся этим божествам народов. Здесь важно обратить также внимание на указание, что в древние времена бог Армаз «напустил море» на Итруджана, что может быть воспринято как смутное воспоминание о том, что страна урартийцев (халдов) каким-то образом была связана с глобальным потопом. Таким образом, можно предполагать, что не только Библия упоминает Урарту («страна Арарат») в связи с потопом, но также и древние (дохристианские) грузинские предания сохранили неясные сведения о той же глобальной катастрофе.

По всей видимости, хуррито-урарты или их этнические восприемники продолжали жить в Закавказье (в, частности, в области Сасан// Сасун) и в более поздние времена. Сасанцы («сасанци»), входя номинально в состав Армянского царства, в языковом отношении не были армянами и даже в IX веке не понимали армянского языка, употребляя в общении свой собственный язык. Об этом совершенно недвусмысленно свидетельствует армянский историк IX-X вв. Фома (Товма) Арцруни. Вот что он пишет о жителях Сасана (Сасуна) в своей «Истории дома Арцруни»:

«Здесь вкратце дам я характеристику жителей горы (имеется в виду гора Сасун или, как ее еще называют, Хойт или Хут. – Авт.): кто и каковы они или каким образом в тяжком труде и в ужасных условиях они добывают себе пропитание и удовлетворяют свои насущные нужды. Жилища их находятся в глубоких оврагах, в горных ущельях, в лесных гущах и на горных вершинах. Живут они родами и так далеко друг от друга, что если кто из сильных мужчин закричит что есть мочи, то гул голоса его едва-ли где будет услышан, и произведет впечатление эха среди скал. Половина населения отвыкла от родного природного языка, так как живут они в далеких местах и не имеют общения между собою. Говорят они друг с другом на отрывочном и странном языке. И до того чужды и так непонятны они друг для друга, что даже нуждаются в переводчиках. В пищу употребляют они всякие бобовые, главным-же образом так называемое просо, которое в голодные годы у них именуется хлебом. Просо они орошают (вероятно, здесь описка переводчика, должно стоять «обмолачивают» – Авт.) ногами на полянах или сеют двурогими вилами. Для прикрытия своей наготы они одевают шерстяную одежду. Обувь изготовляют в виде сапогов из козьей кожи. Летом и зимою они удовлетворяются одной и той-же пищей и одной и той-же одеждой» [6, сс. 25-26].

Комментируя этот текст, акад. Я.А. Манандян отмечал: «Сведения, сообщаемые Фомой о жителях Сасуна, представляют чрезвычайную ценность. Из этих сведений видно, что Хутцы еще в девятом веке находились в первобытном – экономическом и социальном – состоянии, жили родовой жизнью и имели отсталое земледельческое хозяйство. Любопытно, в частности, то, что часть Хутцев говорила, по-видимому, не на армянском, а на каком-то непонятном языке. В дальнейшем изложении Фома Арцруни язык этот считает ''чуждым и не поддающимся исследованию''; повстанцев-же, говорящих на этом языке, называет ''сирийскими простолюдинами''. Однако, опираясь на новейшие исследования, можно, по-моему, с большим вероятием утверждать, что они были не сирийскими простолюдинами, а, вероятно, халдами или урартийцами, которые, как известно, постепенно слились с пришлыми арменами и вместе с последними считаются предками армян (хай-ов). Свидетельство Фомы Арцруни весьма ценно, поскольку оно указывает, что остатки древних халдов сохранились до девятого века в нагорном Сасуне» [6, с. 27].

Востоковед и урартолог Б.Б. Пиотровский, несмотря на свое в целом скептическое отношение к отождествлению халдов из средневековых закавказских источников с урартийцами, в данном случае был склонен солидаризироваться с Я.А. Манандяном относительно исторической ценности сведений, оставленных Фомой (Товмой) Арцруни, и поддержал утверждение ученого относительно того, что еще в IX столетии в горах Сасана (Сасуна) продолжали обитать халды-урартийцы [7, с. 9].

Академик Г.А. Капанцян также был склонен видеть в средневековых жителях Сасуна урартийцев, которых, как мы помним, в «поэтических», «возвышенных» древневосточных текстах называли Kuti (или Guti), т.е. «горцы». Ученый писал о горе Хут, по названию которой жителей Сасуна иногда именовали хутцами, так: «Имя района Xouth в Сасуне мы можем сближать с именем народа Kuti (Guti), упоминаемого в ассирийских надписях южнее Наирских племен… (см. также Джебель Джуди, имя горы, к северу от Ниневии, где остановился ковчег» [8, с. 132]. То есть, Г.А. Капанцян полагал, что гора Хут в Сасуне получила свое название по имени кутиев (гутиев), т.е. халдов-урартийцев, которых Товма Арцруни в IX веке там, на этой горе, и локализует. Примечательно, что гористая область Сасун (Сасан) в древности носила параллельное название Arzn (Арцн, как уже отмечалось, на чеченском и урартийском означает «горный», «гористый»), являясь, по старинным армянским преданиям, родиной древней армянской княжеской (а иногда и царской) фамилии Арцруни [8, сс. 100-101, примеч. 2].

То, что сасунцы («сасанци» по-армянски) или «народ Хута» не понимали армян и разговаривали с последними через переводчиков, отпечаталось и в армянской художественной литературе, отражающей историческое прошлое. В частности, об этом факте в своем историческом романе «В муках рождения» неоднократно упоминает писатель XIX века Церенц (Овсеп Шишманян) [9, сс. 30-32].

Возможно, свидетельство Фомы (Товмы) Арцруни о том, что в Сасане (Сасуне) еще в IX веке обитали халды (урартийцы) указывает на ту самую местность, откуда, по утверждению другого средневекового армянского историка Вардана Великого (Аравелци) переселились в устье Дарьяльского прохода цанары. Процитируем соответствующий отрывок из «Всеобщей истории» Вардана Аравелци:

«Точно таким же образом некоторые мужи халдейские, вышедшие из своего отечества, пришли в Гардман и сказали гардманскому князю – "Уступи нам часть Креста, данного тебе Ираклием, а мы примем христианскую веру и станем твоими слугами", что и исполнилось. Эмир багдадский, узнав об этом, стал грозить им, и они, устрашенные, удалились к подошве Кавказских гор. При помощи Христа, в Которого они уверовали, завладели они всеми (окрестными) областями, так что один из них, по имени Давид, вступивший в свойство с царем дцоро-гетским, вступил даже на престол. Эти Халдеи назвали свою область Тцанарк (т.е. Цанарк. – Авт.) на том основании, что в ней они узнали первое свое местожительство. И так как они говорили на иверийском языке, то гардманский князь пригласил для них хорепископа» [10, с. 122].

Относительно того, что цанары, якобы, говорили на иверийском (картвельском, грузинском) языке, Н.О. Эмин, переведший «Всеобщую историю» Вардана Аравелци на русский, в специальном примечании отмечает: «"И так как они говорили на иверийском языке, то гардманский князь пригласил для них хорепископа" – вот это место у нашего автора (т.е. Вардана Аравелци. – Авт.), заключает в себе грамматические неправильности, вследствие чего происходит и неясность смысла. Мы перевели его наугад, стараясь, впрочем, по разумению нашему, уловить мысль автора» [10, с. 122, примеч. 493]. Таким образом, утверждение о том, что цанары говорили на иверийском языке, является, как признается сам Н.О. Эмин, его домыслом и не вытекает из работы Вардана Аравелци.

Целый ряд ученых-кавказоведов считает цанаров народом чеченского этнического облика. В частности, известный кавказовед В.Ф. Минорский отмечал: «По-грузински ц’анар – мужественные горцы, живущие у Кавказского перевала, позже расширившие свои владения на восток, в Кахетию... Основные цанары, вероятно, были чеченского происхождения» [11, сс. 210-211]. Происхождение цанаров, их историю и этническое родство с чеченцами мы описали в специальной работе [12, сс. 37-50], с историографией этого вопроса можно ознакомиться у Г.Дж. Гумбы [13, сс. 153-164], так что, не будем здесь останавливаться на этой теме.

Укажем, что различия между написанием названий «халибы» и «халды», Б.Б. Пиотровский (со ссылкой на акад. Н.Я. Марра) объяснял тем, что в «яфетических (кавказских) языках при образовании множественного числа часто встречается сочетание двух, а иногда даже и более показателей множественности». И далее: «Это разъяснение термина, данное Н. Я. Марром, объясняет и смешение терминов "халибы" и "халдеи" античными авторами. По всей вероятности, разница этих терминов основана на том, что греки получали их из различных источников и что соседи халибов-халдеев прибавляли признак множественности соответственно своему языку» [7, с.8]. По сути, ту же самую мысль высказал также и известный арменовед Н. Адонц, признавший этническое тождество халибов и халдов. Относительно некоторого разночтения названий «халибы» и «халды» он пояснял, что «эти два слова и грамматически равносильны, так как -ib и -di равнозначущие приметы множественного числа…» [14, с. 58]. То есть, суффиксы -ib и -di, присоединенные к основе «хал», являются всего лишь показателями множественного числа, происходящими из различных языков (как считал Н. Адонц, из армянского и грузинского языков).

Таким образом, упоминающаяся в чеченских тептарах «страна Халиб» самым очевидным образом связана с халдами-урартийцами, которые продолжали жить в различных районах Закавказья длительное время после падения Урарту, вплоть до X-XI вв., а может быть и гораздо позже. 
__________________________________
1. Семенов Н.С. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб, типография А. Хомского и Ко., 1895 г., 487 С.
2. Гольдштейн А.Ф. Башни в горах. М., изд-во «Советский художник», 1977 г., 333 С.
3. Худадов В.Н. Халды-урартийцы после падения Ванского царства.//ВДИ, 1938 г., 122-126 С.
4. С. F. Lehmann-Haupt. Armenien einst und jetzt, II, 2. 1931.
5. Обращение Грузии. (Перевод с древнегрузинского Е. С. Такайшвили).//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 28. Тифлис, Канцелярия Главноначальствующего на Кавказе, 1900 г., 1-216 С.
6. Манандян Я.А. Народные восстания в Армении против арабского владычества. (Лекция, прочитанная в лекториуме Ереванского Государственного Университета в связи с тысячелетием великого армянского народного эпоса «Давида Сасунского»). Ереван, издание Государственного Университета, 1939 г. 28 С.
7. Пиотровский Б.Б. Припонтийские халдеи и урарты.//Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. Выпуск V. Издательство АН СССР. Москва-Ленинград. 1940 г., 5-10 С.
8. Капанцян Г.А. Историко-лингвистическое значение топонимики Древней Армении.//Историко-лингвистические работы. Т. II, Ереван, изд-во АН Арм. ССР, 1975 г., 539 С.
9. Церенц (Овсеп Шишманян). В муках рождения. (Пер. с армянского Анны Иоаннисиан). Ереван, Армгосиздат, 1961 г., 247 С.
10. Всеобщая история Вардана Великого (пер. Н.О. Эмина). М., Типография Лазарева Института Восточных Языков, 1861 г., 218 С.
11. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., изд-во Восточной литературы, 1963 г., 266 С.
12. Бакаев Х.З. Забытая война забытого народа.//Тайна Жеро-Канта. Варшава, изд-во SERLUO, 2013 г., 226 С.
13. Гумба Г.Дж. Нахи: вопросы этнокультурной истории (I тысячелетие до н.э.). Сухум, Абгосиздат, 2016 г., 543 С.
14. Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана: Политическое состояние на основе нахарарскаго строя. СПб., типография Императорской Академии наук, 1908 г., 526 С.

(На фото остатки Тушпы, столицы Урарту)


Рецензии